Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные свойства и виды восприятия.




Свойства:

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Не является врожденным. Целостность –складывается на основе обобщения инф.об отдельных качествах и свойствах предмета(при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета). Структурность -восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Константность -относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него. Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Один и тот же предмет может по-разному восприниматься разными людьми. Осмысленность –способность сознательно воспринимать предмет, т.е.отнести его к определенному классу, связать с определенным словом. Активность(избирательность) -в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Виды восприятия: по модальности-зрительное,слуховое,осязательное,обонятельное,вкусовое. По форме существования материи-восприятие пространства(к пространств. свойствам предмета относятся величина, форма, положение в пространстве.Величина предмета зависит от величины его отражения на сетчатке,а оно-от угла зрения. На восприятие величины предмета может влиять то целое, где он находится-это перенесение св-ва целого на его отд.части. В восприятии формы предмета сохр.свойство константности, восприятие формы на значит.расстоянии может меняться. Восприятие объемной формы возможно благодаря бинокулярному зрению, мы смотрим 2-мя глазами, на сетчатке каждого глаза-разное изображ.предмета. Восприятие трехмерного пространства-вестибулярный аппарат);восприятие движения и времени(при движении предмета мы воспринимаем его движением глаз\головы. О течении времени мы судим по длительности и последовательности, в основе-биологические часы, оценка временного промежутка зависит от того,какими событиями он наполнен).

12. Индивидуальные различия в восприятии и его развитии у детей.

Различия в восприятии могут, в первую очередь, проявляться в различиях между типами восприятия. Целостный (синтетический) тип восприятия-люди улавливают прежде всего основное, общее, упуская детали и мелочи. Детализирующий(аналитический)тип –наоборот обращают много внимания на детали, общее впечатление отходит на второй план. Крайние варианты этих типов можно рассматривать как неординарное восприятие, которое позволяет человеку быть неординарной личностью. Описательный тип-стремятся просто передать увиденное и услышанное, без объяснения этого; объяснительный тип-наоборот, всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Объективный тип-строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают. Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности. Восприятие у детей: ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки. Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

Предмет и фон восприятия.

В каждый момент времени на органы чувств действуют много раздражителей, но не все они воспринимаются одинаково. Что-то выходит на передний план, а что-то отходит на задний. В соответствии с эти различают предмет, или объект, восприятия, т. е. то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на нас в это же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план». Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше различие между ними, тем проще выделить предмет. Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схо­жих предметов. Например, достаточно трудно проследить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Выделение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что надо найти, в особенности если это конкретный образ предмета. Во-вторых, выделение предмета из фона облегчает возможность обвести контуры предмета или перебрать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами. В-третьих, выделение предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности (на этом основаны различные рисунки с очертаниями лиц и пр.,где можно, «смотря по-разному», трансформировать изображение).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...