Глубина понимания темы сочинения и убедительность приводимых в сочинении суждений
Тематический отбор
Деление по блокамОдна на выбор среди 5ти предложенных
Деление по хронологическому принципуОдна на выбор среди 4-х предложенных
объем
350Мин.300
200Мин.150
Орфография
учитывается
Не учитывается
Речь и композиция
второстепенна
Влияет на итоговый балл
оценка
Зачет/незачет/баллы
баллы
Список литературы
неофициальный
официальный
ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ
Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 300 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
КРИТЕРИИ
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
1. «Соответствие теме»; 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерии №1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом),
а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет»
сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
Критерий № 2 «Аргументация.
зачет
незачет
Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы
1.сочинение написано без привлечения литературного материала,
2.в нем существенно искажено содержание произведения,
3.литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения
4. не менее 1го литер.произведения
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
«зачет»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
зачет
незачет
Речевое оформление текста сочинения Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Критерий №5 «Грамотность»
зачет
незачет
Грамотность выпускника
если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
Знакомство со структурой итогового сочинения
Основная часть должна составлять 2/3 всего сочинения,
вступление + заключение =1/3 сочинения. Не забывайте об этом.
Например, вступление =60 слов, заключение = 64 слова, основная часть = 248 слов, итого –372 слова
НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ НА 2018-19 У\Г
Отцы и дети
Мечта и реальность
Месть и великодушие
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость
Когда и что нужно делать, чтобы сочинение было правильно выстроено;
• Как грамотно составить вступление и заключение;
• Что делать для того, чтобы не сбиться с темы и не упустить ничего важного.
Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе
1. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на литературные произведения и высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе.
2. Определившись с темой, подберите эпиграф.
3. Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите:
4. аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении, – вопросы, которые можно сформулировать и ответить на них в ходе рассуждения, – аргументы, подтверждения и доказательства своей точки зрения.
5. На черновике составьте план работы.
6. Подберите доказательства своих мыслей и идей: – цитатами из текстов, не более 2-3 предложений. Важно, что цитаты не должны дублировать ваши мысли, а только подтверждать их, – кроме цитат нужно сослаться на эпизоды из литературных произведений. Подумайте, в каких текстах вы встречали ситуации и рассуждения, пересекающиеся с выбранной вами темой итогового сочинения, – подумайте, в каких моментах сочинения вам понадобятся ссылки и цитаты.
7. Определите стиль изложения своей авторской позиции.
8. Важно, чтобы вступление и заключении были логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Чтобы этого добиться, нужно хорошо продумать сочинение до его написания, определить связи вступления и заключения.
9. Чтобы проверить, не отклонились ли вы от основного курса, перечитайте тему сочинения и соотнесите ее с тем, что вы задумали.
10. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы.
11. Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, – если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их.
12. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. При этом для выделения значимых факторов можно использовать способ доказательства от противного.
13. Прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме.
14. Перед написанием заключения перечитай работу. Карандашом на полях можно отметить свои главные мысли, чтобы в заключении коснуться их.
15. Проверьте свое сочинение на соответствие с замыслом автора выбранной темы.
16. Вдумчивым чтением исправьте ошибки, уточните те моменты, которые вызывают у вас сомнения и затруднения. Если возможно, обратитесь за помощью к словарю.
17. Проверьте пунктуацию
Кроме этого, можно начать с актуальности темы, её значимости...
[1] В данной таблице тезис входит в состав вступления. Можно писать иначе: тезисы – в основной части.
[1] Тезис выделен жирным шрифтом. Его можно писать в главной части.