Тема 4. Статус Президента РФ в системе государственного управления.
Конституционный статус Президента слагается из четырех составляющих: 1) Президент Российской Федерации является главой государства. Это орган, который не относится ни к одной из ветвей государственной власти, стоит над всеми видами власти, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех других органов государственной власти. Как глава государства осуществляет представительство РФ в двух аспектах – внутри страны и в международных отношениях. 2) Президент – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент реализует данное конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, обеспечение граждан всей полнотой политических и социально-экономических прав. 3) Президент – Верховный Главнокомандующий; 4) Президент – субъект законодательного процесса. Он наделен неограниченным правом законодательной инициативы и может использовать право вето на стадии подписания федеральных законов (ч. 3 ст. 107 Конституции), в том числе как гарантию обеспечения их конституционности. Объем президентских полномочий чрезвычайно широк. Статус и полномочия Президента РФ регламентирует Конституция, порядок выборов – Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в редакции от 02.05.2012 N 41-ФЗ). До 1 января 2009 г. срок полномочий Президента России составлял 4 года, однако Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" этот срок был увеличен до 6 лет.
В России в настоящее время складывается суперпрезидентский тип республики, об этом, в том числе, свидетельствует статус Президента, масштаб его полномочий и наличие при Президенте РФ различных органов (общественных советов, комиссий, структур). Совет Безопасности РФ – конституционный орган, который осуществляет подготовку президентских решений по вопросам стратегии развития России и проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. В состав Совета Безопасности РФ входят: Председатель (Президент РФ), который руководит его работой; Секретарь (входит в число постоянных членов); постоянные члены и члены, включение и исключение которых из состава осуществляет Президент РФ. Основные формы деятельности – заседания и оперативные совещания. Решения на заседаниях принимаются постоянными членами простым большинством от общего числа, оформляются протоколом заседания и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности РФ. Оперативность в обсуждении вопросов национальной безопасности – неотъемлемый элемент эффективного государства. Оперативные совещания проводятся Председателем Совета с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю. Проведение совещаний по стратегическому планированию является прерогативой Секретаря Совета с постоянными членами и членами Совета. Основными рабочими органами Совета Безопасности РФ являются межведомственные комиссии: постоянные, создаваемые по функциональному или региональному признаку, и временные, создаваемые в целях подготовки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, актуальным проблемам правопорядка в обществе и государстве и пр. Персональный состав комиссий по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти утверждается Секретарем Совета. Персональный состав Совета Безопасности РФ утверждается Указом Президента РФ.
Государственный Совет при Президенте РФ – это совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном Совете Российской Федерации»). В состав Госсовета входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и являющийся председателем Президент РФ. Решение оперативных вопросов возлагается на Президиум Госсовета (семь членов). Форма деятельности Госсовета РФ – заседания, которые проводятся не реже одного раза в три месяца и являются правомочными при присутствии большинства от общего числа членов. Госсовет наделен правом создания временных и постоянных рабочих групп, правом привлечения ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Решения Госсовета носят рекомендательный характер, оформляются протоколом, при необходимости указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ либо вносятся в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Обязанности секретаря Госсовета, не входящего в его состав, возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления – совещательный орган, созданный в целях совершенствования государственной политики в области местного самоуправления. Основные задачи Совета: а) подготовка предложений об осуществлении государственной политики в области развития местного самоуправления и определение приоритетных направлений ее реализации; б) рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований; в) рассмотрение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.
Совет формируется в составе председателя Совета (Президента Российской Федерации), его заместителя, секретаря и членов Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах. Состав Совета утверждается Президентом Российской Федерации, при этом должностные лица местного самоуправления включаются в него сроком на один год. По решению Президента Российской Федерации указанный срок может быть продлен либо в состав Совета включаются иные должностные лица местного самоуправления. В последнее десятилетие в России активно развивается институт представительства Президента РФ на различных уровнях государственной власти и управления. Полномочные представители Президента РФ осуществляют деятельность в Высших Судах РФ, в палатах Федерального Собрания РФ, в федеральных округах представляя интересы Президента РФ и способствуя осуществлению его деятельности как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полпред Президента в федеральном округе как федеральный государственный служащий входит в состав Администрации Президента, назначается и освобождается от должности по представлению Руководителя Администрации Президента, непосредственно подчиняется главе государства (Указ Президента РФ от 24 марта 2005 г. № 337 «О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах»). Аппараты полномочных представителей – самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ, их структуру и штатную численность определяет Руководитель Администрации. При полномочных представителях Президента РФ функционируют совещательные органы – советы в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, повышения эффективности института представительства. Персональный состав совета по предложению полпреда утверждается Руководителем Администрации Президента РФ. Рабочим аппаратом Президента РФ является Администрация Президента РФ – это государственный орган, сформированный в целях обеспечения деятельности главы государства и осуществления контроля за исполнением его решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|