Методика «Исследования словесно-логического мышления»
(направлен на выявление осведомлённости, выявление существенных признаков)
· У сапога всегда есть… шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы · В тёплых краях живёт… медведь, олень, волк, верблюд, пингвин · В году… 24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. · Месяц зимы… сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март · В нашей стране не живет… соловей, страус, аист, синица, скворец · Отец старше своего сына… часто, всегда, никогда, редко, иногда · Время суток… год, месяц, неделя, день, понедельник · У дерева всегда есть… листья, цветы, плоды, корень, тень · Время года… август, осень, суббота, утро, каникулы · Пассажирский транспорт… комбайн, самосвал, автобус. Экскаватор, тепловоз
(направлен на сформированность обобщающих понятий)
· Окунь, карась … · Метла, лопата… · Лето, зима… · Огурец, помидор… · Сирень, орешник… · Шкаф, диван… · Июнь, июль… · День, ночь… · Слон, муравей… · Дерево, цветок…
3. Психодиагностика наглядно действенного мышления детей 6 - 7 лет. Тест "Вырежи фигуру" Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 6 до 7 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры на рис 8 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)
Оценка результатов В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания 10 баллов – все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов. 8-9 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм 6-7 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм. 4-5 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм. 2-3 балла – все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм 0-1 балл – ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм. Выводы об уровне развития
Диагностика воображения 1.Диагностика на воображение детей 6 - 7 лет. "Придумай игру" Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-нибудь игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора: 1) Как называется игра? 2) В чем она заключается? 3) Сколько человек необходимо для игры? 4) Какие роли получают участники в игре? 5) Как будет проходить игра? 6) Каковы правила игры? 7) Чем должна будет закончиться игра? 8) Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников? Оценка результатов Вответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Поэтому ребенку необходимо помогать, задавая наводящие вопросы, но не подсказывать ответы.
Критерии оценки 1) оригинальность и новизна, 2) продуманность условий, 3) наличие различных ролей, 4) наличие правил, 5) точность критериев оценки успешности проведения игры. По каждому из этих критериев ребенок может получить от 0 до 2 баллов О баллов — полное отсутствие определенного признака, 1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака 2 балла — отчетливая выраженность в игре соответствующего признака. Выводы об уровне развития 10 баалов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4-7 баллов — средний; 2-3 балла — низкий; 1 балл — очень низкий. 2.Методика на воображение ребенка. "Нарисуй что - нибудь" Т.Д. МАРЦИНКОВСКОЙ Инструкция: Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 4-5 минут. Качество рисунка оценивается по следующим критериям: 10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны. 8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо. 5-7баллов — ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление. 3-4 балла — ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинально. Фантазияпросматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны. 0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничегонарисовать или нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 5- 7 баллов — средний; 3-4 балла — низкий; 0-2 балла — очень низкий 3. Методика на воображение ребенка. "Придумай рассказ" Р.С. НЕМОВА Инструкция: Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем - либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка. Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам: 1) скорость придумывания рассказа;
2) необычность, оригинальность сюжета; 3) разнообразие образов, используемых в рассказе; 4)проработанность и детализация этих образов; 5) эмоциональность образов. По каждому из названных признаков рассказ может получить 0 до 2баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот илии признак из перечисленных выше. Оценка результатов Скорость придумывания рассказов оценивается: 2 баллами — если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд; 1 баллом — если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты; 0 баллов — если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать. Необычность, оригинальность сюжета оценивается: 2 баллами — если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален; 1 баллом — если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя; 0 баллов — если ребенок просто механически пересказы то, что он когда-либо видел Разнообразие образов оценивается: 2баллами — если в рассказе имеется четыре и более персонажей (вещи,события); 1 баллом — если в рассказе используется 2-3 персонажа; 0 баллов - если в рассказе говорится только об одном персонаже. Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом: 2 баллами - если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками; 1 баллом — если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака; 0 баллов — если персонажи в рассказе только называются и дополнительно не характеризуются. Эмоциональность образов в рассказе оценивается так: 2 баллами — если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны; 1 баллом — если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ; 0 баллов — если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4- 7 баллов — средний; 2-3 балла — низкий; 1 балл — очень низкий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|