Тема: Теоретико-методологические основы педагогики
1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. 2. Положение о социальной природе педагогического процесса – теоретико-методологическая основа образования. 3. Учение о высшей нервной деятельности – естественнонаучная основа педагогики. 4. Я.А. Коменский – основоположник педагогики. 5. Вклад отечественных и западных педагогов в науку. 6. Организация педагогических исследований.
Задания для самостоятельной работы:
1. Письменно ответьте на следующие вопросы (1-11): - В чем сущность методологии педагогики (6, с. 93-94)? - Каковы уровни методологического знания и их специфика в педагогике? - В чем сущность основных современных учений, выступающих в качестве философского уровня методологии педагогики (краткий конспект по источникам (2; 6, с. 95-98; 7, с. 162-171; 8)? - Каково значение системного подхода в педагогике (6, с.99)? - Каковы конкретно-методологические принципы педагогических исследований (раскройте сущность)? - Какова логика организации педагогических исследований? - Каковы методы педагогических исследований (5, с. 39-49; 6, с. 105-110; 7, с. 42-70)? 2. Напишите аннотацию статьи (Шахов). 3. Выполните задание 5 (7, с. 171-172) и задание 7 (Дмитриев, с. 9). 4. Подготовьтесь к контрольной работе по терминам: «объект педагогики», «предмет педагогики», «функции педагогики», «отрасли педагогики».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4 Тема: Понятийный аппарат педагогики
1. Воспитание как педагогическая категория. 2. Обучение как категория педагогики. 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Понятия «образование» и «социализация». 4. Понятия «формирование» и «развитие». 5. Сущность педагогической деятельности, педагогического взаимодействия, педагогической системы как базовых категорий педагогики.
6. Понятия «самообразование», «самовоспитание».
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучите данные вопросы по источнику 6 (с. 77-87, 123-138; Развитие). 2. Раскройте письменно основные педагогические категории (2, 7, 8). Изобразите их соотношение с помощью кругов Эйлера. Сравните свою схему с рисунком 1 источника 7 (с. 28). 3. Устно ответьте на следующие вопросы: - Чем отличается обучение от образования, формирование от развития? - Почему необходимо педагогическое взаимодействие? 4. Написать аннотации статей (Андреева, Зятева, Савотина).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5 Тема: Общие закономерности развития 1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». 2. Процесс развития личности. Факторы развития личности. 3. Наследственность и развитие. 4. Влияние среды на развитие личности. 5. Роль обучения и воспитания в развитии личности. 6. Деятельность как фактор развития. 7. Диагностика развития.
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучите данные вопросы по источникам 5 (с. 83-95), 10 и 7 (с. 86-114), и выполните все задания, которые даются в тексте и после него. 2. Проанализируйте основные психолого-педагогические подходы к проблеме развития личности (биогенный, социогенный, биосоциальный, психогенный, идеалистический, современный).Найдите факты в пользу того или иного подхода. 3. Подберите методики для диагностики уровня развития младших школьников и своего уровня развития. 4. Законспектируйте статью (Горностаев).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6 Тема: Возрастные и индивидуальные особенности развития 1. Возрастная периодизация. 2. Акселерация. 3. Неравномерность развития. 4. Особенности воспитания и обучения учащихся различных возрастных групп. 5. Учет индивидуальных особенностей.
Задания для самостоятельной работы:
1. Вспомните, что Вы узнали по данным вопросам на занятиях психологией. 2. Изучите данные вопросы по источнику 1 (170-207), 7 (с. 114-142) и выполните все задания, которые даются в тексте и после него. 3. Сравните психологическую и педагогическую периодизации детского возраста, сопоставьте с этапами социализации. 4. Подумайте, идет ли акселерация в настоящее время. 5. Подберите материал о вундеркиндах, прокомментируйте его. 6. Подготовьтесь к тесту по вопросам занятий 5, 6.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7 Тема: Педагогический процесс как система и целостное явление 1. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. 2. Понятие о педагогической системе. 3. Общая характеристика системы образования. 4. Сущность педагогического процесса. 5. Педагогический процесс как целостное явление.
Задания для самостоятельной работы: 1. Изучите данные вопросы по источникам (6, с. 155-170; 7, с. 180-189). Выполните задания, которые в них даются. 2. Составьте опорный конспект по данным вопросам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8 Тема: Закономерности и принципы целостного педагогического процесса 1. Понятия «законы», «закономерности», «принципы». 2. Специфика проявления законов диалектики в педагогике. 3. Законы и закономерности педагогического процесса. 4. Понятие о принципах педагогического процесса. 5. Принципы организации педагогического процесса. 6. Принципы управления деятельностью воспитанников. 7. Этапы педагогического процесса.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выписать определения понятий «законы», «закономерности», «принципы» (2, 8). 2. Изучите данные вопросы по источникам (6, с. 171-185; 7, с. 189-198). Выполните задания, которые в них даются. 3. Из словаря выпишите значение терминов «диагностика», «прогнозирование», «проектирование», «планирование». 4. Составьте опорные конспекты «Законы и закономерности педагогического процесса», «Принципы педагогического процесса». 5. Законспектируйте статью (Сенько).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|