Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческая роль науки как генератора и основного исполнителя идей и знаний




 

Когда, почему и зачем возникла наука, появились ученые? Видимо, не ранее того момента, когда появилась необходимость в сохранении и передаче накопленных знаний. Тогда, кода объем знаний и навыков, приобретенных популяцией в целом, заметно стал более личного опыта каждого ее члена, и у предков человека возникла потребность в системе передачи знаний следующим поколениям. Наука естественным образом выросла из образовательной функции и остается неразрывно с ней связанной.

По современным представлениям, развитие человека началось 4-5 млн. лет тому назад и вначале было связано с прямохождением австралопитеков (1). Следующей стадией - 2+1,5 млн. лет назад - стало появление Homo Habilis и овладение навыками изготовления каменных орудий (2). Затем, 500 тыс. лет тому назад, развитие привело к появлению питекантропа (3), обладавшего крупным строением и большой силой, и 100 тыс. лет тому назад появился Homo Sapiens. Следующим было появление 40 тыс. лет тому назад неандертальца (4) с более развитым умом и сознанием, близким к современному человеку (5). (Капица, 1999, с. 33, рис. 2.2)

Одновременно с лица земли исчезли соперничающие представители рода Homo, неандертальцы, а предки человека стали бурно и неудержимо распространяться по планете. Что случилось в этот переломный этап истории, условно называемый "неолитической революцией"? Одно из наиболее правдоподобных объяснений связывает это радикальное изменение в характере эволюции человечества с появлением качественно нового феномена в обществе, который можно назвать "коллективной памятью", или, во всяком случае, с резким изменением общественной роли этого феномена. Общество изобрело механизмы для более полного сохранения и передачи накопленных знаний от поколения к поколению, тем самым открыв для себя путь к общественной эволюции, заменившей эволюцию биологическую. При этом ценность членов популяции стала определяться не только физическими данными и, соответственно, шансами оставить потомство в физической схватке с соперниками. Мы не знаем, каким образом, но общество, общественное сознание перестроилось (революция!) таким образом, что физически более слабые, но более сообразительные или более умелые в изготовлении орудий члены общества также получили возможность оставаться его полноправаными членами и передавать свой генофонд потомству. Платой за прекращение внутривидовой борьбы стало резкое замедление темпов биологической эволюции. Ее заменила эволюция организации общества, эволюция общественна, давшая возможность кроманьонцам победить своих потенциальных соперников в борьбе за право называться нашими предками. Человечество вступило на путь создания цивилизации, для чего, помимо развитого мозга, который дала предыдущая биологическая эволюция, ему потребовалась развитая коллективная память, т. е. Система хранения, накопления и передачи знаний, которую согласно удачному термину Н.Н. Моисеева можно назвать системой "Учитель". Из этой основной функции коллективной памяти и родилась наука.

Одной из сложнейших проблем является проблема возникновения первого и основного инструмента передачи знаний в человеческом сообществе - языка. В известном нам мире нет переходных звеньев между животными и человеком, и это создает огромное препятствие для понимания механизма происхождения языка. Ясно лишь, что он непосредственно связан со становлением абстрактного мышления у наших предков - способности, отсутствующей у животных, сколь "умными" бы они нам не казались. Только мозг человека (в том числе новорожденного) имеет потенциальную способность к абстрактному мышлению. Именно поэтому наблюдение за обучением языку младенцев ничего не дает лингвистам для понимания происхождения языка. Видимо, В. Гумбольт был прав, полагая, что язык возник не как средство общения, а как средство познания. Первобытный человек давал название предмету, чтобы выделить его из числа других и через это знать его.

Появление языка и создание системы "Учитель" - качественный скачек в истории антропогенеза, изменивший характер эволюции наших предков. И с тех пор образовательная функция научного сообщества остается основной из его главнейших функций.

В США уже к 1965 г. расходы на образование достигли 6,6 % ВНП (валового национального продукта) и более чем вдвое превысили расходы на научные исследования (3,0 % ВНП). Более того, они даже превысили расходы на оборону! Относительная доля затрат на образование за 35 лет удвоилась. Характерно, что доля расходов на образование в США превышает соответствующий показатель большинства европейских стран (табл. II-1), что не в малой степени определяет индустриальное и научное лидерство США в послевоенном мире.

По сравнению с европейскими странами в США выше доля населения, получающего в данный момент образование. Почти каждый четвертый американец и японец в возрасте 22 лет прошел вузовское обучение (Социальная динамика, современной науки, 1995, с. 56). В более чем в 2 тыс. высших учебных заведений США уже в середине 60-х годов обучалось более 5 млн. студентов, а к середине 70-х - почти 9 млн. За это же время почти удвоилось число присуждаемых ученых степеней всех ступеней (с 655 тыс. до 1148 тыс.), в том числе докторских с 15,3 тыс. до 31,9 тыс. Штат университетских сотрудников насчитывал 700 тыс. человек. На одного выпускника высшей школы в странах ЕЭС приходилось четыре выпускника высшей школы в США. (Бок, 1993, с. 13). Университеты перестали быть небольшими закрытыми заведениями для немногочисленной элиты. Только в американских университетах сейчас силами 700 тыс. профессоров и преподавателей обучается более 12 млн. студентов (Бок, 1993, с. 19). Американцы предпочитают учиться у себя на родине. Только 60 тыс. (из 12 млн.) получают образование за границей. Армия учителей в США насчитывает 2,5 млн. человек.

 

Таблица. Доля затрат на НИОКР в ВНП, (%). (Социальная динамика современной науки, 1995г., с.15, табл.2)

Год Франция ФРГ Япония Англия США СССР
1970 1,92 2,06 1,85   2,63 3,28
1975 1,8 2,22 1,96 2,19 2,27 3,78
1980 1,84 2,42 2,22   2,38 3,76
1985 2,31 2,67 2,77 2,3 2,69 3,74
1986 2,41 2,74 2,8 2,4 2,72 3,79
1991 2,34 2,88 2,98 2,75 2,82 1,54

 

По оценке Национального научного фонда за 1992 г. в США мигрировало 23,1 тыс. научно-технических специалистов, что составило 2 % от годового числа выпускников университетов. Если же учесть, что большинство из мигрантов были уже признанными специалистами, т.е. Имели ученую степень, то их число следует сопоставить с числом лиц, получивших в течение года ученые степени. В этом случае доля мигрантов составит уже 35,4 %. Это означает, что контингент американских специалистов с учеными степенями почти на четверть пополняется мигрантами, т.е. ежегодно четверть затрат на подготовку американских специалистов со степенями осуществляют другие страны (Кугель, Давидюк, 1995г., с. 54).

Образование стало фактором мировой политики. Впервые эта тема фигурировала на встрече "большой восьмерки" в июле 1999 года в Кельне, где была принята специальная хартия. И это не случайно: во-первых, знание (а значит, и образование) - важнейший ресурс экономического развития и повышения качества жизни человечества в целом и каждой страны в отдельности; во-вторых, емкость и потенциальная прибыльность рынка образовательных услуг исчисляется десятками миллиардов долларов (США, например, зарабатывают на этом рынке до 20 млрд. долл. в год); в-третьих, готовя кадры для зарубежных стран, страна, предоставляющая образовательные услуги, готовит им элиту, вольно или невольно становящуюся проводником влияния этой страны, поскольку, как хорошо известно, именно в студенческий период закладываются не только знания, но и весь комплекс этических и культурных традиций, которыми человек руководствуется на протяжении остальной жизни.

Вот почему МИД России считает своей естественной задачей использование огромного потенциала нашей образовательной системы в геополитических и экономических интересах России. Заключено более 120 межправительственных соглашений, затрагивающих сферу образования. Ведь ведущие вузы России - в числе самых элитных учебных заведений мира. Многие из них за эти годы впервые заявили о себе на международной арене. Увеличивается число иностранцев, желающих получить образование в России.

Однако проблем и задач, которые предстоит решить, больше, чем достижений. Россия сильно отстает и по числу обучающихся в ней иностранных студентов (в 1999 г. - около 60 тыс. по сравнению с 560 тыс. в США, 200 тыс. в Великобритании, 130 тыс. во Франции и 100 тыс. в Германии), и по доле в мировом рынке образовательных услуг (на Россию приходится только 1 % этого рынка), и по использованию реально имеющихся возможностей высшей школы. Мы могли бы без ущерба для качества обучения принимать примерно в 10 раз больше иностранцев, чем сейчас. Только 10 % иностранных студентов учится на бесплатной основе. Обучение же студентов из-за рубежа на платной основе способствует привлечению в Россию примерно 100-150 млн. долл., включая плату за обучение и косвенные доходы (транспорт, питание, развлечения). В 1999 году Россия, наконец, через сорок лет ратифицировала три европейские конвенции (1952, 1953 и 1957 гг.) о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании.

Образование - это не только порождение цивилизации, но прежде всего ключ к будущему нации, это ее способность воспринимать новое. Для страны, стремящейся возродить свою экономику, в рамках уже наступающего постиндустриального мира нет проблем более важных, чем образование, чем воспитание народа и формирование Мастера.

Интеллект станет основной ценностью в грядущем веке. Соответственно, в числе лидеров удержатся только те страны, которые смогут дать своим гражданам качественное фундаментальное образование. В связи с этим перед российским государством стоит задача объединить усилия высшей школы и Академии наук с целью восполнения интеллектуального потенциала страны.

Собственно наука как основная цель лишь в редкие моменты истории становилась в обществе чем-то большим, чем приложение в системе образования. До ХХ века практически вся наука была сосредоточена в университетах и связанных с ними учреждениях. Кстати, при образовании университетов и академий наук, в том числе и Российской академии, на них возлагались в первую очередь именно образовательные функции. И до сих пор в большинстве западных стран организация науки предусматривает, что основную часть средств существования ученый получает, выполняя в обществе образовательную функцию, т.е. за преподавание в университете.

Только в ХХ веке "самоценность" науки стала столь очевидной для общества и государства, что появились условия для массового возникновения научных учреждений, напрямую не связанных с образовательной функцией.

 

1.4 Этическая суть и психология науки

 

В соответствии с известным афоризмом, приписываемым Л.Ландау, но уже давно ставшим достоянием научного фольклора, "Занятие наукой - это самый простой способ удовлетворять свое любопытство за счет государства".

Тяга к познанию, во всяком случае, в виде ярко выраженного неодолимого влечения, свойственна далеко не каждому человеку. Многие в гораздо большей степени ощущают необходимость выразить себя в совершенно других видах доступной человеку деятельности. Кого-то постоянно тянет к рискованным авантюрам и приключениям. Других больше привлекает функция миссионера или учителя, желание нести людям вечное и доброе. Третьих неудержимо влекут звуки, слова или художественные образы.

Можно предположить, что существует естественное объяснение глубинной психологической мотивации научного творчества. Настоящий (прирожденный) ученый занимается исследованиями (иногда с угрозой для собственной жизни и жизни окружающих) потому, что он не может этим не заниматься. Так устроила Природа. Природе почему-то было необходимо, чтобы в любой популяции, в том числе и Homo Sapiens, примерно 10-15 % составляли "исследователи".

В биологических популяциях степень распространенности любого признака описывается гауссовой кривой, в соответствии с которой число носителей данного признака экспоненциально убывает с увеличением степени отклонения выраженности данного признака от среднестатистического для данной популяции значения. Поэтому число "исследователей по призванию" всегда составляет небольшую долю особей, однако ее деятельность играет огромную роль, по крайней мере, в овладении популяцией "приобретаемыми" навыками, то есть знаниями.

Психологи различают два вида человеческой активности: деятельность и творчество. Деятельность является одной из форм адаптивного поведения и происходит в соответствии с принципами "потому что" или "для того что". Напротив, мотивация творчества иррациональна и в принципе неудовлетворяема. Пользуясь словами Н.Я.Эйдельмана, даже "бесконечное познание бесконечной истины никогда не насытит бесконечных наших желаний". Творческий процесс происходит в соответствии с принципом "несмотря ни на что".

"Человек никогда не борется за право трудиться - даже если он и выступает под лозунгом за право на труд. На самом деле он борется за право иметь средства к существованию и за свой социальный статус. Но за право на творчество, за созданные ими идеи, образы люди шли на костер". (Вильчек, 1989, с. 20).

Акт творчества, момент творчества связан с непроизвольной активностью психики, когда человек совершенно не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. В этот момент сознание становится пассивным экраном, на который бессознательный компонент человеческой психики, человеческого "я" отображает себя. Именно поэтому в мотивации творческого акта так часто присутствует мотив озарения, божественного откровения, снизошедшего свыше.

Психологи выделяют три этапа творческого акта: на начальном этапе постановки проблемы действует активное сознание, на этапе решения преобладает бессознательное, а на третьем этапе, когда происходит отбор и проверка правильности решения, вновь активизируется сознание.

Таким образом, деятельность есть жизнь сознания. Творчество есть жизнь бессознательного. Деятельность целесообразна, произвольна, рациональна и сознательно регулируема. Творчество нецелесообразно, непроизвольно, иррационально и не поддается (в момент творческого акта) регуляции со стороны сознания.

Связь между умственными способностями и творчеством вовсе не проста. Правда, там, где предмет требует больших умственных способностей для овладения его сложными основами, как, например, в математике или физике, наблюдаемая корреляция между степенью умственных способностей и оригинальностью, проявляемой при решении задач, однако она вовсе не велика. У художников, скульпторов и графиков корреляция между качеством работы и умственными способностями нулевая или даже отрицательная (Матейко, 1970, с. 15).

Исследования показали, что роль IQ в социальной карьере перевешивает роль социально-экономического статуса родителей. Если учесть, что женщины с низким IQ обычно имеют значительно больше детей, чем женщины с высоким IQ, то налицо негативная тенденция интеллектуального развития общества. Теперь коснемся такой деликатной темы, как "роль полового фактора" в научном обществе, так как в любом социологическом анализе это один из основных исходных пунктов. Современное общество, особенно в Америке, во многом превратно толкующее реальные следствия принципов свободы и равенства, буквально помешано на этом пункте. Но мужчины и женщины кардинально различаются между собой по своей функции в природе. И главное их различие даже не в физических особенностях организма, а в биологическом предназначении и обусловленной им форме функции распределения основных принципов в мужской и женской части популяции (рис. III-I).

 

Рисунок. Функция распределения признаков в популяции и характер ее эволюционного изменения. Е - степень выраженности признака, N - доля популяции с данной степенью выраженности признака.


Рассмотрим, для примера, такой параметр, как продолжительность жизни. Почти во всех возрастных категориях смертность среди мужчин выше, и в возрастной группе 60-70 лет женщины заметно преобладают, но когда речь заходит о рекордсменах-долгожителях, т. е. о возрастной группе старше 100-110 лет, то это почти исключительно мужчины. Выдающиеся показатели в любой области, в том числе и научный талант, - это экстремальное отклонение от нормы. Поэтому среди выдающихся представителей человечества всегда преобладали, и будут преобладать мужчины. Это, если угодно, их природная функция. Матриархат возможен только в стабильные периоды развития, а человечество, по-видимому, вступает в полосу грядущих катаклизмов и потрясений. Мужчины являются разменной монетой эволюции. Функция "исследователя", "первопроходца" - это их биологическое предназначение.

Интересно также проследить влияние на активность ученых и продуктивность их труда такого параметра, как возраст. Связь возраста с творческими и интеллектуальными возможностями человека рассматривается, например, в книге В. Дружинина "Психология общих способностей". Психологи определяют интеллект как некую способность, от которой зависит, насколько успешно человек адаптируется к новым условиям. В основе этой способности - скорость обработки информации нервной системой. Особенно интенсивно человек интеллектуально развивается в первые 20 лет своей жизни, прежде всего с двух до двенадцати лет. Затем наступает стабилизация, и с 30-34 лет начинается спад. Впрочем, в последнее время данные о снижении интеллекта у пожилых людей психологи подвергают критике. Судя по результатам ряда исследований, снижение интеллекта, связанное с возрастом, проявляется только после 60 лет. Но и это зависит от профессии человека: у работников умственного труда, продолжающих свою деятельность, оно не наблюдается. Некоторые свойства интеллекта могут развиваться даже в преклонном возрасте. Однако с возрастом все же происходит замедление мыслительного процесса, связанного со снижением скорости обработки информации.

С возрастом меняются и творческие способности. Изучение жизнеописаний ученых, композиторов, писателей, художников свидетельствует о том, что пик творческой активности человека приходится на период с 30 до 42-45 лет. Анализ биографий нескольких сот ученых показал, что пик творческой активности, определенный по датам опубликования важнейших трудов, свершений, открытий и изобретений, приходится в среднем на 39 лет.

 

Рисунок. Развитие коллективности в авторстве печатных научных работ по химии (1910-1960гг.). 1 - один автор, 2 - два автора, 3 - три автора, 4 - четыре автора (Добров, 1989г., с.169).

 

Однако даже при сохранении высокой творческой активности с возрастом заметно меняется характер научной деятельности (табл. III-1). На фоне монотонного убывания доли исследовательской активности постепенно растет роль педагогической и организаторской деятельности, что является объективным отражением как потребности научного сообщества, так и открывающихся с возрастом для крупных ученых новых возможностей самовыражения, самореализации в науке. Как и в любом творчестве, работа в различных областях науки требует соответствующего характера и темперамента:

1. Одним нравится теоретизировать, часто в спекулятивной манере, и время от времени, основываясь на нескольких фактах или принципах, выступать с новой идеей, которую можно подтвердить или опровергнуть экспериментом.

2. Другие находят удовольствие в систематических экспериментах и наблюдениях, надеясь от них перейти к какому-то объединяющему принципу (пример - создание Ч. Дарвином теории эволюции).

.   Третьи поглощены совершенствованием экспериментальных методов и поэтому часто наталкиваются на принципиально новые явления, о которых раньше и не подозревали.

.   Четвертые бросают критический и энциклопедический взгляд на все научное поле и выступают иногда с экспериментом, который вскрывает внутреннюю несостоятельность существующего подхода к предмету или открывает возможность нового подхода.

Оказалось, что для успехов в науке человеку необходимо чувствовать себя ученым, обладать самосознанием ученого, т. е. в определенной мере относить к себе тот образец, который содержится в традиционной модели ученого и был воспринят им как эталон. Можно сказать, что традиционная ориентация играет роль своеобразного "охранного механизма": в том многообразии ролей, которые приходится играть современному работнику науки, она сохраняет его как ученого.

Существенным стимулом научной деятельности является фактор признания. Вклад в науку в обмен на признание - действенный механизм поддержания уровня исследований. Любой научный работник самой своей деятельностью включается в научное сообщество и он ожидает, что за сделанный им вклад в науку он получит вознаграждение в виде поощрения, премий, званий и т. д. Престиж, авторитет, известность, слава - все это проявление и следствие признания ученого, определяющее его место в научной иерархии, в системе научных связей.

Можно выделить еще одну функцию научного творчества. Ведь "цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем (Оскар Уайльд). Занятие наукой дает возможность самовыражения ученым точно так же, как занятие живописью или музыкой - людям искусства.

Кардинальное изменение роли науки в обществе к середине ХХ века потребовало переосмысливания как общественной функции науки, ее места в обществе, так и внутрикорпоративных поведенческих императивов. Возникла потребность в социологическом анализе феномена современной науки.

Особенно активно изучением "человека в науке" занимались американские социологи. Р.К. Мертон, признанный "отец" социологии науки, и его школа сделали предметом изучения именно деятельность в социальном институте науки: по каким правилам действуют люди, какими нормами они руководствуются, какие роли выполняют, чем стимулируются, в какие структуры включены. Эта концепция исключает социологическое исследование собственно научного знания, которое развивается по собственной логике. Фактически изучается механизм функционирования науки как большой системы без учета характера и содержания проводимых исследований. Мертон предложил набор из четырех взаимосвязанных поведенческих императивов, которые он рассматривал в качестве нормативного компонента научного этоса. Эти нормы таковы:

1. универсализм (научные работы должны оцениваться только по их содержанию),

2. коммунальность (полученное знание должно стать общим достоянием),

.   незаинтересованность (ученые действуют во имя прогресса познания, но не с целью удовлетворения эгоистических интересов),

.   организованны скептицизм (ученые вправе требовать обоснования любых результатов).

Таким образом, основа социального института науки в мертоновской модели - это обмен информации на признание.

Профессиональная этика ученого.

Наука, как и любая другая сфера деятельности, предполагает определенные человеческие отношения, включающие в себя нравственный аспект. В научных кругах исторически сформировался набор моральных стандартов, своеобразный "моральный кодекс" - свод принципов, правил и форм, которым должны руководствоваться ученые, - исторически сложившийся этос науки.

М. Поляни рассматривал ценности науки и надстраивающиеся над ними поведенческие нормы как некий "нравственный кодекс", систему этических принципов. Первичная функция научного сообщества состоит в том, что оно поддерживает и охраняет эти принципы, или, в социологических терминах, этос науки.

Профессионализация науки не только не разрушила, но и подкрепила ее традиционный этос - это оказалось возможным потому, что сформировалась "замкнутая на себя", "бесполезная" профессия. Будучи свободными от общественных запросов, профессиональные исследователи получали возможность регулировать свое поведение на основе внутренней солидарности.

Этика и ответственность науки.

Научная революция в самой острой форме поставила этическую проблему социальной ответственности ученых. Зачем во все возрастающих масштабах тратятся время и ресурсы на расширение границ познания Вселенной? Ложится ли на ученых особая ответственность за то или иное использование их открытий?

Этические проблемы долгое время изгонялись из науки во имя таких ее норм, как "беспристрастность" и "объективность". В научной среде господствовали взгляды, которые нобелевский лауреат в области биологии Ж.Моно выразил так: "Наука основывается на строго объективном подходе к анализу и интерпретации универсума, включая самого человека и человеческое общество. Она игнорирует и должна игнорировать ценностные суждения".

Но сейчас этические проблемы стали настолько серьезными, что их стало невозможно больше игнорировать. Например, биотехнология ставит под вопрос понятие человеческой индивидуальности и личности, науки о мозге ставят под сомнение человеческое "я". Мы приобретаем возможность воздействовать на другие живые организмы и даже конструировать их.

Еще более непредсказуемы последствия воздействия многих современных медицинских препаратов на будущие поколения. Даже прекрасные по всем медицинским и клиническим испытаниям препараты могут давать побочные отрицательные эффекты через несколько поколений. Немало таких случаев уже было отмечено в медицинской практике. Не затихают дискуссии о том, можно ли прервать "до срока" страдания умирающего человека; можно ли допустить появление на свет младенцев, выращенных в пробирке; о нравственных аспектах проведения экспериментов на людях, пересадки органов умерших или обреченных на гибель людей.

Осознавая свою ответственность перед обществом и грядущими поколениями, научное сообщество принимает экстренные меры по изучению этических проблем, связанных с научной деятельностью, и выработке своей позиции по данному кругу вопросов. Международный Совет научных союзов (ICSU) на своей 25-й Генеральной Ассамблее в 1996 г. основал Постоянный Комитет по ответственности и этике в науке (SCRES), которому поручен поиск решений, касающихся этики ученных и ответственности в научной деятельности. Рекомендовано усилить этическую составляющую в научных исследованиях и создавать независимые национальные органы по этике в науке. С подобными же целями ЮНЕСКО организовала Всемирную Организацию по этике научного познания и техники (COMETS).

 

Основные векторы науки в эпоху глобального экологического кризиса.

 

Человечество на пороге перемен. Изменение характера эволюции. Наука в постиндустриальном мире. Пути сосуществования человека и биосферы.

На рубеже веков экспоненциальный рост промышленных показателей стал замедляться, центр тяжести из сферы материального производства очевидным образом стал смещаться в сферу информационную. Основным критерием стал не количественный, а качественный рост, расширение ассортимента и повышение качества предоставляемых товаров и услуг. Экстенсивное развитие сменилось интенсивным, человечество вступило в постиндустриальную фазу.

Причина в том, что за последние столетие кардинально изменилась роль человечества в эволюции нашей планеты, его положение в геосфере. Стремительный экспоненциальальный рост в индустриальную эпоху всех параметров, характеризующих материальное развитие общества, сыграл с нами злую шутку. Совершенно неожиданно для себя человечество оказалась на пороге неизвестности и непредсказуемости своей дальнейшей судьбы. Буквально за несколько десятилетий человек из одного из множества сосуществующих на планете видов превратился, по выражению академика В.И.Вернадского, в "основную геологообразующую силу планеты".

Экологический кризис соседствует с кризисом перенаселения, кризисом природных ресурсов и продовольствия, энергетическим кризисом и т.д., и можно только гадать, какой из них явится той последней каплей, которая переполнит "чашу терпения" нашей планеты.

Человечество и ранее знало грандиозные экологические кризисы, приводившие к гибели цивилизаций. Люди истребили 10 тыс. лет тому назад мамонтов и других крупных животных, вызвав гибель биоценоза тундры и "цивилизации" охотников на мамонтов. Люди превратили в пустыни цветущие ранее Междуречье и Северную Африку, погубив великие цивилизации древности, сделали бесплодными холмы Греции, уничтожили Североамериканские прерии и высушили Аральское море. Но впервые человечество столкнулось с перспективой катастрофы планетарного масштаба. Если раньше катастрофы приводили к перемещению центров цивилизации, то теперь уходить некуда.

Планета перенаселена, и на ней фактически не осталось неосвоенных территорий. Согласно демографическим прогнозам, к 2025г. численность населения планеты достигнет 9 миллиардов человек, к 2075г. - 12 миллиардов. Но при том уровне продуктивности и производства, который есть сегодня, Земля может прокормить только 6 миллиардов человек. Значит уже к 2025г. мы столкнемся с большими трудностями. Для того, чтобы обеспечить людей едой, нужно увеличивать производство продовольствия на 2% ежегодно.

Однако и цифра 6 миллиардов многократно завышена. Сейчас мы живем за счет энергии ископаемых источников топлива, накапливавшихся природой миллиарды лет. За один год человечество тратит объем энергетических ресурсов, формирующихся в естественных условиях на протяжении примерно миллиона лет. Как показывают оценки, для того чтобы жить в равновесии с Природой, на Земле должно быть не более 500 миллионов жителей, а предел допустимого использования первичной продукции биоты равен всего 1%! (Моисеев, 1997). Жизнь в рамках естественного кругооборота веществ потребует, по меньшей мере, десятикратного уменьшения суммарных потребностей человечества, а следовательно и численности.

Но самым опасным и трагичным для человечества, как отмечает Н.Н.Моисеев, "может оказаться потеря стабильности биосферы - нарушение извечного хода событий, возможность перехода биосферы в некое новое состояние, в котором параметры биосферы исключат возможность существования человека <...> Если сегодня не предпринять специальных мер, не изменить характер нашей цивилизации, то теряющая стабильность биосфера, даже без шоковых воздействий человека, перейдет в состояние, непригодное для его жизни"

Уже очевидно, что кризис, на пороге которого стоит человечество, является не просто одним из этапов его исторического развития. Он должен качественно изменить сам характер развития. Как отметил Норберт Винер: "Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя".

Предстоящее изменение характера нашей цивилизации не может не отразиться на роли науки, этой "движущей силы прогресса", в обществе. Еще недавно в своем отношении к природе наука базировалась на взглядах Ф.Бэкона: "Наука нужна для того, чтобы покорять природу". В соответствии с учением Ф.Бэкона считалось, что мы изучаем природу главным образом потому, что знание природы дает нам силы для господства над ней. Вспомним известный всем бэконовский лозунг: "Знание - сила!" или популярное в нашем отечестве высказывание И.Мичурина: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их наша задача". Эта наивная вера в бесконечную возможность природы терпеть наше насилие над ней и все сумасбродные выходки "просвещенного" и "цивилизованного" общества привели нас на край гибели. Оказалось, что абсолютизация возможностей разума крайне опасна!

Понимание роли науки как основы прогресса глубоко укоренилось в западном обществе. Именно наука стала источником экономической мощи Соединенных Штатов. Однако по мере понимания назревающего кризиса планетарного масштаба, а также углубления пропасти между "техногенной" цивилизацией развитых стран и традиционной культурой и в европейских странах, и в остальном мире, в кругах широкой общественности, особенно связанной с традиционными гуманитарными и клерикальными кругами, растет оппозиция современным формам научно-технического прогресса. Раздаются даже призывы запретить науку или отстранить ее от участия в разработке путей развития цивилизации (НГ-Наука, 2000г., №2). Но не наука виновата в том, что политики и философы за тысячелетнюю историю человечества не сумели придумать никакого другого идеала, кроме "потребительского" общества, не сумели выработать таких идеалов или этических норм, которые бы вдохновили бы это самое общество на нечто большее, нежели усиленный рост потребления. Экологический кризис породили не наука и техника, а общество, не способное обуздать свои первобытные инстинкты. Поэтому надо говорить не об ограничении или отлучении науки, а о ее гуманитаризации, имея под этим ввиду изменение ее целей и методов. Не достижение абсолютного знания, которое, по-видимому, не существует, или "вечное познание бесконечной истины" должно стать целью науки, а осмысление роли человека в окружающей его природе и способов сосуществования с ней.

В связи с проблемой "сохранения" и "выживания" цивилизации мы впервые в истории развития науки можем говорить о цели научного прогресса, если только не понимать под целью "упорную и настойчивую попытку навязать природе те концептуальные рамки, которые дало профессиональное образование" (Кун, 1997г., с.22). И доминировавшая на протяжении двух тысячелетий европейская научная традиция - не единственно возможная.

Найти возможные пути сосуществования человечества и биосферы - вот главная задача, стоящая перед нынешними и будущими поколениями ученных. Задача грандиозная, необычайно сложная, но жизненно важная для человечества. Научные разработки вряд ли могут много сказать о том, что надо делать, как трансформировать новую цивилизацию. Но они должны и могут четко сказать о том, чего нельзя делать. Наука не указующий перст, а система знаний, позволяющих предупредить людей об опасностях, рассказать о возможностях, которыми располагает общество, и сделать осознанными новые правила поведения.

Ясное сознание неизбежности эволюционных перемен приведет к переориентации научного поиска и к изменению существующих в нем приоритетов: развитие науки, техники ориентированное на прибыль, на войну, на уничтожение, что в общем одно и то же, должно быть заменено на поиски условий, обеспечивающих сохранение на Земле рода человеческого. Новая цивилизация должна начинаться с новых образовательных программ.

В отличие от века пара, каким был XIX век, и века XX, который был веком электричества и атомной энергии, наступивший век будет веком гуманитарных знаний, ибо наука об обеспечении коэволюции человечества и биосферы и есть та комплексная дисциплина, которая должна дать людям знание о том что необходимо для продолжения существования человечества на Земле и дальнейшего развития его цивилизации.

 

Основы научных методов и характер научных революций

 

Что такое наука? Существуют определения типа: "наука есть систематизированное знание" или "наука представляет собой иерархически организованную систему знаний", но такие определения не достаточны. Не всякое систематизированное знание есть наука. Ведь этому определению удовлетворяет любое систематизированное учение, не имеющее ничего общего с наукой. Можно предположить и такое определение науки, как "универсальное средство познания", н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...