Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологические права и обязанности граждан




Министерство образования Республики Беларусь

УО «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

Курсовая работа

 

Экологические права и обязанности граждан и их объединений в Республике Беларусь


Введение

 

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы.

Первая - потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Эта форма названа - экономической.

Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формой.

Экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные, правовые механизмы. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.

Государственная экологическая стратегия РБ: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

1.
Понятие правового экологического статуса и источники его формирования

 

Любой субъект, вступающий в те или иные правоотношения, обладает определенным статусом, который представляет собой совокупность прав и обязанностей такого субъекта, закрепленных в законодательстве. Не являются исключением в этом смысле и экологические правоотношения. Поэтому применительно к участникам таких правоотношений правомерно говорить о наличии у того или иного субъекта определенного правового экологического статуса, формируемого совокупностью закрепленных в экологическом законодательстве прав и обязанностей.

Основным источником формирования правового экологического статуса граждан, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории нашего государства, является Конституция РБ, в которой сказано о регулировании и защите прав и свобод человека и гражданина. Это, с одной стороны, может быть истолковано как исключительная прерогатива Республики Беларусь на законодательное установление тех или иных прав человека и гражданина, в том числе экологических прав. Однако, усиление правового статуса личности дополнительными правами за счет принятия конкретным субъектом Республики Беларусь своего законодательного акта и возложения им на себя обязанностей по финансовому, материальному и иному обеспечению таких прав едва ли можно назвать антиконституционным шагом. Тем более, согласно Конституции РБ, перечисленные в ней права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.


Экологические права и обязанности граждан

 

Конституционное законодательство Республики Беларусь урегулировало право граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду (ст.46 Конституции Республики Беларусь) и право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34 Конституции Республики Беларусь). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто в специальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан - права и обязанности в области охраны окружающей среды.

Эти нормы закрепляют именно охранительный аспект экологических прав, составляя, таким образом, самостоятельную группу прав белорусских граждан. Иные экологические права и обязанности, в основном объединяющие правомочия граждан по использованию природных ресурсов, составляют содержание других законодательных источников, таких, как Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный и Лесной Кодексы, Законы «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха». Эти права являются юридической формой реализации экономических прав и имеют в значительной степени потребительский характер.

Право на благоприятную окружающую среду является новым для конституционного законодательства Республики Беларусь. Впервые это право как известно было закреплено в Законе «Об охране окружающей среды», принятом 26 ноября 1992г.

Статья 2 этого закона называет в качестве одного из принципов охраны окружающей среды - обеспечение права граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду.

Ныне действующая конструкция экологических прав граждан, закрепленных в статье 5 Закона «Об охране окружающей среды» отражает, в основном, сферу организационных отношений, в которых могут участвовать граждане с целью реализации своей социальной активности в общественном экологическом движении. Однако, признавая необходимость экологических прав, как прав отдельного индивидуума, мы отдаем себе отчет, что реализовать экологические права гражданину легче в общественном объединении, чем самостоятельно. По смыслу ч.1ст.7 Закона «Об охране окружающей среды» общественные объединения в области охраны окружающей среды могут быть двух видов: собственно общественные экологические объединения и иные общественные объединения, осуществляющие экологические задачи. Первые осуществляют природоохранную деятельность, как основную свою функцию, в силу того, что природоохранная проблематика зафиксирована в их Уставах как основной вид деятельности. Иные общественные объединения могут осуществлять природоохранную деятельность наряду со своей основной, не входя в противоречие со своими уставами.

Право на благоприятную окружающую среду предполагает знание о её состоянии. Мы отдаем себе отчет в том, что реализовать права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды возможно только при наличии доступа к экологически значимой информации и участии общественности в принятии решений, затрагивающих проблемы окружающей среды. Правовые аспекты доступа к экологически значимой информации на международно-правовом уровне урегулированы в Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды».

Конвенция принята под эгидой ООН 23-25 июня 1998 г. в городе Орхусе (Дания) и признана нашим государством.

В Конвенции разработаны и введены такие значимые для экологических прав граждан понятия, как «экологическая информация», «доступ к экологической информации», а также урегулированы условия доступа к экологической информации и правосудию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды. Таким образом, Конвенция представляет интерес для правового анализа, поскольку действующее в Беларуси законодательство не только не содержит правовых механизмов реализации конституционного права на доступ к экологической информации, но и в целом не раскрывает содержание понятия «экологическая информация».

В силу ст.44 Закона "Об охране окружающей среды" общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется, в частности, общественными организациями и ставит своей задачей проведение общественной проверки соблюдения юридическими лицами и гражданами природоохранного законодательства, а также выполнения мероприятий по охране, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Порядок организации общественного контроля регулируется Законом «Об охране окружающей среды», Законом «Об особо охраняемых природных территориях и объектах», Законом «Об охране и использовании животного мира», Кодекса о Земле, Водного Кодекса, иными нормативными актами и уставами общественных организаций.

Экологические права общественных объединений.

В соответствии со ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды", общественные экологические объединения, иные общественные объединения Республики Беларусь, осуществляющие экологические функции, имеют право:

разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, защищать права и интересы населения в области охраны окружающей среды, способствовать повышению экологической культуры населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;

за счет своих средств и добровольного трудового участия членов организаций выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов, сохранению и улучшению окружающей среды, оказывать содействие государственным органам по охране природы в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

принимать участие в проведении государственной экологической экспертизы по размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию экологически опасных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, вносить предложения, требовать в судебном порядке отмены решений по размещению, строительству, эксплуатации экологически опасных объектов, ограничению, приостановлению, прекращению, перепрофилированию их деятельности;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, здоровью, имуществу граждан и общественных объединений, причиненного нарушением природоохранного законодательства.

Согласно ст. 13 Закона "Об особо охраняемых природных территориях и объектах", общественные объединения в соответствии со своими уставами или положениями имеют право:

принимать участие в осуществлении мероприятий по созданию (объявлению), использованию и охране особо охраняемых природных территорий и объектов;

осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь в области создания, использования и охраны особо охраняемых природных территорий и объектов;

требовать и получать у соответствующих государственных органов полную и достоверную информацию, касающуюся создания (объявления), использования и режима содержания особо охраняемых природных территорий и объектов;

обращаться с исками в суд о возмещении в пользу государства урона, причиненного нарушением законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях и объектах.

В соответствии со ст. 22, 23 Закона "О радиационной безопасности населения", общественные объединения в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять контроль за соблюдением норм, правил и гигиенических нормативов в области обеспечения радиационной безопасности. Представители общественных объединений имеют право доступа на территорию пользователя источников ионизирующего излучения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Согласно ст. 6 Закона "Об охране и использовании животного мира", общественные объединения имеют права:

содействовать реализации соответствующих государственных программ;

проводить общественную экологическую экспертизу;

осуществлять общественный контроль;

проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания;

получать достоверную информацию в области охраны животного мира;

предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного нарушением прав граждан в области охраны и использования животного мира.

Согласно ст.7 Кодекса Республики Беларусь о земле общественные объединения имеют право участвовать в рассмотрении затрагивающих их интересы вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Исполнительные и распорядительные органы информируют граждан о предоставлении земельных участков для размещения объектов, деятельность которых затрагивает интересы этих граждан.

Решения исполнительных и распорядительных органов, связанные с изъятием и предоставлением земельных участков и затрагивающие интересы граждан, принимаются с учетом общественного мнения.

В соответствии со ст.11 Водного Кодекса Республики Беларусь общественные объединения в области использования и охраны вод в установленном порядке имеют право:

принимать участие в рассмотрении местными Советами депутатов, органами государственного управления вопросов, связанных с использованием и охраной вод;

принимать участие в проведении мероприятий по рациональному использованию и охране водных ресурсов;

инициировать проведение в установленном порядке общественной экологической экспертизы, информировать о ее результатах органы, уполномоченные принимать решения о размещении, проектировании и строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием вод;

осуществлять общественный контроль за использованием и охраной вод;

получать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, информацию о состоянии водных объектов, об источниках загрязнения вод и о мерах по охране вод;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного нарушением прав граждан вследствие загрязнения и (или) засорения вод.

Общественные объединения обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в области использования и охраны вод, а также выполнять установленные Водным Кодексом требования должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в этой области.

Общественные объединения имеют право и на осуществление общественного контроля за использованием и охраной вод. Так, согласно ст.88 Водного Кодекса РБ общественный контроль за использованием и охраной вод вправе осуществлять общественные объединения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и общественные инспектора по охране природы.

Порядок осуществления контроля за использованием и охраной вод общественными инспекторами и их полномочия определяются положением об общественных инспекторах по охране природы, утверждаемым республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Реализация права на свободу информации о состоянии окружающей среды невозможна без установления правовых гарантий, к которым могут быть отнесены: свободный доступ к экологической информации; свободное функционирование средств массовой информации; возможность беспрепятственного обращения граждан и общественных объединений в государственные органы. Так, свободный доступ к экологически значимой информации обеспечивается, в частности, тем, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных секретах» на сведения о состоянии окружающей среды, как правило, не должен распространяться режим секретности. Статьи 4-5 Конвенции регулируют условия получения, сбора и распространения экологической информации: государственные органы в ответ на запрос об экологической информации предоставляют общественности названную информацию в рамках национального законодательства, включая копии фактических документов, содержащих или охватывающих эту информацию. В соответствии со ст.9 Конвенции государства, её подписавшие, гарантируют доступ к процедуре рассмотрения решения об отказе в экологической информации в суде или ином независимом органе согласно с законом. Обязанность предоставления экологической информации возлагается на государственные органы. Специальным органом, осуществляющим сбор, хранение и предоставление информации о состоянии окружающей среды в соответствии со ст.12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но в силу того, что сбор информации о состоянии отдельных природных объектов осуществляют и иные государственные органы (в первую очередь, государственные органы специальной компетенции, такие, как Министерство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, органы санитарно-эпидемического надзора и другие), они также должны выступать субъектами предоставления экологической информации. В административном законодательстве Республики Беларусь закреплены меры ответственности за сокрытие или искажение сведений о состоянии окружающей среды.

Предпринятый в данной курсовой работе краткий анализ экологических прав граждан РБ показывает, как представляется, что институт прав человека формируется в направлении прав коллективных, как фундамента гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав индивида. Очевидным является и то, что проблемы охраны окружающей среды вошли в ряд проблем дальнейшего развития цивилизации. Именно так расставлены акценты Международной конференцией по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992г. в Рио-де-Жанейро. Декларация по окружающей среде и развитию, как гласит текст ее преамбулы, «преследует цель установления справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами и людьми».

Характерно, что содержащиеся в Декларации 27 принципов объединяют в одном документе проблемы прав человека, роли женщин и молодежи, местных общин, интересы угнетенных народов с проблемами международного сотрудничества государств в охране окружающей среды и регулировании природопользования.

Такая постановка не только «вписывает» требования поддержания благоприятной для жизни человека окружающей среды в систему прав человека, но и показывает, что дальнейшее развитие человечества возможно лишь при постоянном внимании к проблеме прав человека как индивида и как члена человеческого общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...