Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Теоретико-методологические основы педагогики




 

1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.

2. Положение о социальной природе педагогического процесса – теоретико-методологическая основа образования.

3. Учение о высшей нервной деятельности – естественнонаучная основа педагогики.

4. Я.А. Коменский – основоположник педагогики.

5. Вклад отечественных и западных педагогов в науку.

6. Организация педагогических исследований.

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Письменно ответьте на следующие вопросы (1-11):

- В чем сущность методологии педагогики (6, с. 93-94)?

- Каковы уровни методологического знания и их специфика в педагогике?

- В чем сущность основных современных учений, выступающих в качестве философского уровня методологии педагогики (краткий конспект по источникам (2; 6, с. 95-98; 7, с. 162-171; 8)?

- Каково значение системного подхода в педагогике (6, с.99)?

- Каковы конкретно-методологические принципы педагогических исследований (раскройте сущность)?

- Какова логика организации педагогических исследований?

- Каковы методы педагогических исследований (5, с. 39-49; 6, с. 105-110; 7, с. 42-70)?

2. Напишите аннотацию статьи (Шахов).

3. Выполните задание 5 (7, с. 171-172) и задание 7 (Дмитриев, с. 9).

4. Подготовьтесь к контрольной работе по терминам: «объект педагогики», «предмет педагогики», «функции педагогики», «отрасли педагогики».

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Понятийный аппарат педагогики

 

1. Воспитание как педагогическая категория.

2. Обучение как категория педагогики.

3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Понятия «образование» и «социализация».

4. Понятия «формирование» и «развитие».

5. Сущность педагогической деятельности, педагогического взаимодействия, педагогической системы как базовых категорий педагогики.

6. Понятия «самообразование», «самовоспитание».

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Изучите данные вопросы по источнику 6 (с. 77-87, 123-138; Развитие).

2. Раскройте письменно основные педагогические категории (2, 7, 8). Изобразите их соотношение с помощью кругов Эйлера. Сравните свою схему с рисунком 1 источника 7 (с. 28).

3. Устно ответьте на следующие вопросы:

- Чем отличается обучение от образования, формирование от развития?

- Почему необходимо педагогическое взаимодействие?

4. Написать аннотации статей (Андреева, Зятева, Савотина).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Общие закономерности развития

1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Процесс развития личности. Факторы развития личности.

3. Наследственность и развитие.

4. Влияние среды на развитие личности.

5. Роль обучения и воспитания в развитии личности.

6. Деятельность как фактор развития.

7. Диагностика развития.

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Изучите данные вопросы по источникам 5 (с. 83-95), 10 и 7 (с. 86-114), и выполните все задания, которые даются в тексте и после него.

2. Проанализируйте основные психолого-педагогические подходы к проблеме развития личности (биогенный, социогенный, биосоциальный, психогенный, идеалистический, современный).Найдите факты в пользу того или иного подхода.

3. Подберите методики для диагностики уровня развития младших школьников и своего уровня развития.

4. Законспектируйте статью (Горностаев).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Возрастные и индивидуальные особенности развития

1. Возрастная периодизация.

2. Акселерация.

3. Неравномерность развития.

4. Особенности воспитания и обучения учащихся различных возрастных групп.

5. Учет индивидуальных особенностей.

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Вспомните, что Вы узнали по данным вопросам на занятиях психологией.

2. Изучите данные вопросы по источнику 1 (170-207), 7 (с. 114-142) и выполните все задания, которые даются в тексте и после него.

3. Сравните психологическую и педагогическую периодизации детского возраста, сопоставьте с этапами социализации.

4. Подумайте, идет ли акселерация в настоящее время.

5. Подберите материал о вундеркиндах, прокомментируйте его.

6. Подготовьтесь к тесту по вопросам занятий 5, 6.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Педагогический процесс как система и целостное явление

1. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.

2. Понятие о педагогической системе.

3. Общая характеристика системы образования.

4. Сущность педагогического процесса.

5. Педагогический процесс как целостное явление.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите данные вопросы по источникам (6, с. 155-170; 7, с. 180-189). Выполните задания, которые в них даются.

2. Составьте опорный конспект по данным вопросам.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Закономерности и принципы целостного педагогического процесса

1. Понятия «законы», «закономерности», «принципы».

2. Специфика проявления законов диалектики в педагогике.

3. Законы и закономерности педагогического процесса.

4. Понятие о принципах педагогического процесса.

5. Принципы организации педагогического процесса.

6. Принципы управления деятельностью воспитанников.

7. Этапы педагогического процесса.

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Выписать определения понятий «законы», «закономерности», «принципы» (2, 8).

2. Изучите данные вопросы по источникам (6, с. 171-185; 7, с. 189-198). Выполните задания, которые в них даются.

3. Из словаря выпишите значение терминов «диагностика», «прогнозирование», «проектирование», «планирование».

4. Составьте опорные конспекты «Законы и закономерности педагогического процесса», «Принципы педагогического процесса».

5. Законспектируйте статью (Сенько).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...