Оформление чисел и физических величин
В студенческих работах, особенно касающихся экономических разделов пишутся однозначные и многозначные целые числа, простые и десятичные дробные числа, буквенно-цифровые и словесно-цифровые сочетания, приводятся диапазоны величин и т.д. Многозначные цифры при написанные разделяются на группы по три цифры, разделяемых пробелом (52 182; 3 652), начиная с конца числа. Не разбиваются на группы цифры в числах, касающихся нормативных документов: ГОСТ 18848-73 Масла растительные. Показатели качества. Термины и определения.; Закон «О защите прав потребителей» №… Точку в пробелах между группами цифр не ставят. Когда однозначные числа образуют сочетание с единицами физических величин, денежными единицами и т.п., рекомендуется писать: при массе до 10 кг, при стоимости 20 руб. и не рекомендуется писать: при массе до десяти кг, при стоимости двадцать руб. Буквенная форма однозначных целых чисел используется, если однозначные числа стоят в косвенных падежах. Не рекомендуется писать: магазин оборудован 4 холодильными камерами, надо писать: магазин оборудован четырьмя холодильными камерами. Буквенно-цифровая форма чисел рекомендуется для обозначения крупных круглых чисел (тысяч, миллионов, миллиардов) в виде сочетания цифр с сокращением «тыс.», «млн», «млрд» (10 тыс.; 12 млн). Денежные выражения, обозначающие суммы более одной тысячи, в тексте рекомендуется писать цифрами и словами: 5 тыс. рублей; 1 млн рублей. Денежные выражения в рублях и копейках рекомендуется писать: 105 руб. 55 коп. При обозначении количества предметов не употребляется слово «Штук». Нужно писать: Для экспертизы отобрали 12 образцов чая», но нельзя «Для экспертизы отобрали 12 штук образцов чая».
Оформление дробных чисел
Простые дроби пишутся через косую черту: ½ площади поверхности плода яблок. В десятичных дробях после запятой цифры группируются по три, начиная слева направо 1,094; 5,350 и т.д. После простых дробных чисел слова «часть», «доля» не употребляются. Рекомендуется писать 1/25 площади поверхности картофеля, а не 1/25 доля площади. Существительное после дробного числа согласуется с его дробной частью, поэтому ставится в родительном падеже единственного числа: 1/25 нормальности, 0,5 литра и т.д. Обозначение диапазона значений Для обозначения диапазонных значений, наиболее часто встречающихся в требованиях нормативных документов, ставят: многоточие, тире, предлог «от» перед первым значением диапазона и «до» перед вторым. Например: размер корнеплода свеклы по наибольшему поперечному диаметру должен быть 5-14 см, или 5…14 см, или от 5 до 14 см. Тире в качестве знака диапазона значений величины не рекомендуется ставить, если тире может быть принято за знак «минус», когда одно число диапазона отрицательное, а другое положительное или оба числа диапазона – величины отрицательные (Пример: сливочное масло лучше хранить при температуре от минус 1 до минус 6°С). Числа в диапазоне значений располагаются по возрастанию: масса тары должна составлять от массы груза не более 50-80%. Номинальный размер и пределы отклонения от него должны писаться в одних и тех же единицах. Например: отклонение массы нетто упаковки овощных консервов допускается в пределах ±3%. При выражении числовых значений больше или меньше рекомендуемых пределов знаки «>» или «<» не ставят. Лучше написать словами. Пример: Свекла считается нестандартной, если ее диаметр более 14 см и менее 5 см. Написание физических величин. Обозначение физических величин строго оговорено ГОСТ 8.417-81, в основу которого положены единицы Международной системы СИ (система интернациональная).
Все меры длины, площади, объема обозначаются цифрами; единицы счета и физических величин приводятся сокращенно, при этом в конце сокращенного обозначения точка не ставится: 10 кг, 2,5 см3, 5 см2. Между последней цифрой и обозначением единицы измерения оставляют пробел: 90 %, 2,5 см3. Знак градуса обозначается строчной буквой «о», которая ставится на пол-интервала выше соответствующего числа без пробела между ними. Обозначения шкалы (Цельсия, Кельвина, Тернера) ставят без пробела после обозначения градусов и без точек после них (например, 25°С). Если физические величины имеют отрицательное значение, то применять математический знак (-) нельзя. В этом случае следует писать слово «минус». Пример: замороженная плодоовощная продукция лучше сохраняет свои качества, если она хранится при температуре не выше минус 18°С. Если значение величины приводится с допуском, или перечисляется несколько значений одной и той же величины, то обозначение единицы ставят один раз после последнего числового значения. Пример: 20±5°С; 50, 60, 70 %. В случае написания сложных единиц, указывают обозначения всех единиц. Пример: мг/л, м/с, а не миллиграмм в литре, метр/в секунду.
Оформление иллюстраций
Иллюстрационный материал в студенческой работе позволяет наглядно представить полученный материал. Количество иллюстраций не ограничено, но если иллюстрация не согласована с текстом, или на нее не делается ссылка, то она должна быть исключена. Современные компьютерные программы позволяют представить полученный материал в виде рисунка, чертежа, схем, диаграмм. Все виды иллюстраций называются рисунком и подписываются сокращенно «Рис.; номер; название рисунка». Иллюстрация сразу же помещается в тексте, как только о ней сделано первое упоминание. Иллюстрации помещаются на отдельной странице, если они многоинформативны (состоят из нескольких диаграмм), или в тексте работы. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. При ссылке на иллюстрации следует писать: «в соответствии с рисунком 2», а не «в соответствии с рис. 2». Следует избегать текстовых надписей на иллюстрациях. Их следует заменять буквенными, цифровыми обозначениями, которые объясняются в подписи к рисунку или основном тексте.
Рисунки в тексте могут быть представлены в виде схем, особенно если это касается технологического процесса получения того или иного продукта [рис. 1]. Рисунок может быть выполнен в виде графика, представляющего функциональную зависимость нескольких величин. Например: производство хлебобулочных изделий (кг/чел) в разные годы [рис. 2]. Иллюстрационный материал может быть представлен в виде круговых диаграмм [рис. 3], геометрических фигур [рис. 4].
Рис. 1 Технологические операции при производстве подсолнечного масла методом холодного прессования Рис. 2 Динамика потребления хлебобулочных изделий в России Рис. 3 Содержание воды и сухого вещества в плодах огурцов
Рис. 4 Содержание нитратов (мг/дм3) в натуральных соках из различных плодов (1 – яблоки; 2 – груши; 3 – банан; 4 – апельсин)
В качестве иллюстрационного материала могут быть представлены фотографические снимки, хорошо отпечатанные на бумаге с белой подложкой. На фотографиях не должно быть пятен, изломов, проколов, царапин и других механических повреждений. Все иллюстрации в студенческой работе должны быть выполнены в одном стиле (черно-белые, цветные) на компьютере, на тех же листах, что и сама работа. Рисунки работы должны быть «читаемы», т.е. содержать всю информацию, предоставленную на них. Все подписи и буквы рисунка должны поясняться в подрисуночной подписи [пример, рис. 4]. На рисунке не должно быть обозначений, не расшифрованных в подписи к нему. Единицы измерений должны даваться в системе СИ. Подпись под иллюстрацией пишут с прописной буквы следующим образом: Рис. 1 Название рисунка. В конце подписи рисунка точка не ставится. Правила оформления подрисуночной надписи такие же, что и текста: размер букв – 14, интервал – 1,5. Название рисунка пишется под рисунком по центру. Между названием рисунка и последующим текстом делается интервал 1 Enter. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Они могут являться составной частью текста или быть заключены в квадратные скобки.
Пример. На рисунке 1 показана технологическая схема получения подсолнечного масла. Технология получения подсолнечного масла включает несколько производственных операций [рис. 1]. Если на рисунок делается ссылка, заключенная в скобки, то в этом случае слово «рисунок» пишется сокращенно и с маленькой буквы. Если в тексте дается ссылка сразу на несколько иллюстраций, то слово «рисунок» пишут один раз при первом порядковом номере. Пример. На рисунках 1, 2, 3, 4 показан порядок оформления иллюстрационного материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|