Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике дорожно-транспортного детского травматизма
Безопасность дорожно-транспортного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения, чему и посвещена наша работа. Для реализации поставленной задачи было проведено исследование в группе школьников в количестве 25 человек 5Б класса школы-лицея №9 города Слободского. Нами был проанализирован план работы школы и классного руководителя. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется только в программе уроков по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный; с сентября 2005 года по февраль 2006 года. Контрольный эксперимент Цель: выявить уровень знаний школьников о правилах дорожного движения. Анализ литературы позволил выявить основные причины несчастных случаев на дороге, среди которых неумение прогнозировать дорожную обстановку; незнание правил дорожного движения; отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению; нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним; подчинение неверным опасным привычкам поведения на улице; несознательное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила дорожного движения. Как видно из перечня причин многие в той или иной степени зависят от знания правил дорожного движения отсутствие навыков безопасного движения, поэтому в основу экспериментальной работы взяли изучение правил дорожного движения и обучение навыкам безопасного движения. Детям была предложена анкета с вопросами, которые позволили изучить знания учащихся по ПДД и их отношение к получению эти знаний. Вопросы составлены по вопроснику из сборника «Диагностика уровня усвоения знания по правилам безопасного поведения детей в дорожном движении» под редакцией научного центра безопасности жизнедеятельности детей Поволжского отделения российской академии образования (всероссийская газета «Добрая дорога детства», 2003 г., №4,5).
Вопросы по ПДД 1. Где должны двигаться пешеходы? 2. Как правильно переходить дорогу? 3. Как правильно переходить дорогу от остановки, где остановился автобус? 4. Для чего служат ремни безопасности в автомобиле? 5. С какого возраста разрешено ездить на переднем сиденье легкового автомобиля? 6. С какого возраста можно управлять велосипедом по дорогам? Дополнительно к этим вопросам анкеты нами были разработаны вопросы, позволяющие выявить знание учащимися правил дорожного движения (см. прил.) Таблица 2. Знание правил дорожного движения
Показатели уровней: высокий - допускают одну ошибку при ответах на вопросы; средний-2; низкий-3 и более. Таблица 3. Уровень знаний правил дорожного движения
Анализ ответов показал: · 72% детей считают, что знают правила дорожного движения (ПДД), и только 28% ответили, что не знают, хотя без ошибок не ответил никто; · 80% школьников узнают о ПДД только на уроках в школе, а 20% также от родителей; · только 8% учащихся предполагают, что от незнания ПДД страдает много детей; · 88% считают, что ПДД нужно изучать, а 12% не осознают значимость этих знаний. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения работы по профилактике дорожно-транспортного детского травматизма.
Формирующий эксперимент Результаты констатирующего эксперимента послужили основой для составления перспективного плана. С учетом регионального опыта работы, особенностей детей данного возраста мы составили систему работы по профилактике детского травматизма. Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, определить наиболее эффективные методы работы по профилактике детского травматизма на дорогах. Экспериментальная работа проводилась с сентября 2005года по февраль 2006, совместно с классным руководителем и родителями. При разработке данного плана был использован и изученный опыт работы государственной инспекции безопасности дорожного движения с образовательными учреждениями. Учитывая, что в настоящее время не во всех школах существует специальная база с опытом работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в основном это занятия в рамках уроков по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности». Таблица 4. Перспективный план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
В предложенном плане работы по профилактике детского травматизма (см.табл.4) на дорогах используются мероприятия, которые не требуют каких-либо специальных дорогих ресурсов, но в то же время являются эффективными методами работы. Об этом говорит и изученный опыт работы, и то, что в предлагаемых мероприятиях участвуют главные заинтересованные лица. Это родители, учителя, государственная инспекция по безопасности дорожного движения, а также непосредственно сами учащиеся. Считаю, что развитие интереса у детей по изучению правил дорожного движения должно происходить не пассивно, а при непосредственном участии самих учеников. Для этого используются такие мероприятия, которые по силам любому образовательному учреждению.
Нами была проведена профилактическая беседа с родителями и водителями «Береги своего пассажира». Родителям рассказали о детском травматизме на дорогах нашего города. Родителям – водителям объяснили элементарные меры безопасности при перевозке любимых чад и предложен тест, позволяющий узнать, может ли ребенок чувствовать себя спокойно, отправляясь с родителями в путешествие на машине (см. прил.). Приведем некоторые вопросы: какой стиль управления вы применяете, если в автомобиле ребенок; следите ли вы за тем, чтобы ребенок всегда пристегивался ремнем безопасности; какие дополнительные меры предосторожности вы используете, чтобы обезопасить ребенка в автомобиле. Отвечать на вопросы данной анкеты предлагалось анонимно. Родителям предлагалось самим проанализировать свои ответы, за тем каждый сам смог проанализировать свой ответ и сделать выводы. Обращалось внимание на то, что если дорог ребенок, то отношение к безопасности требует серьезной корректировки. Используя методический материал всероссийской газеты «Добрая дорога детства» №15, 16, 2003 год, нами при проведении беседы с родителями на тему «Безопасный маршрут в школу» ставилась задача вместе с ребенком пройти путь от дома до школы. Проанализировать его с точки зрения безопасности и составить на бумаге схему рекомендуемого маршрута и описание к ней. Главное этот маршрут должен быть не обязательно самым быстрым, но обязательно самым безопасным для ребенка. Шаг за шагом проследовать по маршруту, объясняя сыну или дочке сложность пути. И чем младше по возрасту ребенок, тем конкретнее должны быть примеры, ситуации, которые обсуждаются вместе с ним. Только активное участие ваших детей в конструировании маршрута заложит в них крепкое знание и принесет максимальную отдачу. Только постоянное, конкретное, систематическое воспитание безопасного поведения на дороге выработает у ребенка культуру этого поведения. Совместные с ребенком усилия по составлению схемы самого безопасного маршрута из дома в школу стали лучшим доказательством важности этого дела и любви к своему ребенку. Так же проведена беседа с родителями на тему «Бег через дорогу – враг. Особенно зимой!». Натренированная до автоматизма привычка поможет ребенку безопасно перейти дорогу одному, с приятелем, с коньками или лыжами в руках. Она прочно станет его охранной грамотой. Перед родителями были поставлены задачи по обучению детей: * выработать у детей устойчивый навык при переходе улицы, продолжать наблюдение за дорогой в обе стороны, сначала больше налево, потом больше направо;
* показать, что польза перехода шагом – устойчивость при движении, можно спокойно поворачивать голову влево, вправо столько раз, сколько нужно по обстановке и по ширине улицы; * зимой бег через дорогу опасен вдвойне! Объяснить, что только спокойный переход, только шагом, только предельное внимание дороге и движение по ней! При проведении спартакиады между 5-ми классами лицея №9, посвященной 23 февраля, нами была организована эстафета «Юные велосипедисты». Был использован материал статьи «Игротека «ДДД» играем с Б.Г. Никитиным» [8]. Этот конкурс развивает умение читать и выполнять дорожные знаки, владеть ездой на велосипеде. Условия игры: члены экипажей выстраиваются в две колонны на линии «Стоп». По команде судьи (сигнал свистка) первые игроки садятся на велосипед и преодолевают дистанцию, выполняя указания дорожных знаков. По знаку «Опасные повороты» велосипедисты змейкой объезжают кегли, далее «Круговое движение» - объезжают данный знак, потом к знаку «Движение налево». «Движение направо» едут в обычном направлении, выполняя сигналы дорожных знаков. Трассу преодолевают все играющие. Судьи оценивают данный конкурс в 2 очка. Ведущие регулируют движение команд. Учитывая, что конкурс проводился зимой, детям было очень приятно покататься на велосипедах. Они с азартом выполняли условия эстафеты, быстро и правильно реагировали на предписанные дорожными знаками правила поведения на дороге, а также умело владели велосипедом в сложных дорожных условиях. В рамах разработанного плана нами был показан ученикам диафильм «Дорожные правила для учащихся 3-5 кл.» (Н. Бородин, студия «Диафильм, 1997 г.). Дети данного возраста не были знакомы с такой формой изучения материала. Они проявили к этому занятию большой интерес как к чему-то новому. Считаем, что самое главное – это то, что детям было интересно изучать ПДД таким методом. Также, не забывая о новых методах работы, нами был проведен урок с использованием видеоаппаратуры. Показан видеомультфильм по теме «Азбука дорожного движения», предоставленный отделом ГИБДД г. Слободского. Он помог нам в решении задачи по изучению дорожных знаков. Проведен открытый урок на тему «»Дорога, транспорт, пешеход». Цель: создать условия для выявления знаний правил дорожного движения у учащихся. На уроке мы решали следующие задачи: воспитание у учащихся навыков дисциплинированного поведения на улицах и дорогах, пропаганда правил безопасного движения, вовлечение участников устного журнала в игровую деятельность. Оформление урока состояло из лозунгов, плакатов и музыкального сопровождения. Страницы устного журнала: 1. Историческая. Дети сами рассказывали об истории развития ПДД, транспорта по изученному материалу. 1. ГАИ сообщает. Инспектор ДПС рассказал об истории становления ГАИ в России, а также довел до детей информацию о детском травматизме на дорогах родного города. 2. Встреча с владельцем личного автотранспорта, где он рассказал об интересных случаях в своей практике водителя. 3. Игры по правилам дорожного движения с использованием изученных материалов всероссийской газеты «ДДД» [8]. Эти игры развивают логическое мышление, закрепляют знания дорожных знаков. 4. Творческая. Дети читали стихи о правилах дорожного движения, которы сочинили дома с родителями. В конце занятия дети подтвердили хорошие знания по правилам дорожного движения. Они проявили интерес к дальнейшему изучению материала по безопасному поведению на дорогах. При реализации данного плана было замечено, что большой интерес у детей вызывает возможность наглядного, практического изучения материала. Им был представлен патрульный автомобиль ГИБДД со специальной окраской, звукоговорящим устройством и маяками. Так же были показаны используемые в работе инспектора ГИБДД специальные средства. Дети имели возможность выслушать рассказ об их применении и работе, а также подержать в руках, прокатиться в патрульном автомобиле ГИБДД, включить сирену, маячки, что вызвало неподдельный интерес к работе инспектора дорожно-патрульной службы. Необходимо обратить внимание, что применение таких методов ещё больше повысило интерес к изучению правил дорожного движения. Хочется так же отметить, что в игровой форме у детей незаметно для них самих приобретаются навыки безопасного поведения на дороге, а также лучше запоминаются знания по дорожным знакам. Самое же главное- это нужно заинтересовать детей в изучении безопасного поведения на дорогах, используя новые или старые методы работы, но они должны обязательно вызывать познавательный интерес как к чему-то неизученному, неизведанному. Нужно показать самые интересные стороны изучаемого вопроса с учетом возраста детей. При реализации данного плана нами была использована схема методической деятельности, взятая из изученного опыта работы (см. прил.). Для обеспечения процесса по изучению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма необходима информационно-методическая база. Она формируется на базе опыты работы образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также традиционных массовых мероприятий. Эта работа обсуждается, корректируется и формируется при проведении совместных совещаний, семинаров, консультаций и «круглых столов», в которых участвуют отдел ГИБДД, детско-юношеский центр и методический центр, который и формирует базу опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Контрольный эксперимент Цель: выявить эффективность работы по профилактике детского травматизма. Таблица 5. Знание учащимися правил дорожного движения
Выводы по результатам контрольного эксперимента: · у детей развился интерес к изучению ПДД, родители стали активно участвовать в решении данной проблемы. Только 8 учеников сделали по одной ошибке по предлагаемым вопросам, таким образом у всех детей уровень знаний правил дорожного движения стал – 100%; · из дополнительных вопросов выяснилось, что дети осознали необходимость изучения ПДД; · большой интерес у детей вызвали наглядные, практические и игровые методы обучения правил дорожного движения. Таблица 5. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента
Сравнительный анализ показал, что у 93% детей повысился уровень знаний правил дорожного движения, что наглядно представлено в графике 1.
График 1. Динамика знаний учащимися правил дорожного движения
Знание правил дорожного движения, по данным исследований, непосредственно влияет на безопасность детей на дороге. Мы, используя изученные методы работы социального педагога, в формирующем эксперименте добились определенных успехов. У всех учащихся повысились навыки и желание выполнять ПДД, так как это является основной причиной детского травматизма на дорогах. Важнейший аспект всей профилактической работы - дети должны учиться безопасности постоянно, непрерывно. Поэтому хотелось бы, чтобы полученный опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма нашел свое дальнейшее продолжение. Заключение
Владение методами позволяет социальному педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на более высокий уровень профессионального мастерства. Характер методов, используемых социальным педагогом, задается особенностями решаемой проблемы, возрастными особенностями детей, микросоциума, спецификой взаимодействия с различными организациями, что нами было использовано при разработке перспективного плана. С учетом изученного регионального опыта и проведенной экспериментальной работе нами были разработаны методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, ввиду большого объема часть материалов представлена в приложении. Методические рекомендации по профилактике ДДТТ Работа образовательного учреждения по изучению ПДД и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна включать: 1. Совместный план работы образовательного учреждения и ГИБДД ОВД. 2. Календарно-тематическое планирование по предметам, используя материалы работы образовательных учреждений. 3. План-график проведения бесед, инструктажей с учащимися. 4. Комплексное планирование месячника «Внимание – Дети!» 5. Информационный материал о формах работы с учащимися: классных руководителей по изучению ПДД; преподавателей ОБЖ. 6. Циклограмма внеклассной деятельности по данной проблеме: творческие конкурсы учащихся по литературе, прикладному творчеству, рисованию; совместные творческие работы учащихся и педагогов, учащихся и родителей; выставки-конкурсы дидактических материалов учителей-предметников, педагогов ОБЖ, классных руководителей; конкурсы творческих методических материалов педагогов: конспекты уроков, сценарии мероприятий; дни открытых мероприятий внутри школы. 7. Методическая копилка: разработка тематических мероприятий для классных руководителей; материалы для проведения «Дня профилактики», информационный материал по проведению кратковременных занятий «Минутка» в группе продленного дня; информационный материал по проведению кратковременных занятий «Минутка» в группе продленного дня; информационный материал «Работа с родителями»; программа работы творческого объединения учащихся «Юный инспектор». В организации работы по профилактике ДДТТ следует соблюдать следующие принципы: 1. Системность. Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания в течение дня. В зимний период целесообразно организовывать занятия и игры в специально оборудованных комнатах, на макетах, в игровых уголках и летом чаще проводить их на участках с нанесенными элементами дорожной разметки. Во время прогулок по улицам города обращать внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, строго соблюдать правила перехода улицы. 2. Учет местных условий. Создавая развивающую среду, включающую пособия, игры, игровые материалы, следует учитывать, что у городских и сельских дошкольников различный опыт поведения на улицах и дорогах. Сельские дети, попадая в город, часто оказываются неподготовленными к правильному поведению на улице и в транспорте. У городских детей могут возникнуть проблемы в условиях сельской местности: теряется бдительность, осторожность на дороге. В процессе целенаправленной педагогической работы можно компенсировать неосведомленность детей о правилах поведения в непривычных условиях, если использовать макеты городской и сельской улицы, загородной дороги. Очень важно, чтобы городской ребенок при необходимости смог бы отыскать дорогу домой, перейти улицу в наиболее безопасном для этого месте. 3. Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы. Опыт педагогов-организаторов показывает возможность осуществления работы по формированию основ безопасного поведения на дорогах начинается с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте целесообразно уделять внимание общей ориентировке в различных ситуациях: различению цветов, выделению красного цвета в качестве сигнала опасности и т.п. В старшем возрасте следует сменить акцент на формирование самостоятельного и ответственного поведения на дорогах, умение правильно ориентироваться в проблемной ситуации. Наиболее приемлемыми формами работы с детьми являются наблюдения, различные игры, чтение литературы, тематические досуги, изодеятельность. Наряду с этими формами работы в старшем возрасте могут использоваться занимательные материалы, имеющие целью проверку и закрепление знаний детей (кроссворды, ребусы, загадки, различные конкурсы, КВН, компьютерные игры и т.д.). 4. Интегрированный подход к организации педагогического процесса. Содержание работы по формированию безопасного поведения на улицах и дорогах должно органично включаться в содержание основной комплексной программы школьного учреждения без увеличения учебной нагрузки. Это содержание может проходить через различные виды занятий, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. 5. Комплексный подход к организации работы. Опыт образовательных учреждений – победителей смотра-конкурса «Безопасное колесо» показывает, что только в сотрудничестве с родителями, государственной инспекцией по безопасности дорожного движения, школой и другими заинтересованными организациями можно добиться положительных результатов, уберечь детей от несчастных случаев на дорогах. Следует учитывать так же принципы обучения безопасности дорожного движения: научность, доступность, связь теории с практикой. В план по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма необходимо включать следующие направления: 1. Работа с педагогическим коллективом:
* тематические совещания преподавателей по теме «Планирование мероприятий месячника «Внимание – Дети!»; * заседание школьных методических объединений классных руководителей; * консультации; * оформление информационного стенда материалов по теме «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». 2. Работа с учащимися: * совещание ученического актива по теме «Программа мероприятий месячника «Внимание – Дети!»; * тематические беседы, инструктажи по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; * тематические конкурсы творческих работ учащихся, педагогов, родителей на темы: - «Безопасный путь от дома до школы» (1-5 классы); - «Наш друг – светофор»; * викторины на темы: - «Светофор» (2-4 классы); - игровые программы «Мы пешеходы и пассажиры», «Как избежать опасности на улицах»; * проведение конкурса плакатов на тему «Детям – безопасные дороги»; * проведение соревнований между учащимися 7-х классов по программе игры «Безопасное колесо»: - велоэстафета; - дорожная азбука; - медицинская помощь. 3. Театрализованные праздники, например: «Буратино идет в школу» (1-2 класс); «Я шагаю по улице»; «Три волшебных глаза»; «Школа светофорных наук» (3-4 класс) Список литературы
1. Богачева И. Школа, где дружат инспектор с водителем // Всероссийская газета «Добрая дорога детства». – М. – 2001. - №10. 2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994. 3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 4. Внеклассные мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. – Пермь: УГАИ УВД Пермской области, 1995. 5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.-Л., 1956. 6. Галагузова М.Н. Социальная педагогика. – М., 1999. 7. Давыдова Г.Е. Профессиональная безопасность детей // Всероссийская газета «Добрая дорога детства». – М. – 2001. - №2. 8. Дети – забота общая. Игротека «ДДТ» играем с Б.Г. Никитьиной // Всероссийская газета «Добрая дорога детства». – М. – 2004. - №1. 9. Косой Ю.М. Про дороги и про улицы. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1995. 10. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе //Пед.соч.: в 8 т. – Т.4. – М., 1984. 11. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебно-методическое пособие. – М.: Союз, 1999. 12. Методика и технология работы социального педагога: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений /Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др. /Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. 13. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. – Ярославль: УГАИ УВД Ярославской области, 1993. 14. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1994. 15. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студ. высш. учебн. заведений. - 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Академический проект, 2001. 16. О состоянии, причинах и мерах по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма в Кировской области за 7 месяцев 2005 г. - Киров: УГИБДД Кировской области, 2005. 17. Овчарова А.Н. Методика преподавания правил дорожного движения в системе профтехобразования. – М.: Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1881. 18. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с. 19. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.О. Павленок, - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2001. 20. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995. 21. Правила дорожного движения РФ (с комментариями, рисунками). – СПб, 2006. 22. Рабочая книга социального педагога /Под ред. Н.Ф. Масловой. – Орел, 1994. 23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 24. Состоялось заседание координационного совета // Всероссийская газета «Добрая дорога детства». – М. – 2001. - №2. 25. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 26. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. – Т.1. – М., 1997. 27. Уважайте светофор. – Киров: ГИБДД Кировской области и Кировский областной институт усовершенствования учителей, 1995. 28. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с. 29. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|