Наиболее распространённые типы дисгармоничного воспитания
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Типы семейного воспитания
Стили семейного воспитания по Д. Баумринд
Исследование Д. Браумринда показало, что сам по себе стиль родительского поведения ещё не предопределяет однозначно тех или иных личностных особенностей.
Тип семейного воспитания является интегративной характеристикой воспитательной системы. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах А.Е. Личко [1989], Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса [1999], Исаева [1996], А.Я. Варги [1997], А.И. Захарова [1997]. Гармоничный стиль семейного воспитания отличается:
- взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой; - высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей; - признанием права ребёнка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребёнка; - отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях; - признанием самоценности личности ребёнка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания; - обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребёнка, разумной и адекватно предъявляемой ему системой требований; - систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребёнку, переходом его к самоконтролю;
- разумной и адекватной системой санкций и поощрений; - устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребёнка Типы дисгармоничного воспитания
Общие свойства всех типов дисгармоничного воспитания: · Недостаточный уровень эмоционального принятия ребёнка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности; · Низкий уровень сплочённости родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей; · Высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми; · Ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей; · Завышение требований к ребёнку или недостаточная требовательность, вседозволенность; · Неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие; · Повышенная конфликтность в повседневном общении с ребёнком; · Недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребёнка
Наиболее распространённые типы дисгармоничного воспитания 1. Гипопротекция – тип дисгармоничного воспитания, который характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки, контроля и интереса к ребёнку и удовлетворения его потребностей.
Варианты гипопротекции:
2.Гиперпротекция – тип дисгармоничного воспитания, характеризующийся чрезмерной родительской заботой, повышенным уровнем протекции
Причины: · Доминирование мотива эмоционального контакта с ребёнком (неудовлетворённая потребность самого родителя в эмоционально близких отношениях, страх одиночества); · фобия утраты ребёнка, страх его потерять, тревожное ожидание возможного несчастья; · амбивалентное отношение к ребёнку в сочетании с эмоциональным отвержением;
3. Противоречивое воспитание – тип дисгармоничного воспитания, которое обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребёнка.
- тип дисгармоничного воспитания, для которого характерна несовместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребёнка
Причины: - воспитательная неуверенность родителей; - низкая степень их педагогической компетентности; - нормативные и ненормативные кризисы семьи; - большое количество вовлечённых в процесс воспитания ребёнка взрослых, не желающих, не умеющих рефлексировать и согласовывать свои воспитательные подходы; - дефицит внимания к ребёнку в раннем возрасте и «переизбыток» эмоционального контакта в более старшем Варианты противоречивого воспитания: - конфликтное; - «маятникообразное» (запреты отменяются без должных причин и разъяснений и затем вновь столь же неожиданно и необоснованно восстанавливаются);
Результаты противоречивого воспитания: - формирование у ребёнка тревожного типа привязанности; - искажения в развитии «Я - концепции»; - рост личной тревожности, - неуверенности в себе; - низкое самопринятие.
4. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности – тип дисгармоничного воспитания, который отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребёнку, не соответствующих его возрасту и индивидуальным особенностям
Признаки: - отсутствует содержательная помощь со стороны с родителей; - могут предъявляться жёсткие санкции за невыполнение определённых требований Причины: - делегирование родительских функций ребёнку; - искажение когнитивного образа ребёнка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребёнок); - объективные условия социальной ситуации развития (отец ушёл из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребёнка ложится ответственность за младших и домашние заботы).
Результаты воспитания по типу повышенной моральной ответственности: - благоприятные условия для рывка в личностном развитии; - если есть жёсткие санкции за невыполнение требований, то последствием часто бывает невротизация ребёнка; - дети вырастают обязательными, гиперсоциализированными, но склонными к невротизации и соматизации психических проблем, к высокой тревожности.
5. Гиперсоциализирующее воспитание – тип дисгармоничного воспитания, которое выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребёнка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребёнка без учёта реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях (В.И. Гарбузов).
Признаки гиперсоциализирующего воспитания:
- чрезмерная принципиальность в общении родителей с ребёнком; - не учитываются возрастные и индивидуально-личностные особенности ребёнка; - приоритет в воспитании принципа долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил; - шаблонность, предопределённость воспитательных схем и методов без учёта реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребёнка; - тревожность, мнительность и неуверенность родителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|