Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе
Бюджетная политика Республики Казахстан
Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономики, и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений развития экономики, воздействия государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и уровня профессионализма работников бюджетной сферы. В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.
В соответствии с действующим законодательством страны принципы построения современной бюджетной системы отражают все тенденции современного состояния бюджетного процесса в стране. Бюджетная система Республики Казахстан базируется на принципах единства, полноты, реалистичности, транспарентности, самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности, эффективности и результативности. Главными принципами являются единство и самостоятельность, которые в тоже время выступают основными принципами организации бюджетного процесса [7, 203]. Экономика Казахстана в 2006 году по сравнению с 2005 годом развивалась ускоренными темпами. Объем валового внутреннего продукта (ВВП), по данным Агентства по статистике, составил 9738,8 млрд. тенге и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 10,6 процента. Макроэкономические показатели за 2006 год значительно превысили прогнозные оценки, представленные в Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2006-2008 годы [8]. В Среднесрочном плане прогноз ВВП на 2006 год составил 8065,4 млрд. тенге, объем инвестиций в основной капитал – 2529,0 млрд. тенге, а мировая цена на нефть – 47 долларов США за баррель (таблица 1).
Таблица 1- Прогнозные и фактические макроэкономические показатели, использованные при формировании республиканского бюджета
Анализ данных таблицы 1 показывает, что при прогнозировании темпы роста объемов ВВП, экспорта и импорта, цены на нефть, а также уровень инфляции занижались. При этом в 2006 году значительно увеличены погрешности макроэкономического прогнозирования. Так, уточненный прогнозируемый объем ВВП в 2006 году был на 10,4 пункта ниже фактического, а стоимость нефти – на 15,9 пункта (таблица 2). Таблица 2 -Отклонение уточненного прогноза от фактического значения в процентах
Как видно из таблицы 2, отклонения по отдельным основным показателям в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились. Уточненный прогнозируемый темп прироста ВВП в 2006 году на 21,7 пункта был ниже фактического роста, а уровень инфляции – на 11,6 пункта. Все это в определенной степени повлияло на качество бюджетной политики, в частности на исполнение доходов и расходов республиканского бюджета. Прогнозы доходов республиканского бюджета за 2005-2006 годы были в основном занижены, что привело к уточнению и корректировке республиканского бюджета в ходе его исполнения. По оценке Счетного комитета, погрешности макроэкономического прогнозирования обуславливали неполное и неэффективное использование средств республиканского бюджета.
Основные параметры доходов и расходов республиканского бюджета за 2006 год приведены в таблице 3. Как видно из таблицы 3, в процессе исполнения республиканского бюджета за 2006 год Парламентом Республики Казахстан уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.
Таблица 3 -Агрегированные показатели исполнения республиканского бюджета за 2006 год, млрд. тенге
Затраты республиканского бюджета за 2006 год в процессе уточнения были увеличены на 42,6 млрд. тенге и составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством в течение отчетного года были внесены изменения к уточненному показателю и в результате затраты увеличены на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному показателю. Дефицит республиканского бюджета в процессе уточнения был увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2 млрд. тенге. Фактически республиканский бюджет исполнен с профицитом на сумму 54,7 млрд. тенге. В 2006 году для финансирования дефицита бюджета были привлечены внешние и внутренние займы. При этом сумма внутренних заемных средств составила 167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге были направлены на погашение основного долга по государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге остались неиспользованными. В результате на 1 января 2007 года свободный остаток средств республиканского бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по сравнению с 2006 годом увеличился в 12 раз. По оценке Счетного комитета, это привело к упущенным возможностям дополнительного роста экономики республики, которые, с учетом мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге. Погрешности макроэкономического прогнозирования оказали значительное влияние на налоговые поступления в республиканский бюджет, в доходной части которого их доля в 2006 году составила 90,2 процента. При этом основным фактором, повлиявшим на увеличение налоговых сборов, явился рост цен на нефть. В отчетном году цены на нефть по сравнению с 2005 годом увеличились на 20,2 процента. В 2005-2006 годы углеводороды и металлы обеспечили более 3/4 стоимости товарного экспорта республики, а доля налоговых поступлений в республиканский бюджет от нефтяного сектора составила более 30 процентов [8].
Рисунок 1 - Динамика доходов государственного бюджета за 1996 - 2006 годы [9]
Доходы государственного бюджета в 2006 году по сравнению с 1997 годом увеличились в 8,3 раза или на 2 058,6 млрд.тенге. Так, в 1997 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 16,7% или 279,4 млрд.тенге. В 2005 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 27,6% или 2 098,5 млрд.тенге (Рисунок 1).
Доходы государственного бюджета в 2006 году к ВВП составили 22,9% или 2 338,0 млрд.тенге, снижение по сравнению с 2005 годом объясняется тем, что для исключения зависимости исполнения бюджета от нефтяных поступлений с 1 июля 2006 года Казахстан перешел на новую концепцию формирования и использования Национального фонда РК. В связи с чем, в настоящее время доходы бюджета не зависят от колебаний цен на нефть, то есть фактора ранее решающего при формировании бюджета страны. Прямые налоги, от предприятий нефтяного сектора минуя бюджет, перечисляются в Национальный фонд РК. Динамика доходов государственного бюджета РК наглядно отражена в приложении 1. Доходы государственного бюджета на 2007 год установлены в сумме 2 648,9 млрд.тенге. По состоянию на 01.09.2007 года доходы государственного бюджета при плане 1 671,2 млрд.тенге составили 1 796,6 млрд.тенге, или исполнены на 107,5%. В приложении 2 отражена динамика исполнения государственного бюджета по структуре бюджета за 2005-2007 годы, из которого видно, что расходы государственного бюджета на 2007 год предусмотрены в сумме 2974,4 млрд. тенге, что по сравнению с 2005 годом выросли в 1,4 раза, с 2006 годом на 1,3 раза, в том числе, соответственно республиканский бюджет в 1,4 и 1,3 раза, местный бюджет - 1,8 и 1,4 раза. Расходы республиканского бюджета без учета погашения займов на 2007 год предусмотрены в сумме 2369,4 млрд.тенге, по состоянию на 1 октября т.г. составили в сумме 1769,0 млрд.тенге, или 97,1% к плану финансирования на отчетный период в сумме 1821,2 млрд.тенге.
Рисунок 2 – Исполнение государственного бюджета за 1 квартал 2007 года [10]
Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 116,6 %. Расходы республиканского бюджета за 9 месяцев 2007 года составили 13,8 % к ВВП
Рисунок 3 – Исполнение доходов государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение с аналогичным периодом 2006 года [10] В 2007 году Поступления в государственный бюджет составили 613,1 млрд. тенге, или 72,4 % к плану, расходы произведены на сумму 692,7 млрд. тенге, или 85,5 % к плану. При запланированном дефиците – 56,3 млрд. тенге, фактически дефицит сложился 84,7 млрд. тенге (рисунок 4). Рисунок 4 – Исполнение расходов государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение с аналогичным периодом 2006 года (млрд. тг.)[10]
Из указанной суммы поступлений исполнение доходов составило 590,1 млрд.тенге, или 80,2 % к плану. Данные по государственному, республиканскому и местным бюджетам представлены на рисунке 3. На диаграмме рисунка 3 видно, что темпы роста государственного в том числе местных бюджетов по сравнению с 1 кварталом 2006 года соответственно составили 106,0 %, 131,6%, а по республиканскому бюджету произошло снижение, поскольку в 1 квартале прошлого года перечисления поступлений от нефтяного сектора в Нацфонд осуществлялись через бюджет. В приложении 3 приведены данные по основным источникам налоговых поступлений. Традиционно самыми крупными являются КПН и таможенные платежи и налоги. Об улучшении таможенного администрирования свидетельствует тот факт, что при росте импорта в тенговом выражении на 47,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сумма начисления платежей по импорту с учетом льгот и отсрочек и снижения ставки НДС с 15% на14 % возросла на 51,3%. Расходы государственного бюджета за 1 квартал 2007 года составили 692,7 млрд. тенге, или 85,5%, в том числе по республиканскому бюджету – 617,1 млрд. тенге, или 90,6% к плану, местному бюджету – 263,1 млрд. тенге, 81,8% к плану (рисунок 4) Таким образом, приведённые данные свидетельствуют о значительном росте как государственных доходов, так и увеличении объёмов государственных расходов. Увеличение доходов государственного бюджета происходит за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота. Осуществлен переход к принципам среднесрочного бюджетного планирования. Введенные с 2002 года паспорта бюджетных программ обеспечивают прозрачность расходования бюджетных денег и эффективность проведения по ним бюджетного контроля. Республиканская бюджетная комиссия функционирует на постоянной основе, что позволяет на более качественном уровне рассматривать предложения по формированию и уточнению республиканского бюджета. Совершенствование системы межбюджетных отношений было направлено на достижение баланса интересов центра и регионов, повышение заинтересованности нижестоящих уровней государственного управления в экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности поступлений в местные бюджеты. Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в среднесрочном периоде в системе межбюджетных отношений и законодательно закрепленного распределения доходных и расходных полномочий между областными и районными бюджетами. Разработан проект Бюджетного кодекса, который обеспечит переход на качественно новый уровень управления государственными расходами, дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей, поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных расходов и развитие системы межбюджетных отношений. Целью бюджетной политики является поддержание расходов на уровне, при котором будет обеспечиваться выполнение в полном объеме государственных функций, повышение эффективности государственных расходов, содействие поддержания устойчивых темпов экономического роста, а также повышение благосостояния населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|