Культура потребления у разных народов. Этнопсихологический подход в рекламе и маркетинге.
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Только в конце 20 века стали появляться работы, в которых психологи делали попытки проанализировать этнопсихологические аспекты эконо- мической деятельности и экономического поведения. Первые более – ме- нее крупные исследования в основном теоретического плана, рассматри- вающие взаимосвязь экономики и этнопсихологии, были сделаны на стыке прошлого и настоящего тысячелетий [см. 8;9;76 ]. Приятно осознавать, что учёные нашего вуза стали инициаторами разработки названных проблем в масштабах России. Директор Института психологии РАН, доктор психоло- гических наук, профессор А. Л. Журавлёв пишет по этому поводу: «На границах с этнической психологией за короткий период сформировалась экономическая этнопсихология во многом благодаря исследованиям на- учно – педагогического коллектива кафедры социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права… Выполнены фундаментальные работы в этой области, позволившие обосновать и сформировать указанную отрасль» Любое этнопсихологическое знание актуально и востребовано в том случае, если оно: во-первых, расширяет понимание этносом и его предста- вителями своих собственных характеристик, проявляющихся в разных сферах жизнедеятельности; во-вторых, приносит объективную информа- цию об особенностях другого (других) народов, с которыми данному этно- су приходится взаимодействовать; в-третьих, учат правильно, с опорой на самобытные нормы и традиции осуществлять деловые контакты с партнё- рами разных национальностей, делая ставку, прежде всего на то, что объе- диняет, а не разъединяет. Названные обстоятельства позволяют нам начать анализ актуальности
экономической этнопсихологии с, так сказать, международных примеров развития российской экономики. Речь идёт об экспортной политике рос- сийского бизнеса. Уже с 2003 года структура экспорта стала изменяться – в нём проявились тенденции увеличения доли средств, направляемых рос- сийскими компаниями на приобретение активов за пределами страны. При этом даже на старте этого процесса приобретения России за рубежом ока- зались _______весьма громкими. Инвестиции альянса главы ООО «Газпромин- вестхолдинг» А.Усманова и владельца группы «Базовый элемент» О. Де- рипаски в бумаги европейского металлургического концерна Corus, покуп- ка «Норникелем» и «Северсталью» активов в США, СУАЛом в Южной Африке – это лишь вершина айсберга капитальных вложений отечествен- ных бизнесменов. Отвечая на вопрос газеты «Коммерсант»: «Какие про- блемы возникают у российских компаний при покупке производств вне страны для включения их в состав российских холдингов?», Президент ООО «Евразхолдинг» А. Абрамов отметил: «Первая и основная проблема – культурная. В зарубежных странах иная деловая, культурная, социальная среда, и для её освоения необходимы время и опыт. Вторая – протекцио- низм, явный и неявный, проявляющий себя в разной степени в отдельных странах». Поясняя данный момент с точки зрения предпринимательских кругов западных стран, он подчеркнул следующее: «Ведение бизнеса здесь и там одинаково, если иностранец освоил нашу культуру – говорит по- русски, понимает нестабильность нашего законодательства и другие осо- бенности национального предпринимательского климата. Опять же, если он поведёт себя как русский, никаких проблем у него не возникнет. В по- хожей ситуации оказался, к примеру, А. Мордашов, гендиректор «Север- стальгрупп», на рынке Северной Америки, - он ведёт себя по американ-
ским законам, положениям и обычаям. И вполне там успешен» [«Коммер- сант», 6.10.2004]. Данный пример показывает важную закономерность: знание культуры, обычаев, традиции и, естественно, психологии граждан той страны, где предприниматель организует собственный бизнес, отзывается для него «сторицей» - ощутимыми выгодами. Второе рассуждение, которое мы рассмотрим, уже теоретического пла- на. Его автор, доктор экономических наук, профессор Ю. Ольсевич в ста- тье «О национальном экономическом мышлении», утверждая, что на исто- рической сцене в далёкой временной перспективе главными действующи- ми лицами остаются и останутся нации как самобытные и автономные общности людей, показывает и неизбежность существования у них свое- образного теоретического мышления. «В мире издавна существует и ус- тойчиво сохраняется плюрализм теорий и поразительно закономерная, хо- тя и меняющаяся привязанность отдельных теорий к определённым наци- ям или группам наций. Очевидно, здесь находит отражение специфика культуры, традиций, духовного склада наций, институциональной струк- туры, места в мировом хозяйстве – всё, что определяет непосредственно и, в конечном счете, существенные различия в национальных экономических интересах» [47, С.120]. Размышления профессора весьма однозначны, поскольку он считает, что если различные теории в чём-то различаются, а в чём-то совпадают, то под этим следует искать, прежде всего, различие или совпадение избран- ных национальными учёными теоретических и (или) практических воззре- ний. Если в этом плане рассматривать ошибки и недостатки в советской экономике, то можно вспомнить вопросы классика зарубежной экономиче- ской мысли Д. Кейнса, прозвучавшие после его посещения СССР в 1925 году: «Как мне принять теорию, которая в качестве своей Библии – вне и выше всякой критики – использует устаревший учебник по экономике, не просто научно неправильный, но не представляющий сегодня какого-либо интереса и к современному миру неприменимый? Как я могу согласиться с системой взглядов, которая, предпочтя водоросли рыбе, возвышает грубый пролетариат над буржуазией и интеллигенцией, выражающих, несмотря на
свои недостатки, само качество жизни и несущих в себе семена прогресса человечества?» [цит. по 62, С.120]. Здесь подчёркивается вторая, неотделимая, грань проблемы: заблужде- ния экономической теории в масштабах советского «суперэтноса» стали той национально окрашенной концепцией, которая привела к заметному отставанию от мировых рыночных процессов социально-экономические системы ряда народов. Данный аспект приводит к ещё одному выводу: точно так же как неэффективно отрицание национального своеобразия экономик разных стран, возведение в догмат какой-либо отжившей свой срок и изолированной теории может повлечь за собой для конкретных эт- носов серьёзные негативные последствия. О значимости последнего вывода приходится говорить потому, что унифицированные взгляды на роль культурных и экономических факторов в жизни разных стран имеют место и сегодня. Уместно привести ещё одну весьма интересную и политически заострённую позицию, высказанную Самюэлом Хантингтоном – профессором Гарвардского университета в его статье «Запад уникален, но не универсален». Детализируя суть названия статьи, он считает, что утверждение адептов западной цивилизации о том, что культура Запада есть и должна быть мировой культурой, в той или иной степени ошибочны, высокомерны и опасны. «Сутью культуры явля- ются язык, религия, ценности, традиции и обычаи. Если русские пьют ко- ка-колу, это вовсе не означает, что они мыслят подобно американцам. Рав- ным образом, тот факт, что американцы стали есть суши, отнюдь не озна- чает, что они начали мыслить подобно японцам. На всём протяжении ис- тории человечества модные веяния и материальные ценности распростра- нялись из одного общества в другое, не меняя значительно основную куль- туру перенимающего общества. Утверждение о том, что распространение поп-культуры и потребительских товаров по всему миру является триум- фом западной цивилизации, ведёт к уничтожению других культур и в то же время тривиализирует культуру западную, отождествляя её лишь с
жирной пищей, выцветшими штанами и шипучкой» [72, С.84]. То, что в любой стране и в мировом сообществе в целом необходи- мость опоры на интернациональные основы экономики и в то же время значимость учёта этнического фактора составляют две стороны одной ме- дали, хорошо иллюстрирует факт развития транснациональных корпора- ций. В их организации, во внедрении норм и традиций совместного труда деловые люди из разных стран стремятся учитывать и те, и другие аспек- ты. Можно обратиться, к примеру, предпринимателей из «страны восхо- дящего солнца». Японские корпорации, протянувшие «щупальца» своих предприятий по всему «белому свету» при разработке корпоративной культуры в своих зарубежных филиалах столкнулись с одной существен- ной проблемой. Т. Коно пишет по этому поводу: «Японские корпорации сегодня обеспокоены не только внедрением «деловой философии» на предприятиях, но и в их «дочерних» филиалах, которые сегодня распола- гаются по всему миру и на которых работают представители разных на- циональностей. При _______этом оказалось, что перенос философии в филиалы за рубежом зависит от трех факторов. Индивидуализм или ориентация на группу. Чем более культура какой-то нации индивидуалистична, тем труднее перенос фи- лософии компании в эту страну. Национальная гордость за превосходство своей культуры. Чем эта гордость больше, тем труднее привнести философию япон- ской корпорации. Престиж японской материнской компании. Чем он выше, тем легче перенести ее философию в зарубежный филиал. Последний фактор - наиболее важный, поэтому трудности переноса философии компании не следует переоценивать» [31, С.215]. Рассмотренные примеры и факты показывают, что целенаправленное изучение и последующий учёт этнопсихологических особенностей культу- ры, традиций, менталитета в разных сферах хозяйствования это и в теоре- тическом, и в практическом планах весьма значимая и экономически целе- сообразная деятельность. Она помогает людям разных национальностей ставить на службу эффективному менеджменту и социально ориентиро- ванному бизнесу те или иные преимущества этнической психологии, луч- ше адаптироваться к сложным перипетиям рыночной экономики, доби- ваться оптимального использования собственных ресурсов. В одной из наших первых работ, увязанных с рассматриваемой про- блематикой, мы уже говорили о том, что конкретную область экономиче- ской психологии, а именно экономическую этнопсихологию, нельзя вос- принимать в виде какой-то экзотической науки, изучающей не столь акту-
альные и далёкие от гражданина любой цивилизованной страны проблемы «аборигенных», «туземных», «коренных» и других народов со специфиче- скими признаками жизнедеятельности [9, С.3]. Если брать во внимание перевод слова этнос, как «племя», «народ», то предметом экономической этнопсихологии могут быть особенности хозяйственной жизнедеятельно- сти, самобытные способы и традиции гостеприимства и сервиса, рекламы и маркетинга, своеобразные установки по деловым контактам с иностран- ными (иноязычными) представителями делового мира любого и каждого из известных народов и их этнических групп. Считать, что особенности экономического сознания и поведения бурята, якута, адыгейца, чечена и т.д. должна изучать экономическая этнопсихология, а, например, соответ- ствующие феномены у русских, англичан, американцев и т.п. – просто экономическая психология было бы неоправданно и некорректно. Экономическая этнопсихология, если она изучает специфику хозяйст- венной деятельности конкретного народа, естественно, уже по своим мас- штабам, чем экономическая психология, поскольку последняя может и должна раскрывать общие закономерности развития экономического соз- нания и поведения у разных народов. Например, феномен экономической социализации зачастую рассматривают по обобщённой схеме, как некое явление, присущее интернациональному миру, имеющее некие общие чер- ты в разных странах. Но это не исключает, что в ряде «деталей» социали- зации (в частности, в зависимости от специфики превалирующей для на- рода деятельности) будут проявляться совершенно специфические ценно- сти, стереотипы и нормы, которые надо осваивать представителям кон- кретного этноса. Так, будут, несомненно разниться отношение к цене, кри- терии оценки качества, приёмы продажи продукции, выработанной садо- водами, земледельцами, охотниками, рыболовами, особенно, если осуще- ствляется торговля на рынках других народов. Не менее значимым для «поиска» проблематики экономической этноп- сихологии является признание того, что какое-то конкретное общечелове- ческое качество может своеобразно проявляться у людей разных нацио- нальностей. Возьмём для иллюстрации такое значимое во всём мире свой- ство человека, как трудолюбие. Оно представляет собой определённую смесь «ингредиентов» личностного отношения индивида к своей работе, его эмоциональную привязанность к ней, его подход к своим функциям и обязанностям. Но смесь эта опять-таки может варьироваться, сочетаться в разных содержаниях и пропорциях у людей разных национальностей. Вот, к примеру, как рассматривает В. Г. Крысько разницу между проявлением этого качества у американцев и других народов, в частности, японцев и немцев. Трудолюбие японца – это терпеливость, кропотливость, ловкость, прилежание, упорство, какая-то обречённость, безрадостность. Трудолю- бие немца – это основательность, пунктуальность, точность, шаблонность, добросовестность, дисциплинированность, предусмотрительность, но без размаха, риска. Трудолюбие американца – это размах, энергичная напори- стость, неиссякаемый деловой азарт, предприимчивость и инициативность, смелость и упорство, изобретательность и рационализаторская мысль, добротность. Поражает неистовая одержимость, с которой американцы ра- ботают, т.е. делают деньги, особенно в лучшие годы своей жизни. Они, как правило, не отказываются ни от сверхурочных, ни от дополнительного за- работка на стороне, если выпадает такая возможность [32, с.193]. Этнопсихологические особенности людей, значимые в экономическом плане, можно наблюдать и на уровне когнитивных процессов. В частности, нам уже приходилось на основе литературных данных констатировать специфику восприятия цвета представителями разных северных народов, как «смешанных», так и «несмешанных» [см. 9]. В 2004 году на основании опросника «Байкал» удалось выявить различия не только в восприятии цветов, но в их смысловой символике у представителей прибайкальских народов – бурят и русских. Этот момент обязательно проявляется в нацио- нальной рекламе, в оценке качества дизайна промышленных товаров и т.п. Но этнические детали познавательных процессов наблюдаются и на других уровнях. В последнее время психологи подметили, что далеко не всегда эмпирические данные о характере процессов абстрактного мышления, ос- нованные на лабораторных исследованиях, выявляют неоспоримые зако- номерности. Стали всё больше изучаться прагматические решения и рас- суждения разных людей, осуществляющиеся при решении бытовых про- блем, в повседневной обстановке. В литературе приводятся интересные примеры, которые уверенно можно отнести к области экономической эт- нопсихологии. Так, опытные бразильские плотники с невысоким уровнем образования разработали более совершенную систему измерений и расчёта объёма, чем та, которой подмастерья, посещавшие занятия по математике, намеревались их обучить. Подобным образом, по сравнению со студента- ми, американские работники молочного хозяйства, которых изучал Скриб- нер, проявляли большую гибкость и пользовались более эффективными методиками» [53, С.235]. В русском языке есть выражения «практическая смётка», «практиче- ский ум». Они отражают уровень сообразительности, смекалки людей, не умудрённых теоретическими знаниями, но быстро, на лету схватывающих суть какой-либо житейской проблемы и решающих её рациональными и в то же время оригинальными способами. Скорее всего, подобное качество чаще носит этнопсихологический характер, поскольку находчивость, спо- собность додумываться, доходить собственным умом до решения конкрет- ных задач во многих случаях связаны с бытовыми и хозяйственными си- туациями, которые, в свою очередь, зависимы от особенностей жизнедея- тельности людей. К примеру, практическая сметка северного оленевода будет своеобразно отличаться от соответствующей смышлёности рыбака или таёжного охотника. Хотя, вне всякого сомнения, в содержании любого «этнического практического ума» всегда можно обнаружить интернацио- нальные элементы. Остановимся ещё на одном факте, несомненно, бросающемся в глаза в межэтническом деловом взаимодействии. Психологи TT4 1 Tустановили, что за час беседы типичный финн употребляет только один жест, итальянец же жестикулирует не менее восьмидесяти раз. Француз в разговоре использу- ет невербальные средства общения не менее ста двадцати раз, а мексика- нец даже сто восемьдесят. Своей непредрасположенностью к повышенной жестикуляции отличаются якуты, эвенки, другие народы, живущие в усло- виях сурового климата. Всплывает интересное предположение: предста- вители «северных территорий» в своём филогенетическом развитии мень- ше предуготовлены природой к не приносящим особой пользы телодви- жениям, поскольку это ведёт к неоправданной трате, не хватающей в хо- лодном климате энергии. Южане же, наоборот, через разного рода жести- куляцию «выплёскивают» избыток подаренной теплом и солнцем энергии. Но как бы то ни было, существенные различия в природной выразительно- сти сказываются на манере делового общения и в психологическом плане вызывают определённые реакции, например, неприязнь к излишне жести- кулирующему собеседнику. Можно было бы бесконечно продолжать примеры, в которых «этниче- ское» выступает в несхожих инвариантах «общечеловеческого» и может обоснованно выступать в качестве предмета экономической этнопсихоло- гии, иллюстрируя тем самым своеобразие данной науки. Но это занятие – для крупных работ. В рамках небольшой статьи лучше перейти к рассмот- рению некоторых общих различий в экономических позициях и установках некоторых народов. Но, предваряя такие примеры, обратим внимание на возникшую в мировой психологии прикладную область психологии, кото- рая будет, несомненно, активно взаимодействовать с экономической эт- нопсихологией. Дело в том, что в настоящее время в мире широко распространяются кросскультурные исследования. Отражая различия и сходства в культуре разных народов, учёные кросскультурного направления в психологии че- рез своеобразную терминологию детализируют многие изучаемые фено- мены, стараясь обеспечить «замену слишком общего абстрактного понятия «культура» специальными, поддающимися оценке психологическими пе- ременными, которые могли быть гипотетическими причинами культурных различий» [53, С.29]. В кросскультурных исследованиях мы можем выде- лить их психолого- экономический аспект, например, когда установки ин- дивидуализма или коллективизма разных народов зримо сказываются на решении многих хозяйственных вопросов, на преодолении (возникнове- нии) противоречий и конфликтов представителей разных культур. К при- меру, и русские и японцы по своим социогенетическим типам относятся к коллективистам – общинникам, но многие существующие традиции и при- вычки их отношения к представителям бизнеса разных национальностей (особенно культура общения, уровень толерантности) заметно отличаются. Результаты кросскультурных исследований экономического плана, таким образом, привносят богатый иллюстрационный, практический материал для понимания особенностей экономической этнопсихологии народов и их межэтнического взаимодействия. В будущем все вновь зафиксированные феномены и реалии подобного рода помогут экономической психологии создать новые концепции, точнее отражающие современную жизнь и по- могающие её совершенствовать. Сделав краткий экскурс в общую проблематику кросскультурных ис- следований, попытаемся на основе некоторых общих социально – эконо- мических ценностей и современных установок рассмотреть их определён- ные отличия в качестве феноменов экономической психологии у типичных представителей разных национальностей. Возьмём для иллюстрации аме- риканцев, русских и японцев (естественно, на их «месте» могли бы ока- заться и другие представители) Данные пусть и приблизительного кросскультурного анализа позво- ляют говорить, что в каждом конкретном временном периоде у разных на- родов преобладают своеобразные этнические установки по отношению к экономическим реалиям, которые играют заметную роль в их повседнев- ной жизнедеятельности. И именно эта специфика может и должна быть предметом экономической этнопсихологии. Нельзя отрицать, что процес- сы глобализации окажут унифицирующее, нивелирующее влияние на мно- гие экономические установки людей, но также понятно и то, что в силу на- циональных традиций, национальной специфики хозяйственной деятель- ности и быта во многих отраслях экономики конкретных народов живут и будут жить уникальные, оригинальные этнические элементы, понимание которых немаловажно в современной жизни. К тому же любой народ, не желающий стать «Иваном, не помнящим родства», будет оберегать те эт- нические ценности, позиции, нравы, которые поддерживают его самобыт- ный, своеобразный портрет в мировом сообществе. Не сложно понять, что перечень феноменов, представленных в табли- це, можно продолжать до бесконечности. Набор экономических реалий, которые изучает экономическая психология и которые имеют свои вариан- ты в этническом сознании и поведении многолик и разносторонен. Кроме того, предметный мир экономической этнопсихологии дополняется про- блематикой межэтнического взаимодействия деловых людей из разных стран. Психология межэтнического взаимодействия – специфическая об- ласть науки и практики. Она рассматривает не только детерминанты эф- фективности разносторонних контактов «иноязычных» партнёров, но так- же процесс и результаты изменения идентичных характеристик этнических групп и их представителей при непосредственном и опосредованном влия- нии друг на друга. Используя житейские понятия, можно сказать, что пси- хологию межэтнического взаимодействия больше всего интересует то, как «чужое» трансформируется в «наше», а «наше» превращается в «своё» для чужих, касается это или материальных или духовных атрибутов жизни взаимодействующих этносов. Конкретный пример, когда в середине 80-х годов 20-го века слово «перестройка» стало 0386 0 понятным для граждан из мно- гих зарубежных стран, отражая прогрессивные на тот момент социально – экономические преобразования в нашей стране. Сегодня к таким межэтни- ческим реалиям можно отнести в экономике многие термины и действия, которые ещё недавно были весьма слабо известны «массовому» россий- скому человеку, а сегодня вплелись в его обыденную жизнь: маркетинг, менеджмент и т.д. и т.п. Важно отметить тот факт, что понимание необходимости этнологиче- ского, а значит и этнопсихологического анализа вопросов международной экономики становится характерным для специалистов разных научных дисциплин и направлений. Так, в учебном пособии «Организационное по- ведение» его авторами введена специальная глава «Организационное по- ведение в международном бизнесе». Целями изучения данной главы опре- делены: выделить факторы, влияющие на организационное поведение и организационную культуру компаний, занимающихся между- народным бизнесом; изучить влияние разных национальных структур на организа- ционное поведение и организационную культуру; рассмотреть _______параметры и модели межкультурных различий; определить пути решения проблемы культурной адаптации» [см.46, С.384-417]. Содержание и основные понятия главы ярко иллюстрируют два уже отмеченных нами момента. Во-первых, в любом межэтническом взаимо- действии важны не только интернациональные нормы и принципы, но и характер их освоения представителями конкретного этноса. Во-вторых, чаще всего, особенно в международном бизнесе, для эффективного вовле- чения человека в дела фирм необходимо понимание особенностей его на- ционально-ориентированного поведения. Особый пласт в теории и практике экономической этнопсихологии может быть связан с анализом влияния на представителей конкретных эт- носов сложившихся традиций хозяйствования, распределения благ, об- служивания клиентов и т.п. Остановимся кратко на сути и содержании данного вопроса. В социальной психологии традиция понимается обычно как определённый стереотип мышления и поведения индивидуальных и коллективных субъектов этнического сообщества, «по наследству» пере- дающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся у данного народа в течение длительного времени. К общим характеристикам традиций можно отнести следующее: они являются своего рода поведенческим алгоритмом, т.е. сложив- шейся последовательностью мыслей и (или) действий, основанных на пси- хологическом стереотипе восприятия и (или) знания социальных явлений; они порождены в результате практической деятельности этноса, ко- гда соответствующие логические формулы и алгоритмические формы по- ведения приводили к эффективности труда, быта, досуга в целом, к упоря- дочению социальной жизнедеятельности; большинство традиций народов отражают не только и даже не столько сословные, клановые или иные групповые интересы, сколько яв- ляются значимыми для всех представителей этноса; они выступают продуктом совместно-исторического ума не только в том плане, что возникли, разрабатывались и утверждались в сообществах людей, но и потому, что коллективы разных поколений и эпох вносили в них свою лепту, детализируя их, варьируя процедуры их реализации в за- висимости от сложившихся условий; они предполагают определённую добровольность в следовании им, свободу выбора в деталях их проявления и реализуются в результате твор- ческой самодеятельности людей; пример обращения к традициям, особенности их проявления и (или) исполнения чаще всего связан с лидерами этнических групп; соблюдение традиций так же связано с поддержкой / не поддержкой их общественным мнением: если массовое сознание отказало традиции в значимости, она постепенно сходит на нет, оставаясь лишь в памяти, как некий анахронизм. Изменению или даже исчезновению традиций, как и метаморфозам любой социальной установки, способствуют в первую очередь два обстоя- тельства: a) коренное изменение жизнедеятельности, при котором традиция воспринимается как отжившее свой срок и не соответствующее реалиям времени предписание; b) изменение в потребностях и установках людей, приводя- щие к необходимости и значимости совершенно иных форм поведения для достижения запросов и интересов индивида и (или) группы. Века и даже тысячелетия самобытной и суверенной жизни многих эт- носов породили множество национальных традиций во всех сферах жизне- деятельности и, соответственно, в экономике. Эти традиции касались, прежде всего, организации трудовой деятельности, например, они специ- фичны у скотовода, земледельца или виноградаря; они устанавливали уни- кальные для многих народов процедуры гостеприимства и обслуживания статусных лиц, они предопределяли порядок разрешения неизбежных конфликтов в области производства, разделения имущества и недвижимо- сти, в решении проблем экономически несостоятельных индивидов и со- словий: инвалидов, «сирых» и «убогих» лиц, ветеранов войны и труда и т.д. и т.п. Авторы работы «Психология и культура» обращают внимание на неиз- бежность этнокультурного своеобразия распределения благ и ресурсов и соответственно восприятия их людьми в качестве справедливых или не- справедливых. Они считают, что принятие решений о распределении ре- сурсов зависит главным образом от трёх моментов. Во-первых, поскольку в основе вынесения суждений о справедливости распределения лежит про- цесс социального сравнения, индивид должен определить для себя рефе- рентную группу, которая является базой сравнения при определении раз- мера причитающейся ему доли. Во-вторых, для определения вида ресурсов должны быть выбраны соответствующие нормы распределения. В-третьих, необходимо принять обоснованное решение о соотношении вклада и воз- награждения [53, С.606-607]. Если рассматривать в данном ключе российские (советские) традиции распределения благ, то здесь сразу же выделяется блок этнических и эт- нопсихологических вопросов в соответствии с изложенными моментами. Во-первых, традиционная ориентация на «среднего советского граждани- на» по стандартам потребления была коренным образом подорвана, начи- ная с 80-х годов, когда расширились зарубежные контакты. Мнения ино- странцев типа, «Какие вы, русские, счастливые, поскольку не знаете, как плохо вы живёте» высветили всю ущербность наших оценок уровня богат- ства и бедности. Сегодня мнения конкретного индивида о «положенной ему доле национального богатства», с одной стороны зависит не только от его принадлежности к опять-таки конкретной социальной группе (грубо – «верхи» и «низы»), а одновременно определяется мерками, в которых происходит сравнение «мы» и «они». В таких условиях распределение со- циальных благ «неимущим» российским большинством (а такового, как считается, 2/3 населения страны) будет считаться несправедливым, по- скольку критерием отсчёта будет положение групп «неправедно» нажив- ших своё богатство и живущих достаточно зажиточно. Во-вторых, в при- ведённой выше ситуации достаточно сложно обосновать нормы распреде- ления благ. Этому не способствует ни отечественная «минимальная оплата труда», ни ножницы, существующие в реальных заработках специалистов одних и тех же профессий и статусов (продавцов, дворников, сторожей, охранников и т.д.), существующие в разных регионах, на предприятиях разных сфер экономики и т.п. К тому же государство многие годы жившее за счёт труда своих граждан и сегодня неэффективно реализующее свои экономические функции, необоснованно и некомпетентно вмешивающееся в частный бизнес людей породило ещё один колоритный национальный шаблон перераспределения благ: «сколько у государства не воруй, своего не вернёшь». И все, от известных олигархов и организаторов «теневого» бизнеса, до рядового обывателя, вырабатывающего или «охраняющего» какую-нибудь государственную продукцию, при любой представившейся возможности естественным считают право воспользоваться данным пра- вилом. Конечно, размер получаемой таким образом «доли» всякий раз ин- дивидуален и не поддаётся нормированию. Из первых двух вытекает и специфика третьего момента в российском национальном процессе рас- пределения благ. Проблема несоответствия традиций стремительным тенденциям ры- ночной экономики, вреда от их непродуманного разрушения связана в Рос- сии, прежде всего, с положением аборигенных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и некоторых других регионов. Организаторам промышленного освоения таёжных и лесотундровых мест советского времени, пришедшим в «дикие» края жить и работать «вахтовым методом», а, значит, временно пребывать, чтобы «осваивать», «разрабатывать», «брать», почти невозможно было понять тех, кто здесь существовал на протяжении веков. Людям, выросшим в совершенно иных условиях, чуждо было отношение к природе, а именно - рыбе, к зверю, к лесу, к горе, как к живому человеку. Выше их разумения было то, что ма- ленькие поселения «коренных» народов – это целые комплексы социаль- ных, культурных, экономических и других связей, причём комплексы - очень хрупкие и ранимые. В тайге, да и в тундре аборигены, такие как тофалары, эвенки, коряки или эскимосы селились далеко друг от друга. В создаваемых же по прин- ципу экономической целесообразности посёлках их ждала концентрация и в итоге – нарушение экологических и внутривидовых связей. Род пред- ставлял собой чёткий, отлаженный организм с веками отработанными тра- дициями, где каждый его член знал, что он должен делать и как. К приме- ру, чукча вставал утром с полным сознанием того, что если он не выпол- нит свои обязанности, то пострадает от этого весь род и, значит, он сам. В новых условиях поселения в благоустроенных и неблагоустроенных местах жительства вместе собирались не десятки человек, а во много раз больше. И зачастую занимались аборигены чуждыми прежде деятельно- стями. Так появлялась безработица, а с нашествием специалистов с «Большой земли» формировались группы малоквалифицированных чер- норабочих из числа местных жителей. Род, его традиции и функции нача- ли изменяться, терять свой смысл под воздействием неестественных ранее условий. Кроме того, действовал пресс культуры и быта пришедших, их «инородные» традиции, социальные стандарты и оценки значимости лю- дей. Попадая в сложные организационные и экономические структуры, аборигены далеко не всегда становились равноправными членами сооб- ществ из-за своего самобытного менталитета и отсутствия конкурентоспо- собности. Многие из них пополняли ряды «бомжей», изгоев и отвержен- ных. Потеряв возможность заниматься исконной, а значит, чаще всего лю- бимой деятельностью, своим особым менталитетом вступив в иной мир и не поняв его, представитель аборигенного народа зачастую терял смысл жизни, и это было для него губительным. Писатель В. Шаров вспоминает характерный эпизод в чукотском аэропорту, который случился с ним во время поездок по северо-восточным территориям, населяемым малыми на- родами. Тогда Dон встретился с пожилой женщиной, скорбящей о своём сы- не, закончившим жизнь суицидом. Отвечая на вопрос о причинах само- убийства сына, старая эскимоска сначала глубоко задумалась. Она долго не разнимала губ, смотрела сквозь узкие прорези
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|