Модуль 2 Практические методы исследования в этнопсихологии
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Структура материалов для работы студентов
Вопросы к итоговому контролю знаний (зачет):
Примерные вопросы к зачету: 1. Объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук. Понятие, признаки и виды этносов 2. Этногенез, пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилева. Этнические процессы объединения и разделения 3. История этнопсихологии с древних времен до XIX века 4. Становление этнической психологии в контексте европейской культуры. 5. Современная западная этническая психология. 6. Становление этнической психологии в России. 7. Географическое и антропологическое описание этносферы 8. Хозяйственно – культурное описание этносферы. 9. Конфессиональное и лингвистическое описание этносферы. 10. Понятие национального характера, феномен этноцентризма 11. Основные детерминанты этнического поведения 12. Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характер 13. Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде 14. Элементы структуры социальной психологии этнической группы. Понятие диаспоры 15. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп 16. Уровни межэтнического взаимодействия. Основные межэтнические процессы. Особенности межэтнического общения 17. Конструктивные и деструктивные пути развития межэтнического общения и взаимодействия. 18. Использование проблем межэтнического общения и взаимодействия в идеологии и политике 19. Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов 20. Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма
21. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии. 22. Экспансия как форма этнического развития. 23. Основные цели, задачи и направления практико-ориентированных и прикладных исследований в этнопсихологии 24. Основные группы методов исследования в этнопсихологии, их соотнесение с общепсихологическими и социологическими методами исследования 25. Обсервационный метод исследования в этнопсихологии 26. Методы диагностики в этнопсихологии 27. Опросные методы исследования в этнопсихологии 28. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнопсихологии 29. Биографический метод исследования в этнопсихологии 30. Праксиметрический метод исследования в этнопсихологии
Список рекомендуемой литературы: 1. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 2000. 2. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2001. 3. Зиньковская И.В. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Истоки, 2005; 4. Королев С.И. Этническая психология: Методика изучения и методология использования – М., 2007; 5. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009; 6. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики. СПб., 2000. 7. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие – СПб.: Речь, 2003; 8. Платонов Ю.П. Этническая психология – СПб.: Речь, 2001. 9. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнопсихология. М., 2000. 10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000. 11. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. 12. Шихирев П.И. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000.
Задания для самостоятельной работы. Модуль 1. Теоретико-методологические особенности этнической психологии 1. Проанализировать литературные источники и сформулировать самые перспективные направления этнопсихологических исследований. 2. Сравнить взгляды российских и зарубежных психологов на специфику формирования и функционирования национально-психологических особенностей людей.
3. Составить диаграмму-схему развития этнической психологии в нашей стране. 4. Выполнить творческое задание на тему:»Механизм психологической защиты этноса». 5. Осмыслить и описать проявления механизмов психологической защиты в отношениях студента с представителями других народов. 6. Составить программу-схему бесконфликтного общения и взаимодействия представителей 2 национальностей, наиболее известных студенту. 7. Составить сравнительную таблицу-схему национально-психологических особенностей народов Северного Кавказа. 8. Подготовить реферат на тему: «Национально-психологические особенности славянских народов». 9. Разработать и предложить стратегию разрешения конфликта в Чечне. 10. Составить программу тренинга повышения адаптивности мигрантов. 11. Провести психодиагностику по следующей методике «Опросник исследования самоотношения» (МИС) (В.В.Столин). 12. Провести психодиагностику «Типы межличностной идентичности» (Солдатов, Пыхова). При проведении психодиагностики в тетради фиксировать название методики, цель методики, пол, возраст и национальная принадлежность отвечающего. 13. Написать эссе «Мои представления о женщинах и мужчинах…. (любой национальности на выбор) национальности». 14. Составить таблицу, в которой необходимо отразить общее и особенное в развитии психологии разных народов России.
15. Составить модель личной адаптации студента к семейным отношениям с представителем другой этнической общности. Модуль 2 Практические методы исследования в этнопсихологии 16. Разработать программу психологического исследования этнических характеристик (особенностей) на базе какой-либо выборки испытуемых и дать ее методологическое обоснование (объект и предмет, гипотеза, цель и задачи, а также методы и методики исследования – в рамках этнопсихологии – на усмотрение студента) 17. Провести психологическое исследование этнических характеристик (особенностей) какой-либо выборки испытуемых на основании разработанной программы, обработать результаты и сделать предварительные выводы.
18. Определить возможные преимущества и недостатки разработанной и реализованной программы психологического исследования (для уже выбранных объекта, предмета и гипотезы) в сравнении с другими возможными методами и методиками исследования. 19. Сравнить результаты собственного исследования с опубликованными ранее результатами исследований, проведенных по аналогичной проблематике. 20. Подготовить презентацию, доклад, статью по материалам проведенного психологического исследования этнических характеристик (особенностей) выборки испытуемых.
Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы, которые включают в себя: Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. Самостоятельная работа студентов позволит более углублённо освоить предлагаемый курс, поможет формированию навыков психологического, социального сопровождения лиц, занимающихся коммерческой деятельностью Для успешного выполнения самостоятельной работы рекомендовано: 1. активно участвовать в усвоении материала на лекциях; 2. самостоятельно работать с учебниками и научной литературой, составлять конспекты по проработанному материалу; 3. уметь аргументировать свою точку зрения, внимательно слушать выступления других студентов, умело соотносить и сопоставлять их высказывания со своим мнением. Представленные работы должны отвечать поставленным задачам, иметь практический выход. Обязателен прилагаемый список литературы, оформление работы предпочтительно с использованием компьютерной печати. Критериями оценки является краткость и логика изложения, аккуратное оформление, список современных литературных источников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|