Основные элементы анализа розничного товарооборота
Основные элементы анализа розничного товарооборота В процессе внутреннего анализа следует выявлять и анализировать причины, которые способствовали выполнению (или не выполнению) плана товарооборота. После того, как проанализировано выполнение плана, необходимо исследовать динамику товарооборота. Для этой цели сравнивают динамику розничного товарооборота за определённый период с соответствующими показателями базисного (предыдущего) периода. Перед этим, для обеспечения сопоставимости данных между собой, товарооборот отчетного (сравниваемого) периода необходимо откорректировать на индекс цен и, таким образом, показать в ценах предыдущего периода (особенно это актуально в условиях высокой инфляции). После этого следует рассмотреть состав розничного товарооборота в следующих разрезах: - по различным видам продаж; - по организационным формам; - по формам обслуживания по формам оплаты и др. После этого можно приступить к осуществлению факторного анализа товарооборота. Основные факторы влияния на розничный товарооборот На выполнение плана товарооборота основные влияние оказывают такие 3 группы факторов как поступление необходимых товаров, численность работников и производительность их труда, факторы, связанные с наличием и использованием основных средств. К показателям, характеризующим товарооборот организации, в первую очередь, относят: - объем товарооборота в стоимостном выражении (в сопоставимых и текущих ценах); - ассортиментная структура по отдельным товарным группам (в стоимостном выражении и в процентном соотношении); - средний однодневный розничный товарооборот;
- товарооборот в расчете на одного работника торгового предприятия время оборота товаров (обычно измеряется в днях); - скорость товарооборота (оборачиваемость). По результатам анализа можно прийти к выводам о том, в какой мере выполнен прогноз продаж, удовлетворен потребительский спрос, чем вызваны изменения в товарообороте, а также степень соответствия фактических результатов деятельности организации намеченной стратегии.
Анализ динамики и структуры товарооборота В оценке и анализе развития товарооборота используются различные методы исследования динамических процессов: · построение динамических рядов (в натуральных и стоимостных единицах), · расчет показателей динамики (базисных и цепных темпов роста и прироста, абсолютных приростов), · построение регрессионных моделей динамики, · индексный метод. Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития. Наряду с сопоставлением оборота в сложившихся ценах необходимо проанализировать сумму продаж в сравнимых неизменных ценах, используя для этого индексы. Система индексов включает в себя:
Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя. Индекс рассчитывают по формуле: S Q1 * P0 IQ = ------------------------,
S Q0 * P0 где р1 — цена i-го товара в отчетном периоде; q1— количество i-го товара, реализованного в отчетном периоде; q0 — количество i-го товара, реализованного в базисном периоде; i - вид товара. Индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора — количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле: S Q1 * P1 IРТО = ------------------------ S Q0 * P0
Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценения денег и роста цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Индекс рассчитывают по формуле: S Q1 * P1 Ip = ------------------------ S Q1 * P0
Между рассмотренными индексами существует математическая зависимость: Ip = IРТО: IQ или IРТО = IQ * Ip
S Q1 * P1 S Q1 * P1 S Q1 * P0 ------------- = -----------------: ---------------- S Q1 * P0 S Q0 * P0 S Q0 * P0
Важное значение имеет изучение состава розничного товарооборота (по организационным формам, методам торговли, товарному составу). Анализ товарооборота по организационным формам предполагает определение долевого участия в товарообороте стационарных предприятий и мелкой розницы. Анализ товарооборота по методам торговли (самообслуживание, автоматы, обычным методом) проводится с целью выявления наилучших методов обслуживания и экономичности товарного обращения. Анализируется также продажа товаров в кредит и за наличный расчет. Анализ ритмичности позволяет установить степень и равномерность продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить сезонные особенности торговли. При оценке ритмичности реализации рассчитываются показатели: среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, коэффициент ритмичности). Среднеквадратическое отклонение: D Хср. кв. = (Х – Хср)2
Коэффициент вариации: Ö D Хср. кв. Кв = --------- Хср. Анализ товарной структуры оборота торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Структура реализованных товаров измеряется в процентах к объему товарооборота в целом или отдельных товарных групп.
Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потребителей и оказывают определяющее влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|