Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологические обязанности граждан




 

Действующее законодательство устанавливает:

а) экологические права и обязанности граждан;

б) экологические права и обязанности общественных объединений;

в) нормы, представляющие интерес с точки зрения определения экологических обязанностей государства;

г) гарантии и способы защиты экологических прав граждан и иных субъектов.

. Экологические права и обязанности граждан. В законодательстве Республики Беларусь нет единого понятия и перечня видов прав граждан в сфере "общество-природа".

Конституция предусматривает, что "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Эти права принято называть экологическими правами граждан в собственном (узком) смысле слова. Кроме того, национальные законы устанавливают: право каждого гражданина "на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде" право граждан "на радиационную безопасность" право граждан "запрашивать и получать от органов исполнительной власти, организаций информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну"; "получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций ' системы государственного контроля за радиационной обстановкой"; право граждан, подвергшихся облучению, "на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения" право каждого гражданина "на благоприятную среду жизнедеятельности" право граждан "на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека". Эти права, в совокупности с перечисленными выше, могут рассматриваться как экологические права в широком смысле слова.

В Конституции и (или) законодательных актах также установлены: право на охрану здоровья право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Они могут именоваться смежными (с экологическими) правами граждан.

Наконец, граждане имеют право:

согласно Конституции - на объединение; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом и другими, в соответствии с законом "Об охране окружающей среды"

а) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность и области охраны окружающей среды;

б) направлять обращения в органы государственной власти РБ, органы государственной власти субъектов РБ органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

в) принимать участие собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РБ акциях;

г) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

д) оказывать содействие органам государственной власти РБ, органам государственной власти субъектов РБ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы государственной власти РБ, органы государственной власти субъектов РБ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

е) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

ж) осуществлять другие предусмотренные законодательством права Перечисленные права, являясь самостоятельными видами прав граждан, одновременно являются правами гарантиями экологических прав граждан.

В законодательстве Республики Беларусь в последние годы активно формируется система правовых норм, регулирующих отношения по участию граждан (общественности) в принятии экологически значимых решений. Конституция и (или) национальные законы устанавливают:

право граждан участвовать в управлении делами государства

право граждан и общественных организаций на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения право экологических объединений рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу; требовать назначения государственной экологической экспертизы право граждан и общественных организаций выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы

В законодательстве Республике Беларусь закреплены следующие экологические обязанности граждан:

а) сохранять природу и окружающую природную среду, бережно относиться к природным богатствам;

б) сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

 


Заключение

 

Сегодня в нашем государстве продолжается кропотливая работа по кодификации экологического законодательства - упорядочивается система существующего экологического законодательства, принимаются обобщенные системные и дополняющие нормативные акты.

Для применения экологического законодательства предусматривается деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленных на выполнение экологической функции государства, осуществляемой в установленном законом порядке и выражающейся в принятии необходимых организационных и правовых мер по практической реализации эколого-правовых мероприятий.

С начала 90-х годов экологическая функция государства во всем мире претерпевает ряд изменений. Её особенностью становится ориентация на соединение экологических проблем с проблемами выживания человеческой цивилизации целом, то есть она приобретает общечеловеческое значение.

Для обеспечения соблюдения конституционных экологических прав государства всего мира в лице законодательных органов создают систему современного экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений. В связи с этим, законодателями особое внимание должно быть уделено совершенствованию экологического законодательства РБ в целом, и, в частности, установлению адекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения граждан в механизм принятия решений, а также по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.


Список литературы

 

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 ГОДА

(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.)

Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. Л.Н. Шестаков. М.,1990.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993, № 1, ст.1.

ООН. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. 1992. (Рио-де-Жанейро). Нью-Йорк, 1993, т.1.

ООН. IV Конференция министров «Окружающая среда для Европы». Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Орхус (Дания), 1998. принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды». Конвенция принята под эгидой ООН 23-25 июня 1998 г. в городе Орхус(Дания) и признана нашим государством.

Фокин А.В.: Экологические права и обязанности человека и гражданина

(теоретико-правовой аспект). Автореф. дис. канд. юрид. наук, 2006г.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

на период до 2020г. Минск, май 2004.

Обзор экологического законодательства Республики Беларусь/С.А. Балашенко, Е.В, Лаевская, В.Е. Лизгаро, Т.Н. Макарова: Научно-практическое пособие. -Минск, 2003.-190 с.

Терминология экологического права: проблемы единообразного понимания и подходов к унификации // Право и демократия: Сб. науч. тр. Спец. вып./Редкол.: В.Н. Бибило (отв. ред) и др. - Мн.: БГУ, 2006 - С.

(в соавторстве с В.Е. Лизгаро)

Хромов С. С. Проблема окружающей среды в деятельности ООН. М.: Наука, 1984. 190с.

Тихиня, В.Г. Нормы международного права об охране окружающей среды в системе законодательства Республики Беларусь (к вопросу о кодификации экологического законодательства) / В.Г. Тихиня // Право и демократия: сб. науч. тр. Спец. вып. / Редкол.: В.Н. Бибило (отв. ред.) и [др.]. - Мн.: БГУ, 2006 -С.154-164.

Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 № 126З)

Об особо охраняемых природных территориях и объектах: Закон Республики Беларусь от 20.10.1994 № 3335XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 23.05.2000 № 396З)

Об охране и использовании животного мира: Закон Республики Беларусь от 19.09.1996 № 598XIII

Кодекс Республики Беларусь о земле от 04.01.1999 № 226З (изм. от 08.05.2002 № 99З)

Водный Кодекс Республики Беларусь от 15.07.1998 № 191З

www.minpriroda.by <http://www.minpriroda.by> - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...