Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая часть исследования




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (КУРСОВОЙ РАБОТЫ)

 

Структура дипломной работы

Структурными элементами дипломной работы являются:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) теоретическая часть;

5) выводы по теоретической части (или по каждой главе теоретической части в отдельности);

6) эмпирическая часть;

7) выводы по эмпирической части;

8) заключение;

9) список литературы;

10) приложение.

 

Перед защитой диплома необходимо принести его текст в печатном варианте и записанный на CD-R диск, внешнее приложение и автореферат.

Требования к объему работы

Объем теоретической части дипломной примерно 35 - 40 страниц.

Объем всей дипломной работы примерно 60 -70 страниц.

Объем теоретической части курсовой примерно 30 страниц.

Объем всей курсовой примерно не менее 30 страниц.

Общие требования к оформлению дипломной (курсовой) работы

· Поля: правое – 1,5 см, левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см. Отступ по тексту – 1,25см. Межстрочный интервал – 1,5.

· Названия глав – шрифт 14, заглавными буквами, выделенный.

· Страница содержания работы не нумеруется.

· Оформление ссылок должно быть единым. [7, с. 4 – 8] – если приводится цитата из использованной литературы. [7] – страницы не указываются при отсутствии цитаты. [7; 12; 34] – если делается ссылка сразу на несколько работ.

· Должны быть проставлены переносы по тексту.

· Страницы должны быть пронумерованы внизу по центру.

· Таблицы в тексте подписываются вверху, диаграммы и графики внизу.

 

Требования к структурным элементам дипломной (курсовой) работы

Введение

Актуальность состоит из двух частей, в первой частиобосновывается выбор темы, определя­емый ее актуальностью, формулируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения

Вторая часть определяет актуальность Вашего собственного исследования, которая может заключаться в том, что:

· в ней нет еще (или недостаточно) исследований по подобной тематике (мало публикаций в научных психологических журналах, практически нет монографий и пр.);

· существуют противоречивые научные факты, полученные разными исследователями;

· есть исследования, но не отражены именно те стороны, которые собирается рассмотреть автор дипломной работы;

· исследования есть, но изменилось время, получены новые научные факты, новые научные теории;

· стоит задача обобщения и сопоставления фактов полученных в разных психологических отраслях или школах;

· стоит задача эмпирической проверки теоретических положений кого-то из психологов

· стоит задача разработки новой методики.

 

Актуальность для современной психологической практики может заключаться в том, что определенные проблемы встают перед психологами-практиками (в образовании, в консультировании, в бизнесе и т.п.), однако готовых (эффективных) решений, технологий, рекомендаций и пр. в науке еще не получено.

Автор может написать и об актуальности выбранной темы именно для него. («Работа в районной администрации (отделе образования и др.)... постоянно ставит перед нами вопросы.... ответов на которые пока нет или они неоднозначны»).

В завершении анализа актуальности работы выделяются основные противоречия, связанные с темой исследования. Например: наличие дефицита (знаний, представлений, методов исследования и т.д.) и осознание потребности в устранении этого дефицита.

Степень разработанности. Кратко характеризуется степень разработанности темы, называются основные персоналии исследователей, которые занимались темой дипломной работы, выделяются наиболее и наименее изученные проблемы по теме диплома.

Объект - это то, на что направлен процесс познания. Объектом психологического исследования могут быть, например, психические явления, ха­рактерные для индивида, группы людей, общности людей.

Предмет - это конкретный аспект явления, находящийся в фокусе исследования.

В качестве предмета психологического исследования может быть взято огромное количество сторон психических явлений: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности, общения, взаимовлияния, взаимосвязи явлений и т.д.

Пример:

Объект исследования – межличностные отношения как фактор эффективности работы муниципальных служащих.

Предмет исследования – взаимосвязь межличностных отношений и удовлетворенности профессиональной деятельностью.

 

Цель исследования – желаемый конечный результат. Цель исследования обычно заключается в том, чтобы «Изучить …», «Выявить….», «Определтиь…», «Дать характеристику…». Стилистически цели также могут формулироваться как «Анализ…», «Изучение…», «Выявление…».

 

Задачи. Формулируются в соответствии с поставленной целью работы. Они позволяют разбить цель исследования на подцели. Задачи не следует путать с этапами проведения исследования (типичная ошибка). Задачи должны соответствовать названию и содержанию параграфов теоретической и эмпирической глав работы. Наиболее распространенные задачи исследования, например, определить (рассмотреть) особенности (специфику), изучить (исследовать) постановку проблемы, систематизировать, обобщить основные подходы, проанализировать проявления проблемы, разработать программу психологического воздействия (методику исследования), выявить (выделить) значимые взаимосвязи.

 

Примеры правильно сформулированных задач:

· Выделить особенности ценностных ориентаций личности людей, относящих себя к неформальному объединению «панки».

· Систематизировать основные теоретические концепции по проблеме типов защитных механизмов в психологии.

· Выявить особенности проявления уровня самооценки у детей младшего дошкольного возраста.

 

Примеры неправильно сформулированных задач ( данные формулировки задач являются неверными, так как отражают, прежде всего, этапы исследования ):

· Провести обзор и проанализировать научную литературу по проблеме социальных представлений и психологии личности.

· Подобрать методы исследования представлений современной молодежи о свойствах зрелой личности.

· Проанализировать и обобщить результаты теоретического и эмпирического исследования заявленной проблемы.

 

Гипотеза. Гипотезыисследования – это научные предположения, выдвигаемые для объяс­нения какого-либо явления и требующие теоретического обоснова­ния и проверки на опыте.

В качестве гипотезы может выступить предположение о существовании какого-либо феномена или явления, его выраженности, условиях проявления, о наличии связи между двумя явлениями, о наличии причинно-следственной связи.

 

Наиболее часто встречающиеся типы гипотез (по В.Н.Дружинину):

• о влиянии среды (внешнего фактора);

• гипотеза о внутренней причине, факторе;

• гипотеза о естественной изменчивости состояния;

• гипотеза об эффективности использования определенного коррекционно-развивающего метода в решении какой-либо проблемы.

 

Основные черты гипотезы:

• предположительный характер;

• содержательность;

• простота;

• приложимость к возможно большему числу ситуаций данного класса;

• верифицируемость (проверяемость).

 

Методологические основы и методы исследования.

· Называются персоналии ученых, на концепциях и исследованиях которых основывается дипломная (курсовая) работа.

· Основные группы используемых методов: теоретические, эмпирические, а также методы психологического воздействия (в дипломных исследованиях по практической психологии) и математической обработки данных.

· Теоретические методы. Применяются при изучении научной литературы по проблеме исследования, а также при анализе полученных эмпирических данных. Наиболее используемые теоретические методы: исторический, структурно-функциональный, сравнительный. В границах применения этих методов обычно особое внимание может уделятся взаимодействию и таких методов, как анализ и синтез.

· Эмпирические методы. Например: метод тестов, анкетирование, беседа, наблюдение (не стоит указывать этот метод, если оно не являлось систематическим, не проводилось по определенной программе и результаты наблюдения не представлены в работе). Называются лишь те методы, которые реально были использованы Вами в данном исследовании. Также перечисляются использованные методики с указанием их авторов. При невозможности указания автора определенной методики, называется источник из которого была взята эта методика.

· Методы психологического воздействия. Указывается психокоррекционная (или профилактическая развивающая) программа, которая использовалась в работе, а также отмечается в рамках каких направлений она была создана.

· Методы математической обработки данных. Необходимо указать критерий, который был использован для математической обработки данных.

9. Эмпирическая база. Дается описание выборки (количество человек, возраст, пол и др. возможные характеристики) и объяснение критериев конкретной выборки. Указывается учебное заведение, психологический центр, предприятие или др. организация, на базе которой проводилось исследование.

10. Теоретическая и практическая значимость. Отмечается при теоретическом изучении каких научных проблем могут быть использованы результаты проведенного исследования. Возможные элементы теоретической значимости:

· Как изменяют полученные новые результаты исследования уже существующие в теории подходы, представления, принципы.

· Как влияют результаты на существующий терминологический ряд и содержание понятий.

· Какие перспективы развития теории или отдельных ее положений открывают полученные результаты.

 

Термины для ввода положений о теоретической значимости:

· На основе проведенного исследования раскрыта сущность, специфические особенности…

· Обобщены представления…

· Проанализированы…

· Систематизированы…

· Проведена классификация…

· Разработаны формы и условия…

· Выявлены (проблемы, закономерности, возможности…)

· Сформулированы (теорию, концепцию, подходы, принципы…)

· Ввели в теорию (определения, понятия, термины, уточнения…)

· Адаптировали для педагогики (подходы, принципы, термины…)

· Создали предпосылки для решения…

 

Возможные элементы практической значимости:

· разработка в рамках дипломной работы новой (актуальной) методики, психокорреккционной программы;

· использование результатов исследования в деятельности практических психологов (например, школьных психологов, спортивных психологов), социальных педагогов и школьных учителей;

· применение результатов при составлении коррекционных программ, профориентации и профотборе, при проведении судебно-медицинской экспертизы, а также при выявлении людей, входящих в группу риска, с целью социально-психологической поддержки.

 

Апробация работы (не обязательно). Указываются конференции, семинары, круглые столы на которых были озвучены теоретические положения исследования и/или результаты эмпирического исследования по диплому. В каких сборниках материалы по дипломной работе были опубликованы.

Структура работы. Пример оформления:

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего …. источника (должно быть не менее 60 источников, учебники не желательны), и приложения. Общий объем работы составляет …. страниц (до приложения, которое не нумеруется).

Теоретическая часть исследования

· Параграфы теоретической части должны соответствовать поставленным во введении задачам и должны быть представлены в четкой логической последовательности.

· Особое внимание должно быть обращено к центральным понятиям темы дипломной работы.

· Следует представить историю изучения темы дипломной работы, выделить основные подходы по узловым проблемам исследования, классифицировать и проанализировать их, а также четко обозначить свою теоретическую позицию по данным проблемам или, синтезируя основные подходы, или выделяя подходы с которыми вы соглашаетесь и опираетесь на них, либо формулируя свою собственную, отличную от имеющихся позицию.

· При написании квалификационной работы автор обязан давать ссылки на автора и источник, из которого он заимствует материалы (точку зрения на проблему, цифровые данные и т.п.), цитирует отдельные положения или использует результаты.

· В конце каждого параграфа должны быть сделаны краткие выводы.

· Выводы по главам должны отражать основные итоги исследования в связи с поставленными задачами работы во введении.

· Стиль, язык работы должны быть научными. Не допускается использование сленга и просторечий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...