Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коэволюция науки и общества




 

Изучением и анализом феномена науки занимаются специальные научные дисциплины. Это древнейшая из наук- философия (история философии по существу и есть история развития человеческой мысли, т.е. науки), и относительно недавно появившиеся науковедение, наукометрия, история естествознания и другие. Они дают массу необходимого и полезного материала для анализа и понимания внутренней логики и закономерностей развития науки, ее работы на различных этапах человеческой истории, значения отдельных дисциплин, отдельных учёны и открытий в прогрессе цивилизации. Задача этих наук - осмыслить феномен науки и дать обществу, в том числе и самим учёным, возможность оценивать, сравнивать состояние и роль различных направлений, понимать тенденции и перспективы их развития, организовывать функционирование науки и обеспечивать поддержку научного сообщества государственными органами и обществом.

Хотя в настоящем курсе будут широко использованы материалы и выводы указанных выше научных дисциплин, тема и задача его несколько иная. Вот только некоторые из вопросов, которые будут обсуждаться в предлагаемом курсе: Какова цель научных исследований вообще? Что отличает ученых от остальных людей? Как функционируют научное сообщество? Кто и почему платит за научные исследования? Как превратить результаты научных исследовании в нечто реальное и полезное людям? Как обеспечить возможность реализации своих научных планов? Что способствует успешной научной карьеры?

Еще совсем недавно многие из этих вопросов могли показаться достаточно нелепыми для ученого. Но за прошедшее столетие наука перестала быть изолированной, оторванной от остальной жизни сферой деятельности не большого курса энтузиастов-одиночек. Задачи, стоящие перед человечеством, столь важны в буквальном смысле жизненно важны для его будущего, что занятие наукой перестало быть личным делом и превратилось в важнейшую общественную задачу, общественную миссию. Фактически, современная наука обязана дать ответ на вопрос о будущем человечества: "Возможно ли бесконечное прогрессивное развитие (прогрессивная эволюция) в практически замкнутой ограниченной системе, каковой является планета Земля?"

Не менее сложная и значимая задача, чем сами научные исследования, обеспечение условий оптимального функционирования научного сообщества. Эта задача лежит на плечах людей новых профессий, появившихся всего несколько десятков лет назад: научных менеджеров, научных администраторов, специалистов по инновационной деятельности и т.п., от таланта и активности которых не в меньшей степени зависит успех действительно крупных научных проектов. Что бы адаптироваться к вновь возникающим организационном механизмам современной науки, ученым нового поколения придется уделять этому часть своего времени и внимания. Многим из них самим придется внести определенный вклад в совершенствование этих механизмов для повышения эффективности и отдачи собственной научной деятельности и деятельности своих коллег. А для кого-то именно организационная деятельность в науке станет возможностью более масштабного влияния на ход научного прогресса. Ведь роль организаторов (менеджеров) в условиях непрерывного усложнения взаимосвязей в современной науке и обществе будет непрерывного усложнения взаимосвязей в современной науке и обществе будет непрерывно возрастать и станет не менее творческой, чем, например, роль режиссера в театре и кино.

Человечество вступает в новую фазу своего развития. Интерес к внешней экспансии (неважно, вглубь материи или простые космосы), связанные с экстенсивным периодом прогресс цивилизации, сменится углубленным самоанализом и обустройством своего дома, что характеризует переход к интенсивному периоду развития. Соответственно, героический период, когда "конквистадоры" от науки, увеличенные одной лишь страстью к исследованиям, устремлялись все дальше и дальше в неведомые области, сменяется более прозаическим, когда пришедшие по их словам "поселенцы" обустраиваются здесь прочно и надолго.

Соответственно, общество, все менее и менее интересующееся далекими мирами, все менее будет склонна оплачивать дорогостоящие эксперименты с неясной для него целью, но с относительной легкостью будет тратить огромные средства на решение проблем своего здоровья и благополучия. Конечно, поисковые исследования на границах области нашего познания вряд ли когда-нибудь прекратятся, но, видимо, уже не будут вестись столь широким фронтом, как это имело место в "героическую" эпоху. И даже крупнейшим ученым придется доказывать обществу своё право на такие исследования достижениями в менее "спорных" и более "утилитарных" областях. Эти обстоятельства молодым ученым полезно принимать во внимание при планировании научной карьеры и выборе области приложения сил. Нужно будет уметь не только показывать важность выбранной темы исследований с научной (фундаментальной)точки зрения, но и ее потенциальные значение для решения сугубо утилитарных проблем человечества.

В ходе научной деятельности современным ученым приходится тесно и часто взаимодействовать с различными государственными и частными структурами, определяющими возможность и уровень финансирования научных работ. При этом необходимо учитывать жизненным, что в отличии от умудренных опытом и суровой реальностью рыночной экономики зрелых американских политиков, которые давно поняли, что "государственное управление представляет более широкие возможности [для развития науки]", многие отечественные государственные деятели и высокопоставленные чиновники в плане политических воззрений и опыта еще пребывают в лучшем случае в возрасте юношеского максимализма и веры в светлые идеалы "свободной рыночной экономики", возлагая надежды на чудодейственную силу " рыночных принципов", которые сами определяют пути развития науки. Для американцев же стало понятно " со времен Великой депрессии что правительство является главной причиной в обществе влияющий практически на все стороны жизни, и подготовке специалистов, которым предстоит работать в этой сфере, должно уделяться особое внимание". На важность этой проблемы еще срок лет назад указывал неоднократно П.Л. Капица: "Несомненно, что сейчас наступает такой период развития науки, когда организатором науки будет отводиться все более и более крупная роль. Мне кажется, что теперь мы должны специально воспитывать и готовить людей- организаторов больших научных проблем и, чтобы сделать эту должность привлекательной, относится к таким людям с большим уважением, а не относить их некоторой разновидности бюрократов- организаторов. Но и всему новому поколению ученых необходимо иметь хотя бы основные представления о функционировании научного сообщества и навыки деятельности в сфере научного менеджмента.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...