Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие интонационно-выразительных средств речи в онтогенезе




Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

1 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………6

1.1 Развитие интонационно-выразительных средств речи в онтогенезе…………………………………………………………..……...6

1.2 Особенности выразительной стороны речи у дошкольников с ОНР………………………………………………………………………..14

2 ИЗУЧЕНИЕ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ……….26

2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента..……26

2.2 Анализ результатов и выводы констатирующего эксперимента.29

3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ПРОЦЕССЕ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ…………………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………………60

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..65

Введение

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики и интонационно-выразительных средств. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50-60-х гг. XX века. Проблема коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями широко рассматривались в работах Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной Н. А. Чевелевой и др.

На современном этапе коррекционно-педагогической работы по развитию речи с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, достаточно внимания уделяется звукопроизношению, грамматическому строю речи, лексическому запасу слов и т.д., но, однако, речь имеет такую характеристику, как выразительность. Вместе с тем, анализ литературных источников в области коррекционной педагогики и логопедии показал недостаточность научно-методических рекомендаций по проведению педагогической работы, направленной на формирование интонационно-выразительной стороны речи у дошкольников с ОНР.

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является определение наиболее эффективного пути логопедической работы по формированию интонационно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР III уровня.

  Задачи исследования:

 - изучить литературу по проблеме развития интонационно-выразительных средств речи детей дошкольного возраста;

 - выявить уровень формирования интонационно-выразительной стороны речи у дошкольников с ОНР III уровня;

- рассмотреть условия формирования ……….

Методы исследования:

- анализ литературы;

- констатирующий эксперимент;

- качественный и количественный анализ результатов исследования.

Организация исследования: исследование проведено на базе МДОУ д/с комбинированного вида №18 п. Развилка, Московской области. В нем приняли участие 14 детей в возрасте 5-6 лет логопедической группы с заключением МППК «общее недоразвитие речи третьего уровня».

Структура и объем курсовой работы. Курсовой работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 10 источников и приложения. Работа иллюстрирована двумя таблицами и двумя рисунками. Общий объем диплома составляет 20 страниц.

 

 

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие интонационно-выразительных средств речи в онтогенезе

В отечественной педагогике вопросами онтогенеза речевого развития занимались многие ученые, такие как А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Л.Т. Журба, А.А. Леонтьев, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Д.Б. Эльконин и другие. В работах ученых подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства.

     Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познаватель­ной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноцен­ное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою оче­редь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Ов­ладение ребенком речью в определенной степени регулирует его пове­дение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить ведущие периоды речевого развития [цит. по 14, с.16-21].

    1-й подготовительный (с момента рождения - до года);

    2-й преддошкольный (от года до 3 лет);

    3-й дошкольный (от 3 до 7 лет);

    4-й школьный (от 7 до 17 лет).

  Рассматривая онтогенез речевого развития, мы делаем акцент на формирование выразительных средств речи у детей, так как эта сторона речи будет рассматриваться в экспериментальном обследовании.

   Рассмотрим развитие речи ребенка в период подготовительного этапа.

Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует кри­ком. Крик - первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ре­бенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. Поэтому, если в разделе «анамнестические данные» указывает­ся, что ребенок родился в асфиксии и сразу не закричал, то эта информация уже может быть важным диагностическим симптомом для логопеда [24].

Период «гуляния» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем - в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для становления членораздель­ной речи. «Гуляние» у всех детей народов мира одинаково.

   В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются но­вые, типа гн-агн, ля-аля и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколь­ко раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удоволь­ствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накорм­лен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоци­онального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытает­ся разнообразить голос выразительной интонацией.

  Чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется и так называемое «зрительное общение» во время которого ребенок всмат­ривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. В сво­их работах О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент

[32].   Дано в сокращении

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...