Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные элементы анализа розничного товарооборота




Основные элементы анализа розничного товарооборота

В процессе внутреннего анализа следует выявлять и анализировать причины, которые способствовали выполнению (или не выполнению) плана товарооборота. После того, как проанализировано выполнение плана, необходимо исследовать динамику товарооборота. Для этой цели сравнивают динамику розничного товарооборота за определённый период с соответствующими показателями базисного (предыдущего) периода. Перед этим, для обеспечения сопоставимости данных между собой, товарооборот отчетного (сравниваемого) периода необходимо откорректировать на индекс цен и, таким образом, показать в ценах предыдущего периода (особенно это актуально в условиях высокой инфляции).

После этого следует рассмотреть состав розничного товарооборота в следующих разрезах:

- по различным видам продаж;

-  по организационным формам;

- по формам обслуживания по формам оплаты и др.

После этого можно приступить к осуществлению факторного анализа товарооборота.

Основные факторы влияния на розничный товарооборот

На выполнение плана товарооборота основные влияние оказывают такие 3 группы факторов как поступление необходимых товаров,  численность работников и производительность их труда,  факторы, связанные с наличием и использованием основных средств.

К показателям, характеризующим товарооборот организации, в первую очередь, относят:

- объем товарооборота в стоимостном выражении (в сопоставимых и текущих ценах);

- ассортиментная структура по отдельным товарным группам (в стоимостном выражении и в процентном соотношении);

- средний однодневный розничный товарооборот;

- товарооборот в расчете на одного работника торгового предприятия время оборота товаров (обычно измеряется в днях);

- скорость товарооборота (оборачиваемость).

По результатам анализа можно прийти к выводам о том, в какой мере выполнен прогноз продаж, удовлетворен потребительский спрос, чем вызваны изменения в товарообороте, а также степень соответствия фактических результатов деятельности организации намеченной стратегии.

 

Анализ динамики и структуры товарооборота

В оценке и анализе развития товарооборота используются различные методы исследования динамических процессов:

· построение динамических рядов (в натуральных и стоимостных единицах),

· расчет показателей динамики (базисных и цепных темпов роста и прироста, абсолютных приростов),

· построение регрессионных моделей динамики,

· индексный метод.

Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

Наряду с сопоставлением оборота в сложившихся ценах необходимо проанализировать сумму продаж в сравнимых неизменных ценах, используя для этого индексы.

Система индексов включает в себя:

  • индекс физического объема товарооборота;
  • индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах;
  • индекс цен.

Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя.

Индекс рассчитывают по формуле:

      S Q1 * P0

IQ = ------------------------,

        S Q0 * P0

где р1 — цена i-го товара в отчетном периоде;

q1— количество i-го товара, реализованного в отчетном периоде;

q0 — количество i-го товара, реализованного в базисном периоде;

i - вид товара.

Индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора — количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле:

           S Q1 * P1

IРТО = ------------------------

          S Q0 * P0

 

Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценения денег и роста цен, приобретает исключительное значение.

Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Индекс рассчитывают по формуле:

        S Q1 * P1

Ip = ------------------------

        S Q1 * P0

 

 

Между рассмотренными индексами существует математическая зависимость:

Ip = IРТО: IQ или IРТО = IQ * Ip

 

 S Q1 * P1   S Q1 * P1             S Q1 * P0

------------- = -----------------: ----------------

 S Q1 * P0       S Q0 * P0              S Q0 * P0

 

Важное значение имеет изучение состава розничного товарооборота (по организационным формам, методам торговли, товарному составу). Анализ товарооборота по организационным формам предполагает определение долевого участия в товарообороте стационарных предприятий и мелкой розницы.

Анализ товарооборота по методам торговли (самообслуживание, автоматы, обычным методом) проводится с целью выявления наилучших методов обслуживания и экономичности товарного обращения. Анализируется также продажа товаров в кредит и за наличный расчет.

Анализ ритмичности позволяет установить степень и равномерность продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить сезонные особенности торговли. При оценке ритмичности реализации рассчитываются показатели: среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, коэффициент ритмичности).

Среднеквадратическое отклонение:

D Хср. кв. = (Х – Хср)2

 

Коэффициент вариации:

Ö D Хср. кв.

Кв = ---------

      Хср.

Анализ товарной структуры оборота торгового  предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Структура реализованных товаров измеряется в процентах к объему товарооборота в целом или отдельных товарных групп.

Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потребителей и оказывают определяющее влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...