Развитие интонационно-выразительных средств речи в онтогенезе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3 1 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………6 1.1 Развитие интонационно-выразительных средств речи в онтогенезе…………………………………………………………..……...6 1.2 Особенности выразительной стороны речи у дошкольников с ОНР………………………………………………………………………..14 2 ИЗУЧЕНИЕ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ……….26 2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента..……26 2.2 Анализ результатов и выводы констатирующего эксперимента.29 3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ПРОЦЕССЕ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ…………………...35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...57 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………………60 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..65 Введение Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики и интонационно-выразительных средств. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50-60-х гг. XX века. Проблема коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями широко рассматривались в работах Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной Н. А. Чевелевой и др.
На современном этапе коррекционно-педагогической работы по развитию речи с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, достаточно внимания уделяется звукопроизношению, грамматическому строю речи, лексическому запасу слов и т.д., но, однако, речь имеет такую характеристику, как выразительность. Вместе с тем, анализ литературных источников в области коррекционной педагогики и логопедии показал недостаточность научно-методических рекомендаций по проведению педагогической работы, направленной на формирование интонационно-выразительной стороны речи у дошкольников с ОНР. Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является определение наиболее эффективного пути логопедической работы по формированию интонационно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР III уровня. Задачи исследования: - изучить литературу по проблеме развития интонационно-выразительных средств речи детей дошкольного возраста; - выявить уровень формирования интонационно-выразительной стороны речи у дошкольников с ОНР III уровня; - рассмотреть условия формирования ………. Методы исследования: - анализ литературы; - констатирующий эксперимент; - качественный и количественный анализ результатов исследования. Организация исследования: исследование проведено на базе МДОУ д/с комбинированного вида №18 п. Развилка, Московской области. В нем приняли участие 14 детей в возрасте 5-6 лет логопедической группы с заключением МППК «общее недоразвитие речи третьего уровня». Структура и объем курсовой работы. Курсовой работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 10 источников и приложения. Работа иллюстрирована двумя таблицами и двумя рисунками. Общий объем диплома составляет 20 страниц.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие интонационно-выразительных средств речи в онтогенезе В отечественной педагогике вопросами онтогенеза речевого развития занимались многие ученые, такие как А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Л.Т. Журба, А.А. Леонтьев, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Д.Б. Эльконин и другие. В работах ученых подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить ведущие периоды речевого развития [цит. по 14, с.16-21]. 1-й подготовительный (с момента рождения - до года); 2-й преддошкольный (от года до 3 лет); 3-й дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й школьный (от 7 до 17 лет). Рассматривая онтогенез речевого развития, мы делаем акцент на формирование выразительных средств речи у детей, так как эта сторона речи будет рассматриваться в экспериментальном обследовании. Рассмотрим развитие речи ребенка в период подготовительного этапа. Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик - первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. Поэтому, если в разделе «анамнестические данные» указывается, что ребенок родился в асфиксии и сразу не закричал, то эта информация уже может быть важным диагностическим симптомом для логопеда [24]. Период «гуляния» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем - в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи. «Гуляние» у всех детей народов мира одинаково.
В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией. Чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется и так называемое «зрительное общение» во время которого ребенок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. В своих работах О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент [32]. Дано в сокращении
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|