Сравнительная характеристика традиционалистской и гуманистической парадигм образования
В современном мире все больший приоритет приобретает гуманистическая парадигма.
Субъект-объектной парадигме обучения присущи недостатки, в значительной мере характерные и для высшего образования современной России:
5. Понятие и функции дидактики. Дидактика высшей школы По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает поучающий, а «didasko» - изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), в курсе лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия» («Kurzer Bericht von der Didactica, oder Lehrkunst Wolfgangi Ratichii»). В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовав в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему».
В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии, и др. Все это черты нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики. Дидактика высшей школы – наука о высшем образовании и обучении в высшей школе – интенсивно развивающаяся отрасль педагогического знания. Дидактика высшей школы призвана поставить на научную основу решение следующих проблем: 1. Обоснование специфических целей высшего образования. 2. Обоснование социальных функций высшей школы. 3. Обоснование содержания образования. 4. Научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности. 5.Определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения и др. Рассмотрим базовые понятия дидактики. Обучение – целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умение – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. Педагогический процесс — это способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.Педагогический процесс создается преподавателем. Основными субъектами педагогического процесса в высшей школе являются преподаватель и студенты. Структура педагогического процесса как в средней, так и в высшей школе остаётся неизменной: Цель - Принципы - Содержание - Методы - Средства - Формы Цели обучения – начальный компонент педагогического процесса. В нем преподаватель и студент уясняют конечный результат своей совместной деятельности. Принципы обучения – служат для установления путей реализации поставленных целей обучения. Содержание обучения – часть опыта предыдущих поколений людей, которую необходимо передать студентам для достижения поставленных целей обучения посредством выбранных путей реализации этих целей.
Методы обучения – логическая цепь взаимосвязанных действий преподавателя и студента, посредством которых передается и воспринимается содержание, которое перерабатывается и воспроизводится. Средства обучения – материализованные предметные способы обработки содержания обучения в совокупности с методами обучения. Формы организации обучения – обеспечивают логическую завершенность процесса обучения. Законы и закономерности обучения в высшей школе. Преподаватель, занимаясь вопросами проектирования учебно-воспитательного процесса, непременно ставит перед собой задачу познания процесса обучения. Результатом этого познания является установление законов и закономерностей процесса обучения. Педагогический закон - внутренняя, существенная, устойчивая связь педагогических явлений, обусловливающая их необходимое, закономерное развитие. Одной из задач дидактики является установление закономерностей обучения и, тем самым делать процесс обучения для него более осознанным, управляемым, эффективным. Дидактические закономерности устанавливают связи между преподавателем, студентами и изучаемым материалом. Знание этих закономерностей позволяет преподавателю построить процесс обучения оптимально в разных педагогических ситуациях. Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (это выражение действия законов в конкретных условиях). Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий:
Внутренние закономерности процесса обучения - связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, т.е. это зависимость между преподаванием, учением, и изучаемым материалом. Рассмотрим некоторые из таких закономерностей: Обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие может быть положительным или отрицательным, иметь большую или меньшую силу, зависит от условий, в которых протекает обучение. Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и новый материал. Развитие умственных умений и навыков студентов зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.
Следующей педагогической закономерностью является моделирование (воссоздание) в учебном процессе условий будущей профессиональной деятельности специалистов. Формирование понятий в сознании студентов состоится лишь в случае организации познавательной деятельности по выделению существенных признаков, явлений, объектов, технологических операций по сопоставлению, разграничению понятий, установлению их содержания, объема и пр. Все закономерности педагогического процесса взаимосвязаны между собой, проявляются через массу случайностей, что существенно его усложняет. Вместе с тем, выступая в виде устойчивых тенденций, эти закономерности четко определяют направления работы преподавателей и студентов. Обобщённо выделяют следующие требования к процессу обучения в высшей школе:
Цели профессионального образования. Цели профессионального образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания. Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих преподавателей. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Параллельно существуют общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их студентами с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития студентов, подготовленности педагогов. 6. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения. Понятие «принцип» происходит от латинского «principium» – начало, основа. По своему происхождению принципы обучения (дидактические принципы) являются теоретическим обобщением педагогической практики, возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер. Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики. В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса. Принцип – это система исходных теоретических положений, руководящих идей и основных требований к проектированию целостного образовательного процесса, вытекающих из установленных психолого-педагогической наукой закономерностей и изучаемых в целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов. Каждый из принципов реализуется на практике через систему правил. Охарактеризуем некоторые принципы обучения через систему свойственных им правил: Принцип научности: Правила: - излагать только достоверную информацию, факты и явления в правильном освещении; - обеспечивать ведущую роль теории в обучении; - использовать язык науки, которая преподается; знакомить с историей открытий.
Правила: - опираться на имеющийся у студентов опыт; - показывать пути использования знаний на практике; - учить извлекать из практической деятельности теоретические знания.
Правила: - излагать знания в определенной системе; - опираться на внутрипредметные, межпредметные, межнаучные связи; - предъявлять последовательные требования, - добиваться преемственности в усвоении студентами знаний и формирование умений и навыков.
Правила: - не перегружать материал частностями, выделять главное; - обучать приемам умственной работы; - излагать материал эмоционально; - систематически организовывать повторение учебного материала; - чередовать виды деятельности студентов.
Правила: - обеспечить понимание изучаемого материала, использовать проблемный метод обучения; - стимулировать познавательную активность и их самостоятельность; - обеспечивать условия для хорошей работоспособности и устойчивого внимания студентов; - комментировать высказывания и ответы студентов.
Правила: - учитывать реальный уровень развития и подготовленности; - подробно разбирать наиболее трудные места; - оптимизировать работу студента (объем); - комментировать домашнее задание.
Правила: - обеспечивать восприятие материала по мере возможности всеми органами чувств; - перед использованием четко определить и сформулировать цель наблюдения; - использовать совместно с другими средствами обучения; - обеспечивать безопасность применения; - использовать наглядность умеренно, в нужное время, нужный момент.
Правила: - устанавливать межпредметные связи для лучшей ориентации студента в профессии; - формировать профессиональные знач. качества; - использовать разнообразные содержания, средства, методы, приемы, технологии обучения для придания свойств профессиональной направленности. К общепедагогическим принципам обучения также можно отнести следующие принципы:
В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые синтезировали бы все существующие принципы:
Лекция 2 (2ч.) Сущность обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Содержание высшего профессионального образования Учебные цели 1. Понимать значение содержания образования и необходимость разработки его научных основ; 2. Знать основные документы, отражающие содержание образования: государственный образовательный стандарт, учебная программа, учебники и учебные пособия План лекции 1. Понятие «содержание образования» 2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку содержания образования. 3. Теории формального и материального образования и их односторонность. 4. Государственный образовательный стандарт высшего образования, его структура 5. Основные компоненты ГОС высшего образования 6. Требования к содержанию образования в высшей школе Содержание лекции 1. Понятие «содержание образования» Для успешного осуществления обучения как важного средства развития и формирования личности необходимо хорошо уяснить себе: чему надо учить, чем они должны овладевать обучаемые в процессе учебной работы. Но поскольку, как отмечено выше, обучение направлено на образование личности и органически связано с ним, то, естественно, речь в данном случае должна идти о содержании образования. В общем плане под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Определение содержания образования – задача не простая, как может показаться на первый взгляд. История педагогики показывает, что при ее решении допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения. То содержание образования отставало от современного состояния науки, то оно оказывалось перегруженным, то искажало характер обучения как фактора развития и формирования личности. Вот почему в педагогике такое большое место занимали и занимают вопросы разработки тех исходных теоретических идей, которые должны определять содержание образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|