Тема 4. Массовые психические состояния и проявления как результат массовой коммуникации
Общественное мнение как результат массовой коммуникации: условия, механизмы возникновения, специфика динамики. Массовые эмоции, чувства, аффекты: роль средств массовой коммуникации в их инспирировании и поддержании. Механизмы массовой психики: заражение, подражание, внушение, убеждение. «Циркулярная реакция». «Эмоциональное кружение». Формы массового стихийного поведения. Психология массовой паники. Психология массовой агрессии. Тема 5. Психология рекламных коммуникаций Когнитивные аспекты рекламного воздействия: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Значение эмоционального (аффективного) компонента в формировании отношения к рекламе. Особенности эмоциональной памяти личности. Поведенческий компонент рекламного воздействия. Бессознательное и сознательное в структуре поведенческого компонента. Структура потребностей и мотивы с позиции рекламного дела. Эмоциональные, рациональные, утилитарные, эстетические и др. типы мотивов. Анализ мотивов и его использование в рекламе. Основные методы исследования мотивов покупательского поведения. Психологические закономерности восприятия рекламы в газете, журнале, по радио, телевидению, наружной и транзитной рекламы. Психологические особенности восприятиярекламного текста, иллюстрации, слогана, заголовка в рекламе. Психологические требования к лингвистике рекламного текста. Психотехнологии создания рекламного текста. Психологические особенности прямой почтовой рассылки, предоставления товара (услуги) в прямом контакте, рекламы по телефону, рекламы непосредственно на месте продажи. Психологические требования к дизайну магазина, витрине магазина, упаковке товара, электронных средств внутри магазина.
Тема 6. Психология слухов и сплетен Слухи в системе массовой коммуникации: условия возникновения и циркуляции. Аудитория слухов. Роль средств массовой информации в распростра-нении слухов. Психологические особенности личности и распространение слухов. Причины искажения информации в процессе циркуляции слухов. Психологическая база искажений информации. Современные информационные технологии борьбы со слухами. Роль слухов в манипуляции сознанием. Психология сплетни: условия возникновения и передачи. Роль слухов и сплетен в информационных, психологических войнах. Тема 7. Психология моды Мода как фактор массовой коммуникации. Роль средств массовой коммуникации в формировании и динамике моды. Социально-психологические функции моды. Психологические механизмы распространения моды. Факторы модности. Мода как массовое подражание. Поиск идентичности, конформизм как фактор моды. Сознательная мимикрия как фактор моды. Модник как суггестор. Влияние моды на психологию масс. Тема 8. Психологические факторы эффективной массовой коммуникации Развитие связей с общественностью в системе массовой коммуникации. Некоторые пути совершенствования государственного PR. Информационно-аналитический аспект PR-процесса. Имиджмейкерство как эффективная интерсубъектная коммуникация. Психологические модели политического имиджа. Психотехнологии создания эффективного политического имиджа. Социально-психологические особенности брендинга в массовой коммуни-кации.
Раздел III ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Введение в психологию массовой коммуникации. Структура массового сознания и система массовой коммуникации – 2 часа 1. Понятие и структура массовой коммуникации. Массовая коммуникация и современная коммуникативная политика. Массы как носитель массового сознания.
3. Массовое сознание как психологический феномен: условия возникновения, структура, особенности динамики. 4. Базовые модели коммуникативного процесса и механизмы взаимодействия субъектов. 5. Психология взаимодействия в сетях массовой коммуникации. Эффективность систем массовой коммуникации. 6. Средства массовой коммуникации. Специфика психологического воздействия телевидения, радио, прессы, Интернета.
Литература - Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. - М., 1990. - Массовые коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А. Романова, Г.А.Васильева - М., 2009. - Мельник А.Н. Mass Media: психологические процессы. - М., 1996. - Психология массовой коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева - М., 2008. - Социальная психология массовой коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакций Н.Н.Богомоловой – М., 2008. - Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб., 2001.
Тема 2. Общение в системе массовой коммуникации– 2 часа 1. Социально-психологические особенности межличностного общения. 2. Сущность общения и факторы, его определяющие. Проблемы активности в общении. 3. Психология публичной коммуникации. Совещания и деловые дискуссии. Спор в общении. 4. Социально-психологические особенности переговорного процесса. Стратегия и правила ведения переговоров. Стадии переговорного процесса. 5. Особенности коммуникативных связей в конфликтных ситуациях. Литература
- Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. - М., 1990. - Массовые коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А. Романова, Г.А.Васильева - М., 2009. - Мельник А.Н. Mass Media: психологические процессы. - М., 1996. - Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб., 2001. - Психология массовой коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева - М., 2008. - Социальная психология массовой коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакций Н.Н.Богомоловой – М., 2008. - Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. - М., 2000. - Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб., 2001. - Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. - М., 1973.
Тема 3. Массовые коммуникации в современном обществе - 2 часа
1. Средства массовой коммуникации как важнейшие средства массовой коммуникации. 2. Особенности электронных форм коммуникации. 3. Маркетинговые коммуникации. Функции PR как особого вида коммуникации. 4. Психологический аспект в проведении PR мероприятий. Литература - Вацлавик П. Психология межличностных коммуникаций. - СПб., 2000. - Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 2000. - Массовые коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А. Романова, Г.А.Васильева - М., 2009. - Психология массовой коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева - М., 2008. - Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 2000. - Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб., 1996. - Социальная психология массовой коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакций Н.Н.Богомоловой – М., 2008.
Тема 4. Массовые психические состояния и проявления как результат массовой коммуникации – 2 часа 1. Массовые эмоции, чувства, аффекты, настроения, мнения. Роль массовой коммуникации в их инспирировании и поддержании. 2. Формы массового стихийного поведения (массовая паника, массовая агрессия). 3. Основные субъекты стихийного поведения. Психология толпы. Литература
- Карпухин О.И. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз». Калининград, 2001. - Массовые коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А. Романова, Г.А.Васильева - М., 2009. - Мельник А.Н. Mass Media: психологические процессы. М., 1996. - Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2001. - Социальная психология массовой коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакций Н.Н.Богомоловой – М., 2008. Тема 5. Психология рекламных коммуникаций– 4 часа 1. Когнитивные аспекты рекламного воздействия: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. 2. Значение эмоционального (аффективного) компонента в формировании отношения к рекламе. Особенности эмоциональной памяти личности.
3. Поведенческий компонент рекламного воздействия. Бессознательное и сознательное в структуре поведенческого компонента. 4. Структура потребностей и мотивы с позиции рекламного дела. Эмоциональные, рациональные, утилитарные, эстетические и др. типы мотивов. Анализ мотивов и его использование в рекламе. Основные методы исследования мотивов покупательского поведения. 5. Психологические закономерности восприятия рекламы в газете, журнале, по радио, телевидению, наружной и транзитной рекламы. 6. Психологические особенности прямой почтовой рассылки, предоставления товара (услуги) в прямом контакте, рекламы по телефону, рекламы непосредственно на месте продажи. 7. Психологические требования к дизайну магазина, витрине магазина, упаковке товара, электронных средств внутри магазина.
Литература - Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. - СПб., 2001. - Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. - М., 1992. - Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2001. - Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. - СПб., 2002. - Массовые коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А. Романова, Г.А.Васильева - М., 2009. - Музыкант В.Л. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. - М., 2001. - Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб., 2001. - Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М., Киев, 2001. - Психология массовой коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева - М., 2008.
Тема 6. Психология слухов и сплетен – 2 часа 1. Слухи в системе массовой коммуникации: источники, условия возникновения и особенности циркуляции. 2. Типы слухов. Меры противодействия слухам. 3. Психология сплетни. 4. Слухи, сплетни и информационные психологические войны. Литература - Крысько В.Г. Секреты психологической войны. - Минск, 1999. - Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 2000. - Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб., 2001. - Почепцов Г.Г. Психологические войны. – М., 2000. - Психология массовой коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева - М., 2008.
Тема 7. Психология моды – 2 часа 1. Психологические механизмы формирования моды. 2. Место моды в структуре массовой коммуникации, роль средств массовой коммуникации в ее формировании. 3. Социально-психологические функции моды.
Литература - Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 2000. - Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб., 2001. - Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб., 2001.
Тема 8. Психологические факторы эффективной массовой коммуникации - 4 часа 1. Развитие связей с общественностью в системе массовой коммуникации. Некоторые пути совершенствования государственного PR.
2. Информационно-аналитический аспект PR-процесса. 3. Имиджмейкерство как эффективная интерсубъектная коммуникация. 4. Психологические модели политического имиджа. Психотехнологии создания эффективного политического имиджа. 5. Социально-психологические особенности брендинга в массовой коммуникации.
Литература - Массовые коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А. Романова, Г.А.Васильева - М., 2009. - Ольшанский Д.. Массовые настроения в политике. - М., 1995. - Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - М., 2001. - Ольшанский Д.В. Политический PR. -СПб., 2003. - Основы религиоведения / Под. ред. И.Н. Яблокова.- М., 2000. - Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М., Киев, 2001. - Психология массовой коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева - М., 2008. - Самыгин С.И. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов-на/Д., 1996. - Социальная психология массовой коммуникации: Учебное пособие / Под общей редакций Н.Н.Богомоловой – М., 2008. ОРГАНИЗАЦИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|