Оценка эффективности КСО.
Сравнительный анализ показателей, входящих в состав российских национальных и региональных систем оценки корпоративной ответственности с глобальным стандартом GRI показал их фрагментарность и невозможность провести комплексную оценку вклада компании в экономическую, экологическую и социальную сферы.
Исходя их особенностей российского бухгалтерского, управленческого и статистического учета и отчетности, а также законодательно установленных обязательств организаций в области корпоративной ответственности (трудовое, экологическое законодательство, закон о защите прав потребителей и т.д.), на сегодняшний момент существуют трудности в оценке добровольного вклада компании в общественное и экономическое развитие территорий присутствия и страны в целом.
Действующие системы оценки далеки от основных принципов международных стандартов в области КО: публичность, подотчетность заинтересованным сторонам. Так, например, в рамках соглашений Правительства Свердловской области в соответствии с 317-РП, предприятия предоставляют информацию о поддержке и развитии социальной сферы не самим благополучателям (населению города), а органами государственной власти и местного самоуправления.
Практика стейкхолдерского диалога и подотчетности реализована в России только в сфере социально-трудовых отношений – обсуждение положений коллективного договора и отчетность перед трудовым коллективом закреплена институционально в отраслевых трехсторонних соглашениях. Более детальная проработка обязательств предприятий перед трудовыми коллективами и контроля за их выполнением отражена в системе показателей конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». У числу достоинств этой системы можно отнести практически полное соответствие социальному блоку GRI (аспекты «занятость», «достойный труд», «обучение», «взаимодействие с руководством»), но ее недостатками можно назвать узкое применение (количество участников ограничено, из года в год происходит их ротация по номинациям), непубличность, отсутствие описательных блоков заявки, которые можно было бы использовать для распространения лучших практик, а также отсутствие побудительных механизмов развития системы КСО и НФО в российских компаниях, недостаточная корреляция с международными стандартами и Социальной Хартией российского бизнеса.
Региональные системы оценки в виде методик оценки конкурентоспособности, общественных конкурсов весьма ограничены в наборе показателей и не имеют механизма совершенствования систем управления бизнесом и его корпоративной ответственностью перед заинтересованными сторонами.
SWOT-АНАЛИЗ СИСТЕМ ОЦЕНКИ:
Система оценки
| Достоинства
| Недостатки
|
Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI
| § Наиболее полно охватывает сферы корпоративной ответственности, дает широкий спектр показателей и возможность выбора отдельных блоков отчетности
§ Предполагает публичное представление стейкхолдерам
§ Совмещает вопросы политики, менеджмента, взаимодействия с заинтересованными сторонами и оценки результативности процессов управления КО
§ Выполняет функцию унификации данных и возможность из сравнения и мониторинга
§ Имеет встроенный механизм стимулирования стратегического развития, совершенствования, распространения лучших практик
§ Может использоваться как эффективный механизм в системе управления рисками
| § Предназначено для всех типов организаций, но подходит больше для крупных производственных корпораций
§ Не совпадает с традициями российского бухгалтерского и статического учета и отчетности
§ Требует участия специалистов высокой квалификации для подготовки отчетности, запуска специального бизнес-процесса (может быть отнесено и к достоинствам)
|
Базовые индикаторы РСПП
| § наиболее соответствуют GRI
§ охватывают все блоки ответственности (экономика, экология, социальная сфера)
§ содержат российские аналоги показателей, информацию об источниках данных в бухгалтерской и статистической отчетности, подробные пояснения для расчета показателей
| § игнорируют важные стратегические направления измерения вклада и развития компаний: энергосберегающие инициативы, права человека, биоразнообразие
§ ограничиваются возможностями стандартных данных предприятий
§ не стимулируют с внедрению управленческих инноваций в области КО
§ не содержат блока отчетности по менеджменту и корпоративному управлению
|
Конкурс «Российское предприятие высокой социальной эффективности»
| § детальная проработка показателей результативности с сфере социально-трудовых отношений
§ соответствует большей части социального блока GRI по трудовым аспектам
§ возможность оценки динамики показателей
| § непубличность предоставления данных
§ минимальное количество финансовых показателей
§ отсутствие заложенного механизма развития и совершенствования в сфере нефинансовой отчетности (практически уравнивает социальный отчет и публикацию информации на веб-сайте)
§ невозможность оценить размер добровольного вклада (нет разбивки на обязательные и добровольные действия и мероприятия компании)
§ игнорирует аспекты детского и принудительного труда, дискриминации
|
Стандарт социальной отчетности ТПП
| § имеет блоки по стратегическому управлению, менеджменту и корпоративному управлению
§ коррелирует с GRI и AA1000, отражает глобальный контекст развития бизнеса и управленческой культуры
| § имеет размытое, общее описание блоков ответственности и отчетности
§ носит рекомендательный характер
§ не имеет методического обеспечения и проработанной системы показателей
|
Система оценки конкурентоспособ-ности в условиях ВТО
(С.В. Кортов)
| § имеет блок по оценке инновационного развития предприятия: внедрение новых технологий, новых видов продукции, повышение производительности труда, обучение персонала, управление качеством
§ имеет ссылки на источники в бухгалтерской и статической отчетности
| § ограничивается измерением экономического эффекта деятельности предприятия
§ не предполагает публикацию данных
|
Конкурс «Евразия – Лидер в бизнесе 2011»
| § попытка представить несколько сфер результативности компании
§ заложен принцип поощрения лидерства
§ включен актуальный показатель оценки эффективности внедрения энергосберегающих технологий
§ учитывает обязательность выполнения обязательств перед государством
| § непубличность
§ весьма ограниченное количество показателей, нет репрезентативности данных
§ нет механизма стимулирования стратегического развития и совершенствования систем управления бизнесом
|
Отчетность в рамках соглашений хозяйствующего субъекта с органами государственной власти и МСУ в соответствии с Распоряжением Правительства Свердловской области №317-РП
| § один из уникальных примеров формализации диалога власти и бизнеса, создан институциональный механизм управления региональными экономическими и социальными рисками
§ отражены экономические, экологические и социальные вопросы
§ заложен принцип взаимной социальной ответственности
§ при условии публичной реализации принципа взаимной социальной ответственности, т.е. публикацию данных о выполнении принятых обязательств всеми сторонами соглашения может стать весомым механизмом управления в сфере социального партнерства
| § непубличность, отсутствие прозрачности
§ отсутствие обязательств по взаимодействию со стейкхолдерами
§ ограниченный набор показателей, нет репрезентативности данных
§ односторонние обязательства бизнеса: повышение уровня обязательств предприятия наряду с сохранением стандартного уровня обязательств органов гос. и муницип. управления (остаются в рамках установленных полномочий)
§
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: