Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кормление пациента через назогастральный зонд




Цель: введение зонда и кормление пациента по назначению врача.

Показания: повреждения и отек языка, глотки, гортани, пищевода,
расстройство глотания и речи (бульбуный паралич), отсутствие сознания, отказ отприема пищи при психических заболеваниях и пр.

Противопоказания: атрезия и травмы пищевода, кровотечения из желудка и пищевода, варикозное расширение вен пищевода.

Оснащение: стерильный (лучше одноразовый) зонд 8-10мм в диаметре, воронка 200мл или шприц Жане (лучше одноразовый), зажим, глицерин, салфетки, раствор фурацилина 1:2000, зажим, фонендоскоп, 3-4 стакана теплой пищи, стакан теплой кипяченой воды, перчатки.

На зонде делают метку: вход в пищевод 30-35см, в желудок 40-45см, 12-перстную кишку 50-55см. Пациент садится, если нет противопоказаний.

Если пациент без сознания: вположении лежа, голову поворачивают набок. Зонд оставляют на весь период искусственного питания, но не более 2-3недель. Проводят профилактику пролежней слизистой.

 

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
1.Установить доверительные отношения с пациентом (или с его родственниками) Обеспечение осознанного участия в совместной работе.
2. Объяснить цель процедуры, получить согласие, объяснить последовательность действий. Соблюдение права пациента на информацию, осознанного участия в совместной работе.
3. Вымыть руки, осушить. Соблюдается личная гигиена медицинской сестры.
4. Определить длину вводимого зонда, измерив расстояние от мочки уха до крыла носа, + от резцов до пупка (или другим способом, например, рост в см – 100), поставить метку. Необходимое условие для введения зонда в желудок.
5. Налить в лоток раствор фурациллина 1: 2000 и погрузить в него зонд до отметки или полить глицерином Смачивание зонда облегчает введение его в желудок.
6. Уложить пациента на спину в удобное положение (сидя или лежа в положении Фаулера), прикрыть грудь салфеткой. Условия, обеспечивающие свободное прохождение зонда в области носоглотки.
Выполнение процедуры
1.Надеть перчатки. Обеспечить инфекционной безопасности.
2. Ввести в нижний носовой ход тонкий желудочный зонд на глубину 15-18см и предложить заглатывать зонд до метки. Обеспечивается свободное продвижение зонда в желудок.
3. Набрать в шприц Жане воздух 30-40мл и присоединить его к зонду.  
4. Ввести воздух через зонд в желудок под контролем фонендоскопа (можно дистальный конец зонда опустить в лоток с фурацилином или водой и по отсутствию пузырьков воздуха убеждаемся, что зонд в желудке). Выслушиваются характерные звуки, свидетельствующие о нахождении зонда в желудке.
5. Отсоединить шприц и наложить зажим на зонд, поместив наружный конец зонда в лоток. Предупреждается вытекание содержимого желудка.
6. Зафиксировать зонд отрезком бинта и завязать его вокруг лица и головы пациента. Обеспечивается фиксация зонда.
7. Снять зажим с зонда, подсоединить воронку или использовать шприц Жане без поршня и опустить до уровня желудка. Воздух выходит из желудка.
8. Наклонить слегка воронку и налить в нее подготовленную пищу, подогреть на водяной бане до 38-400С, постепенно поднимать воронку до тех пор, пока пища не останется только в устье воронки. После введения очередной порции пережимать дистальный конец зонда, Предупреждение попадания воздуха в желудок и вытекание содержимого желудка в воронку перед очередной порцией.
9. Опустить воронку до уровня желудка и повторить введение пищи в желудок. Введение нужного объема пищи проводить дробно по 30-50 мл, с интервалами в 1-3 мин. Обеспечение введения назначенного обема пищи.
10. Промыть зонд чаем или кипяченой водой после кормления. Обеспечение инфекционной безопасности.
Завершение процедуры
1. Наложить зажим на конец зонда, снять воронку и обернуть конец зонда стерильной салфеткой, зафиксировать зонд до следующего кормления. Профилактика выпадения зонда
2. Поместить конец зонда с зажимом в лоток или зафиксировать петлей бинта на шее пациента до следующего кормления.  
3.Осмотреть постельное белье на случайзамены. Помочь пациенту занять удобное положение Обеспечение физического и психологического комфорта
4. Снять перчатки, продезинфицировать. Обеспечение инфекционной безопасности
5.Вымыть руки, осушить. Соблюдение личной гигиены медперсонала
6.Подвергнуть дезинфекции использованный инструментарий в соответствии с действующими СанПиНами. Обеспечение инфекционной безопасности
7. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции пациента на нее. Обеспечение преемственности в уходе.

 

Примечание. Перед проведением последующих кормлений необходимо убедиться что зонд находится в желудке, аспирировать и осмотреть содержимое желудка, проверить качество фиксации зонда, осмотреть кожу и слизистую носовых ходов. При наличии в аспирационном содержимом крови и признаков нарушения эвакуации содержимого желудка пациента кормить НЕЛЬЗЯ, следует сообщить врачу!

 

Литература

Основная:

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Общий уход за больными», М, Медицина, 2010г.

2. Мухина С.А, Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» (издание 2-е) М., Родник, 2010г.

3. Обуховец Т.П., «Основы сестринского дела: практикум», РнД, «Феникс», 2010г.

4. Нормативные документы по теме:

а) выписка из приказа №288 МЗ СССР от 23.03.76 г. «Санитарно – гигиенический режим питания»,

б) выписка из приказа № 330 МЗ РФ от 05.08.2003 г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ Российской Федерации»,

в) «Об утверждении норм лечебного питания» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2013 №28995) приказ МЗРФ от 21.06.2013 №395н

г) «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов от 21.05.03г. СанПиН 2.1.3.1375- 03».

 

Дополнительная:

1. Гигиенические основы рационального и лечебного питания (руководство к практическим занятиям) часть 1,2. составители: профессор Тулинская Р.С., доцент Мякишев и др.

2. Обуховец Т.П., «Сестринское дело в терапии: практикум». «Медицина для вас»

 

 

Приложение № 1.

Выписка из Приказа МЗ СССР № 288 от 23.03. 76 г.

«Об утверждении инструкции о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц и о порядке осуществления органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы государственного санитарного надзора за санитарным состоянием лечебно-профилактических учреждений»

 

1У. Санитарно-гигиенический режим питания.

45. В пищеблоках больниц должны строго соблюдаться требования по устройству, содержанию и приготовлению пищи, предусмотренные действующими санитарными правилами для предприятий общественного питания.

46. В пищевом блоке на видном месте должны быть санитарные правила. Эти правила руководством больницы доводятся до сведения каждого работника пищевого блока больницы.

47. Медицинские осмотры и обследования работников пищевого блока, раздаточных и буфетных производят в соответствии с действующей инструкцией об обязательных медицинских осмотрах.

48. Персонал пищевого блока допускают к работе только после сдачи зачета санитарного минимума.

49. Категорически запрещается в помещениях пищеблока проводить мытье столовой посуды из отделений больницы. Мытье столовой посуды только в моечных буфетов.

50. Оборудование пищевых блоков и буфетных в отделениях больницы должно соответствовать действующему табелю оборудования больниц.

51. При отсутствии централизованной кольцевой доставки пищевых продуктов и хлеба, для перевозки выделяют специальный транспорт (крытый), который не реже одного раза в год подвергается паспортизации в учреждениях санэпидслужбы. Категорически запрещается перевозка белья, оборудования, больных и т.д.

52. При наличии центральной заготовочной транспортировку полуфабрикатов осуществляют в специальной маркированной таре и на отдельных подъемниках.

53. Для транспортировки готовой пищи в буфетных отделениях больницы используют термосы, тележки-термосы, мармитные тележки или плотно закрывающуюся посуду, мытье и хранение их надлежит осуществлять в специально выделенном для этих целей помещении при пищевом блоке.

54. Помещения буфетных при отделениях больницы должны быть обеспечены:

а) двухсекционными моечными ваннами, которые должны быть подключены к канализации, сетками для полоскания и сушки посуды

б) холодной и горячей водой, независимо от наличия горячего водоснабжения буфетные должны быть оборудованы электрокипятильниками непрерывного действия

в) электроплитой для подогрева пищи

г) шкафами для хранения столовой посуды и приборов для хранения продуктов /хлеб, соль, сахар/

д) столом с гигиеническим покрытием для раздачи пищи

е) комплексом посуды из расчета на одного больного: одна глубокая, мелкая и десертная тарелка, вилка, ложки /столовая и чайная/, кружка, а в детских учреждениях с запасом, согласно табелю оснащения

ж) баком для замачивания или кипячения посуды

з) моющими и дезинфицирующими средствами

и) уборочным инвентарем /ведра, ветошь, щетки и т.д./ с маркировкой для буфетной.

55. Подачу готовой пищи производят не более двух часов, прошедших после ее изготовления, исключая и время доставки пищи в отделение. Пища не должна загрязняться при транспортировке и раздаче.

56. Ввиду особых технологических требований к приготовлению лечебного питания, диетические блюда являются особо благоприятной средой для развития патогенных микроорганизмов. Особое внимание в связи с этим должно быть уделено реализации готовых блюд.

57. Категорически запрещают оставлять в буфетных остатки пищи после ее раздачи больным, а также смешивать пищевые остатки со свежими.

58. Раздачу пищи больным производят буфетчицы и дежурные медицинские сестры отделения. Раздачу пищи надлежит осуществлять в халате с маркировкой «для раздачи пищи».

59. Технический персонал, занятый уборкой палат и других помещений отделения, к раздаче пищи не допускается.

60. Питание всех больных отделения, за исключением тяжелобольных, производят в специальном помещении – столовой. Личные продукты питания больных /передачи из дома/ хранят в специальном шкафу, тумбочке - сухие продукты, и в специальном холодильном шкафу.

61. Передачи больным принимают в пределах разрешенного врачом ассортимента и количества продуктов.

62. После каждой раздачи пищи производят тщательную уборку буфетной и столовой с применением растворов дезинфицирующих средств.

63. Посуду подвергают обеззараживанию. Мытье посуды производят с учетом ее назначения и загрязнения - сначала кружки и чайные ложки, затем тарелки, столовые приборы. В помещениях буфетных на видном месте вывешивают инструкцию по осуществлению мытья и дезинфекции посуды.

64. Мочалки для мытья посуды и ветоши для протирания столов по окончании уборки замачивают в 0,5% растворе хлорамина на 60 минут или кипятят в течении 15 минут, затем сушат и хранят в специально выделенном месте.

65. Уборочный инвентарь после мытья полов замачивают в 0,5% растворе хлорамина на 60 минут в том же ведре. Следят, чтобы инвентарь использовался строго по назначению.

66. Персонал пищеблока и буфетных обязан соблюдать правила личной гигиены. Персонал пищеблока перед посещением туалета обязан снять халат. После посещения туалета обеззараживают руки в течение двух минут 0,1% раствором хлорамина.

67. Ответственность за оборудование пищеблока и буфетных больничных отделений и организацию питания несет главный врач больницы.

 

Приложение № 2.

Приказом Министерства

здравоохранения

Российской Федерации

от 05.08.2003 N 330

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ

В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

(в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ

от 07.10.2005 N 624, от 10.01.2006 N 2, от 26.04.2006 N 316)

 

Организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий.

С целью оптимизации лечебного питания, совершенствования организации и улучшения управления его качеством в лечебно-профилактических учреждениях вводится новая номенклатура диет (система стандартных диет), отличающихся по содержанию основных пищевых веществ и энергетической ценности, технологии приготовления пищи и среднесуточному набору продуктов.

Ранее применявшиеся диеты номерной системы (диеты N N 1 - 15) объединяются или включаются в систему стандартных диет, которые назначаются при различных заболеваниях в зависимости от стадии, степени тяжести болезни или осложнений со стороны различных органов и систем (таблица 1).

Наряду с основной стандартной диетой и ее вариантами в лечебно-профилактическом учреждении в соответствии с их профилем используются:

- хирургические диеты (0-I; 0-II; 0-III; 0-IV; диета при язвенном кровотечении, диета при стенозе желудка) и др.;

- специализированные диеты: высокобелковая диета при активном туберкулезе (далее - высокобелковая диета (т));

(абзац введен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2006 N 316)

- разгрузочные диеты (чайная, сахарная, яблочная, рисово-компотная, картофельная, творожная, соковая, мясная и др.);

- специальные рационы (диета калиевая, магниевая, зондовая, диеты при инфаркте миокарда, рационы для разгрузочно-диетической терапии, вегетарианская диета и др.).

Индивидуализация химического состава и калорийности стандартных диет осуществляется путем подбора имеющихся в картотеке блюд лечебного питания, увеличения или уменьшения количества буфетных продуктов (хлеб, сахар, масло), контроля продуктовых домашних передач для больных, находящихся на лечении в лечебно-профилактическом учреждении, а также путем использования в лечебном и энтеральном питании биологически активных добавок к пище и готовых специализированных смесей. Для коррекции пищевого рациона может включаться 20 - 50% белка готовых специализированных смесей (таблица 1а).

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 10.01.2006 N 2)

 

 

Приобретение смесей белковых композитных сухих для лечебного питания осуществляется в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 152н (в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 января 2006 г. N 01/32-ЕЗ Приказ в государственной регистрации не нуждается) по статье 340 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации "Увеличение стоимости материальных запасов" с отнесением готовых специализированных смесей для лечебного питания к разделу "продукты питания (оплата продовольствия), в том числе продовольственных пайков военнослужащим и приравненным к ним лицам".

(абзац введен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2006 N 316)

Номенклатура постоянно действующих диет в каждом лечебно-профилактическом учреждении устанавливается в соответствии с его профилем и утверждается на Совете по лечебному питанию. Во всех лечебно-профилактических учреждениях устанавливается как минимум четырехразовый режим питания, по показаниям в отдельных отделениях или для отдельных категорий больных (язвенная болезнь 12-перстной кишки, болезнь оперированного желудка, сахарный диабет и др.) применяется более частое питание. Режим питания утверждается на Совете по лечебному питанию.

Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов являются основой при составлении стандартных диет в лечебно-профилактическом учреждении (таблица 2). При формировании стандартных диет для детей и взрослых, получающих санаторно-курортное лечение, используют более дорогие сорта продуктов с учетом суточных норм питания в санаториях и санаториях-профилакториях (таблицы 3, 4, 5). При отсутствии полного набора продуктов на пищеблоке, предусмотренного сводным семидневным меню, возможна замена одного продукта другим при сохранении химического состава и энергетической ценности используемых лечебных рационов (таблицы 6, 7).

Контроль правильности проводимой диетотерапии должен осуществляться путем проверки соответствия получаемых больными диет (по набору продуктов и блюд, технологии приготовления, химическому составу и энергетической ценности) рекомендуемым характеристикам стандартных диет и путем проверки равномерного использования ассигнований по кварталам года.

Общее руководство диетпитанием в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет главный врач, а в его отсутствие - заместитель по лечебной части.

Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог. В тех случаях, когда должность врача-диетолога в лечебно-профилактическом учреждении отсутствует, ответственным за эту работу является медицинская сестра диетическая.

В подчинении врача-диетолога находятся медицинские сестры диетические и все работники пищеблока, обеспечивающие лечебное питание в лечебно-профилактическом учреждении в соответствии с данным Приказом.

На пищеблоке лечебно-профилактического учреждения контроль за соблюдением технологии приготовления и выходом готовых диетических блюд осуществляет заведующий производством (шеф-повар, ст. повар), контроль за качеством готовых диетических блюд - врач-диетолог, медицинская сестра диетическая, дежурный врач, разрешающий выдачу готовой пищи в отделения.

Все вопросы, связанные с организацией лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении, систематически (не менее 1 раза в квартал) заслушиваются и решаются на заседаниях Совета по лечебному питанию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...