Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей
Нужна книга под ред. Н.Н. Посысоева, там об этом лучше написано
На психическое развитие ребёнка негативно могут повлиять следующие нарушения семейных отношений:
- дисгармоничное функционирование всей семьи в целом;
- личностные особенности родителей и их отношение к ребёнку,
- определённые типы семейного воспитания, особенности воспитательного стиля родителей
А.И. Захаров выделил следующие условия функционирования семьи, порождающие нарушения типа семейного воспитания и невротизацию ребёнка:
· искажение супружеских отношений по типу невротически мотивированного взаимодополнения;
· инверсия супружеских и родительских ролей, например, выполнение бабушкой роли матери, а матерью – отца;
· образование эмоционально обособленных диад и аутсайдеров, «изгоев» в семье;
· высокий уровень семейной тревоги и эмоциональной напряжённости;
· депривация потребности ребёнка в принятии, сопереживании, общении с родителями;
· практика подавления конфликтов и ухода от проблем.
А.Я. Варга
Неадекватные типы материнского отношения:
- Отношение матери к сыну по замещающему типу.
Сыну приписывается роль супруга. Отношения в диаде строятся по типу поиска поддержки, перекладывания матерью ответственности и заботы на плечи сына. Сыну навязывается роль главы семьи, необходимость заботы о матери. Это бывает как в полной, так и в неполной семье. В полной – в случае коалиции мать – сын, когда мать недовольна тем, как супруг реализует свою роль. В диаде отец – дочь отношение отца к дочери как к хозяйке дома не провоцирует искажения типа семейного воспитания. Такой вариант можно рассматривать как воспитание по типу повышенной моральной ответственности, поскольку отец не претендует на исключительность внимания дочери
- Симбиотическая связь матери с ребёнком, характеризующаяся гиперопёкой и низкой степенью эмоциональной дифференциации
Может быть как потворствующей, так и доминирующей, но главная черта симбиотической связи – родитель и ребёнок в сознании матери не раздельны, представляют собой единое целое. Это очень плохо в подростковом возрасте, так как симбиоз мешает ребёнку установить контакты со сверстниками.
- Лишение родительской любви
Любовь родителя используется как инструмент для манипулирования ребёнком, как награда, которую надо заслужить.
4. Воспитание посредством актуализации чувства вины также представляет угрозу для развития личности ребёнка, поскольку может стимулировать развитие наказующего самосознания, низкой самооценки и самопринятия.
Личностные особенности матерей также провоцируют развитие у детей неврозов
Например, низкая эмоциональная экспрессивность, эмпатия и отзывчивость матери предрасполагают к серьёзным нарушениям эмоционально-личностного развития ребёнка.
Преобладание рационального аспекта в воспитании в ущерб эмоциональному ведёт к нарушениям эмоционального развития ребёнка, низкому уровню у него воображения и креативности. По мнению А.И. Захарова, классическая триада – тревожность, аффективность (эмоционально бурные проявления родителем своего недовольства ребёнком) и гиперсоциальность – образует то сочетание воспитания, которое влечёт за собой невротизацию ребёнка.
Таблица «Влияние различных типов семейного воспитания на формирование личности подростка»
Тип воспитания
| Влияние типа воспитания на формирование личности подростка
|
Гипопротекция
| Гипертимная, неустойчивая и конформная акцентуация
|
Доминирующая гиперпротекция
| Приводит к обострению реакции эмансипации, выраженности негативной симптоматики подросткового кризиса, усилению гипертимного типа и выраженности асоциального и антисоциально поведения подростков.
Усиливает выраженность психоастенического, сензитивного и астеноневротического типов
|
Потворствующая гиперпроекция
| Предрасполагает к развитию истерико-демонстративных черт характера при истероидной, гипертимной, лабильной акцентуации, резко усиливает жестокость и агрессивность при эпилептоидном типе.
|
Жестокое обращение
| Усиление эпилептоидной акцентуации и выраженности эпилептоидных черт при конформной акцентуации. Крайне уязвимы к эмоциональному отвержению лабильный, сензитивный и астеноневротический тип
|
Повышенная моральная ответственность
| Создаёт условия для развития психоастеничекой акцентуации
|
Особенности воспитательного стиля родителей как фактор риска нарушений эмоционально-личностного развития ребёнка (по А.И. Захарову)
Воспитательная черта
| Поведение родителя
|
Непонимание родителем личностного своеобразия ребёнка
| Соотносит действия ребёнка с ригидными эталонами без учёта реальных возможностей и способностей ребёнка. Например, считает, что ребёнок «не хочет» что-то делать, не замечая, что ребёнок просто «не может» выполнить предлагаемые требования
|
Неприятие
| Проявляется в двух формах: неприятие самого ребёнка (нежелательный ребёнок) и неприятие отдельных его черт. В последнем случае родитель пытается «переделать», изменить ребёнка.
|
Несоответствие требований и ожиданий родителя
| Декларирует одни требования и в то же время ожидает от ребёнка прямо противоположного поведения. Ребёнок оказывается в ситуации двойного стандарта и неопределённости. Противоречивость системы требований. Часто сопровождается общей неуверенностью в воспитании.
|
Негибкость родителей
| Проявляется в шаблонности и стереотипности требований и форм реагирования родителя на различные ситуации. Неполный учёт специфики конкретной ситуации влечёт за собой несвоевременную и неадекватную реакцию. Для негибких родителей характерна фиксация и застревание на проблемах, малое количество альтернатив при их решении, предвзятость в суждениях и стремление к навязыванию своего мнения.
|
Неравномерность
| Проявляется в неодинаковом интересе к ребёнку в разные моменты его жизни. Например, когда у ребёнка проблемы, родители проявляют к нему повышенное внимание, а когда ситуация стабилизируется, бросают его на произвол судьбы.
|
Непоследовательность
| Часто меняется стратегия воспитания. Критерии оценивания, требования и другие значимые характеристики воспитания произвольны. В одинаковых ситуациях родитель реагирует непредсказуемо – за одни и те же поступки иногда хвалит, а иногда – наказывает.
|
Несогласованность действий родителей
| Определяется разногласиями между взрослыми, воспитывающими ребёнка: разные системы требований, санкций, оценок, конфликтами между родителями и другими воспитателями в семье.
|
Аффективность
| Отличаются излишней эмоциональностью, создающей в семье напряжённую, «суматошную» обстановку. При преобладании отрицательных эмоций нарушаются межличностные контакты, исчезает интерес к жизни семьи.
|
Тревожность
| Поддерживает в семье атмосферу неуверенности, излишне опекает ребёнка, сковывает его свободу необоснованными запретами и т.д. Семья характеризуется сниженным эмоциональным фоном, отсутствием жизнерадостности
|
Доминантность
| Отличается необоснованным стремлением главенствовать над ребёнком в любых ситуациях. Родитель подавляет личность ребёнка, претендуя на статус единственного для него авторитета
|
Гиперсоциальность
| В стремлении к воспитанию «идеального» ребёнка формализует воспитательный процесс, проявляет повышенную принципиальность, нетерпимость к слабостям, склонность к навязыванию ребёнку большого количества правил и морализированию, замечаниям и порицаниям. «Всестороннее» обучение и воспитание ребёнка ведётся без учёта его реальных возможностей.
|
Недоверие к возможностям ребёнка
| Возможности ребёнка недооцениваются, ему отказывается в свободе и доверии на основании его неспособности (часто мнимой) к самостоятельной деятельности
|
Нечуткость (недостаточная отзывчивость)
| Реакция на потребности и чувства ребёнка во многих случаях бывает несвоевременной и неадекватной, вследствие чего возникает ощущение взаимной неудовлетворённости отношениями
|
Противоречивость
| Проявляется в противоречивости требовании, запретов, способов контроля, часто сопровождаемой воспитательной неуверенностью
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: