Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и процесс функционирования исполнительных органов власти.




Исполнительная (или административная) власть реализуется через исполнительно-распорядительную и организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти.

Правительство РФ – коллегиальный орган, в состав которого входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства РФ).

Предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносятся Президентом РФ в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры.

Правовые основы деятельности Правительства РФ – Конституция, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента РФ и Председателя Правительства РФ, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения. Председатель Правительства РФ имеет заместителей. Его деятельность обеспечивает Аппарат Правительства РФ

Общие полномочия Правительства РФ включают:

- разработку, представление в Государственную Думу и исполнение федерального бюджета;

- организацию процесса реализации внутренней и внешней политики РФ;

- регулирование социально-экономической сферы;

- осуществление управления федеральной собственностью;

- координацию и контроль деятельности органов системы исполнительной власти;

- формирование и реализацию целевых программ и т. д.

Правительство РФ имеет специальные полномочия в каждой сфере жизнедеятельности общества; издает правовые акты (постановления, распоряжения), обязательные для исполнения на территории страны, которые могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции и действующему законодательству.

Форма деятельности – заседания, проводятся не реже одного раза в месяц. Допускается проведение расширенных заседаний Правительства с участием Президента РФ. Правительство РФ информирует граждан о вопросах, рассмотренных на заседаниях, о принятых решениях через СМИ.

Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Правительства РФ, работающий в режиме заседаний.

Полномочия Правительства РФ прекращаются, если:

1) Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ;

2) Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается Президентом РФ (или отклоняется);

3) освобождения от должности Председателя Правительства РФ – по личному заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей;

4) по решению Президента РФ об отставке Правительства РФ, по следующим основаниям:

а) по инициативе Президента РФ;

б) при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству РФ;

в) в случае, если Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной и включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства:

- федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности общества;

- федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции;

- федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему агентств и служб и возглавляется входящим в состав Правительства РФ федеральным министром. Федеральная служба, федеральное агентство возглавляется руководителем (директором).

 

Судебная система Российской Федерации.

Прокуратура РФ.

Судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей, присяжных, привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия, народных заседателей, посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Судебная система России – это совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.

Система федеральных судов включает:

- Конституционный Суд РФ (конституционное судопроизводство);

- Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие системы федеральных судов общей юрисдикции;

Субъекты РФ имеют право формировать конституционный (уставный) и мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции, деятельность которых регламентируется региональным законодательством.

Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации.

Правовые основы организации и функционирования судебной системы составляют:

Ø Конституция РФ;

Ø Федеральные Конституционные законы:

· от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

· от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

· от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

Ø Федеральные законы:

· от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»,

· от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и др.

Судьи Высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Закон о статусе судей гарантирует независимость судей (несменяемость и неприкосновенность) и освобождение их от дисциплинарной ответственности.

В РФ сформированы органы судейского самоуправления (Советы судей субъектов РФ и Совет судей РФ), институты мировой юстиции и присяжных заседателей. Создан консультативный орган – Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.

Органами судейского сообщества (судейского самоуправления) являются Всероссийский съезд судей; совет судей РФ, избираемый съездом судей и действующий в период между съездами; конференции судей субъектов РФ, арбитражных судов и военных судов среднего (второго) звена, а также советы судей этих судебных органов, избираемые конференциями судей и действующие в период между конференциями.

Органы судейского сообщества проводят общественную экспертизу законов, рассматривают проблемы кадрового, организационного и материального обеспечения судебной деятельности, обсуждают вопросы судебной практики, представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях, избирают квалификационные коллегии судей отдельно для общих, арбитражных и военных судов, а также выполняют другие правомочия.

Квалификационные коллегии судей создаются для отбора кандидатов на должность судьи; аттестации судей и присвоения им квалификационных классов; обеспечения неприкосновенности судьи; приостановления и прекращения полномочий судей. Коллегии действуют на основании специальных положений.

Одним из критериев эффективности функционирования судебной системы в настоящее время назван рост общественного доверия к судам. В рамках судебной реформы внедряется разделение функций, создаются специализированные структуры (суды, коллегии, отдельные судьи) по отдельным узким векторам судебной практики: в судах общей юрисдикции - ювенальная юстиция, патентный суд, система административного судопроизводства.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»

Является государственной военизированной организацией. В прокуратуре России предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

Ø за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор);

Ø за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Ø за исполнением законов судебными приставами;

Ø за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направления деятельности прокуратуры:

v координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

v международное сотрудничество;

v выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Прокуратура Российской Федерации – единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят:

ü Генеральная прокуратура Российской Федерации;

ü прокуратуры субъектов Российской Федерации;

ü прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры);

ü Военная прокуратура;

ü специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах);

ü научные и учебные организации прокуратуры;

ü редакции печатных изданий прокуратуры.

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...