Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Региональный опыт взаимодействия образовательных учреждений и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

 

Безопасность дорожно-транспортного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.

За 5 лет на дорогах Кировской области с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет произошло 1427 дорожно-транспортных происшествий, в которых 88 детей погибло и 1443 ребенка получили различные травмы. По итогам семи месяцев 2005 года обстановка с предупреждением детского дорожно-транспортного травматизма в Кировской области считается сложной. В 199 дорожно-транспортных происшествиях погибло 7 и ранено 200 детей. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года количество дорожно-транспортных происшествий с детьми в области увеличилось на 27,6%, раненых – на 22,7%, количество погибших сократилось на 12,5%. Количество дорожно-транспортных происшествий, совершению которых способствовало нарушение правил дорожного движения самими детьми, увеличилось на 63,8%.

Основными причинами несчастных случаев на дороге являются:

* неумение прогнозировать дорожную обстановку;

* незнание мер обеспечения безопасного движения;

* отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению;

* нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним;

* подчинение неверным опасным привычкам поведения на улице;

* несознательное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила дорожного движения;

* недисциплинированность, потеря бдительности.

Приведенные аргументы доказывают актуальность данной проблемы и необходимость координации деятельности образовательного учреждения и правоохранительных органов. Региональные ОГИБДД проводят дополнительные занятия по соблюдению безопасности дорожного движения с привлечением сотрудников ГИБДД в учебных заведениях. Также ГУО и РУО вносят свои предложения по улучшению организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения на комиссию БДД и принимают участие в совместных рейдах ГИБДД, УММ и ПНД, проводимых в местах массового отдыха детей. Приближают маршруты патрулирования нарядов дорожно-патрульной службы к местам расположения учебных и культурных заведений [16].

В настоящее время в Кировской области учреждения образования в основном решают проблему обучения детей и подростков безопасному поведению на улицах и дорогах. Анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно, рост детского дорожно-транспортного травматизма в регионе постоянно заставляет искать новые пути решения указанной проблемы.

В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и обучения юных граждан правилам безопасного поведения на улицах и дорогах проводятся различные акции, конкурсы: «Внимание – дети!», «Пешеход», «Безопасное колесо», «Зеленый огонек», «Перекресток», а также различные смотры и соревнования.

В проводимых конкурсах достигаются следующие цели:

* профилактика детской безнадзорности и беспризорности;

* воспитание законопослушных участников дорожного движения;

* пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

* совершенствование работа по профилактике детской и подростковой беспризорности и безнадзорности, предотвращение правонарушений с участием детей и подростков;

* закрепление школьниками знаний правил дорожного движения;

* привлечение учащихся к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах;

* вовлечение детей и подростков в отряды юных инспекторов движения;

* привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Они проводятся среди школ под руководством ГИБДД поэтапно: сначала в районах, потом в области, затем общероссийский финал. Победителями в таких конкурсах становятся те образовательные учреждения, где обучение безопасности дорожного движения ведется на профессиональной основе с использованием новейших методов обучения (компьютерный), убеждения, самоопределения (получение водительского удостоверения).

В образовательных учреждениях обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах строится в основном в игровой форме в специально созданной предметно-развивающей среде. Проводятся тематические, интегрированные занятия, музыкальные, театрализованные инсценировки, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры. В школах создаются отряды юных инспекторов движения (ЮИД). Интересной формой работы отделов и групп пропаганды ГИБДД с привлечением отрядов юных инспекторов движения стали рейды по выявлению нарушителей ПДД [8].

Устройство детской психики таково, что к советам взрослого человека подросток зачастую относится пренебрежительно, а слово, сказанное сверстниками или ребенком возрастом постарше, воспринимается как непреложная истина. На этом основывается педагогический прием, который уже много лет используют в работе многие школы. В любое время года, даже в дни школьных каникул, юные инспекторы движения устраивают встречи с детьми в школах и садиках. Их цель – уберечь товарищей от неприятностей и опасностей на дорогах [1].

Сегодня в нашей области отряды ЮИД занимают ведущее место в вопросах пропаганды безопасности дорожного движения среди детей и подростков. Для того чтобы как можно больше школьников вовлечь в отряды ЮИД, чтобы наши дети не попали в аварийные ситуации на дорогах в план комиссии по безопасности дорожного движения включены различные смотры-конкурсы школьников и детских объединений, которые позволяют полноценно участвовать в конкурсе детям всех возрастов [7].

Организуя смотры – конкурсы среди школ, УГИБДД совместно с управлением образования проверяет выполнение ст. 29 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения». Такие проверки показали, что наиболее продуманно, интересно и методически грамотно работают там, где этим занимаются все учителя-предметники и в полном объеме работают школьные комиссии «За безопасность движения». Под руководством сотрудников ГИБДД организованы группы пропаганды из представителей юношеской автомобильной школы (ЮАШ) всероссийского общества автолюбителей (ВОА), городского клуба ЮИД, транспортной инспекции, членов общественного совета ГИБДД, которые проводят занятия и беседы с детьми в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях.

ГИБДД в работе с детьми опирается на многие организации области. Сотрудники ВОА помогают готовить к экзаменационному зачету по ПДД учащихся 9 классов. По инициативе общества автомобилистов проводятся агитационные автопробеги, с его помощью подготовлены комплекты плакатов для детей. Совместно с управлением культуры готовят конкурсы агитбригад, показ кукольных спектаклей. На базе Домов творчества детей и молодежи действует городской клуб ЮИД, функционирует городской кабинет по обучению ПДД родителей. На базе Домов творчества, подростковых клубов, опорных школ или кабинетов по безопасности движения ВОА работают районные штабы, кружки ЮИД.

 Работа со школьниками начинается с продумывания рычагов взаимодействия всех заинтересованных организаций, с составления планов, подготовки положений, того, что потом стараниями, творческой волей, энергией специалистов преобразуется в веселые, интересные, запоминающиеся конкурсы, фестивали, декадники и т.д. безопасности дорожного движения. Чем профессиональнее выполнена рутинная часть всей этой работы, тем успешнее будет ее завершение.

В целях эффективного предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма на дорогах города ведутся учеты и ежемесячный анализ ДТП с участием детей и подростков. Ежеквартально на городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения подводят итоги работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ). Регулярно освещается работа по профилактике ДДТТ в городских средствах массовой информации. Проводят семинары-совещания с руководителями общеобразовательных учреждений по вопросам обучения детей правилам дорожного движения в школах. Проводят обследование участков дорог и улиц, прилегающих к детским учреждениям, на предмет наличия и правильности установки дорожных знаков, разметки и других средств регулирования дорожного движения.

 Так же, в соответствии с приказом МВД РФ № 711 от 15.06.1995 г., ГИБДД оказывает содействие в создании региональных центров по подготовке преподавателей школ, работников детских дошкольных учреждений к обучению детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах; привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению ДДТТ, развитие сети отрядов ЮИД; организация профилактической работы во время школьных каникул (проведение бесед, массовых мероприятий, специальных смен в оздоровительных лагерях).

Оказание помощи в оборудовании уголков и школьных кабинетов безопасности дорожного движения, организации и проведении занятий на автоплощадках и в автогородках по обучению детей навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах стало традиционным для работников ГИБДД, которое обобщает опыт работы школ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, разрабатывает мероприятия по профилактике ДДТТ на предстоящий учебный год, обеспечивает наглядными пособиями [27].

Практический метод обучения применяется для закрепления пройденного материала: письменное, устное, компьютерное упражнение по разводке дорожной ситуации, а также использование площадок «Безопасности дорожного движения»; программированное обучение и его контроль.

Центр преподавания – кабинет безопасности дорожного движения. Он должен быть оборудован видео установкой, компьютером. Помещение должно быть рассчитано на учащихся одного класса. Его оформляют плакатами с изображением различных дорожных ситуаций. Возле стен устанавливаются выставочные стенды пропаганды ПДД, детские поделки, макеты, рисунки.

Результат подготовки к уроку — план, конспект урока. Начинать изучение правил дорожного движения следует с дороги и ее элементов. Любому участнику движения, в том числе и пешеходу, необходимо уметь «читать» дорогу. Для этого надо добиться знания учащимися линий разметки. Особое внимание нужно уделить изучению места, где пересекаются линии пешехода и транспорта. Затем изучить дорожные знаки, сигналы светофора, сигналы регулировщика.

Наиболее эффективный метод обучения как учителей, так и учащихся является компьютерная программа «Обучающая энциклопедия по безопасности жизнедеятельности». Первая часть программы «Безопасность на улицах и дорогах» посвящена изучению правил дорожного движения и содержит в себе учебный информационный материал, который дает возможность преподавателю, даже не имеющему большого опыта работы, провести занятие на должном уровне. Ребята, не выходя из класса, могут виртуально оказаться на улице и при помощи анимационных моделей освоить правила дорожной грамматики. Ни для кого не секрет, как в настоящее время дети увлечены компьютерными играми. Именно так и проходит индивидуальное обучение. Выбирая для анимационного человека тот или иной способ перехода улицы, можно набрать определенное количество баллов. Таким образом, ребенок учится находить самый эффективный выход из разных дорожных ситуации.

Таким образом, следует отметить, что накоплен достаточно богатый опыт работы по профилактике ДДТТ; для оказания методической и практической помощи нужно создавать и постоянно пополнять базу данных всех организаций и учреждений, ведущих работу с детьми и подростками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Опыт работы показывает, что только в сотрудничестве с родителями, школой, государственной инспекцией по БДД и со всеми другими заинтересованными организациями можно добиться положительного результата, уберечь детей от несчастных случаев на дорогах. Нужно только профессионально и гармонично организовать работу, используя изученные методы и формы работы социального педагога

Анализ литературы позволил сделать следующие выводы по 1 Главе:

* методы социально-педагогической деятельности применяются не изолированно и не обособленно друг от друга, а в тесной взаимосвязи между собой. Поэтому главная задача социального педагога научиться использовать все знания данной науки;

*  социальному педагогу необходимо знать как можно больше форм и методов работы, возможностей их взаимодействия, быть постоянно в творческом поиске, искать и находить новые формы и методы работы, позволяющие решить выявленные проблемы;

* для этого социально-педагогическую деятельность необходимо постоянно развивать и совершенствовать, направлять педагогическую деятельность так, чтобы обеспечивать полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса;

*  классификации методов, используемых социальным педагогом, носит разносторонний характер. Ученые классифицируют их с различных точек зрения, в зависимости от поставленной цели. Остается неизменным одно – это способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью для формирования социально значимых качеств личности;

* для оказания методической и практической помощи нужно создавать и постоянно пополнять базу данных всех организаций и учреждений, ведущих работу с детьми и подростками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Опыт работы показывает, что только в сотрудничестве с родителями, школой, государственной инспекцией по БДД и со всеми другими заинтересованными организациями можно добиться положительного результата, уберечь детей от несчастных случаев на дорогах.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...