Объект познания – природа
Цель познания – установление господства человека над природой
Методы познания:
Причины заблуждений
«путь паука» –
теоретическое мышление
«идолы рода» –
несовершенство органов чувств, ограниченность разума
«путь муравья» –
эмпирические исследования
«идолы пещеры» –
индивидуальные особенности субъекта
«путь пчелы» –
движение от чувственного к рациональному познанию
«идолы рынка» –
непонимание в процессе общения
«идолы театра» –
некритическое отношение к мнению авторитетов
опытно-индуктивный метод
Рационализм в философии нового времени
Р. Декарт
Б. Спиноза
дуализм
монизм
субстанция
духовная материальная
единая субстанция
слияние Бога и природы
протяженность,
мышление
неделимость,мышление
делимость,протяженность
Рационализм
Три ступени познания:
1. чувственное восприятие
(недоказуемо и недостоверно);
2. рассуждения разума о полученных
чувственным путем знаниях
(нуждается в опосредовании и доказательстве);
3. интуитивное знание, независимое от чувственного опыта
и основанное на врожденных идеях
(источник истинного знания)
критерии истины
интуиция и ясность, отчетливость,
правильная дедукция очевидность мышления
Субъективный идеализм в философии нового времени
Представители
Представления
о внешнем мире
Теория познания
Дж. Беркли
Мир вне человеческих ощущений не существует
(«быть – значит быть в восприятии»).
Идеи даются Богом и усваиваются человеческой душой; процесс познания - проецирование этих идей.
А
Г
Н
О
С
Т
И
Ц
И
З
М
Д.Юм
Вопрос о существовании объективного мира неразрешим.
процесс познания – конструирование мира из своих ощущений и впечатлений, причины которых непостижимы.
И.Кант
Природный мир существует объективно («вещь-в-себе»);
мир человеческого мышления существует по собственным законам.
3 формы знания:
1) чувственность: отражает мир в ощущениях дает субъективное знание;
2) рассудок: имеет дело не с вещью, а с ее образом
не дает достоверного знания;
3) разум: мышление с помощью «чистых», т.е. не основанных на опыте понятий приводит к противоречиям
(«антиномии»).