Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налоговая система - это совокупность действующих на территории страны налогов и принципов их взимания.




Правовую базу налоговой системы РФ составляет Налоговый кодекс РФ.

Фундаментальные принципы налогообложения, действующие до сих пор, сформулировал Адам Смит в 1776 году в работе «Исследование о приро­де и причинах богатства народов». Основным положением налоговой теории А. Смита было рассмотрение налогов как признака свободы, а не рабства. Ис­ходя из этого положения, он сформулировал четыре принципа, известные как «максимы А.Смита»: равенство, определенность, удобство и экономичность.

Современная теория налогов построена на развитии принципов А. Смита, их адаптации к изменившимся экономическим реалиям. К принципам постро­ения налоговой системы относятся:

— принцип способности заплатить налог — налоги должны взиматься в со­ответствии со способностью индивида нести налоговое бремя. Этот принцип предполагает горизонтальную и вертикальную справедливость. Горизонталь­ная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить одинаковые суммы. Вертикальная справедливость означает, что богатые должны платить пропорционально больше на­логов, чем бедные;

  • определенность — плательщикам необходимо четко знать, когда, сколь­ко и как они должны платить. При установлении налогов должны быть опре­делены все элементы налогообложения: объект налога, налоговая база, нало­говый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности зако­нов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика;
  • правовой характер налогообложения, стабильность действующей нало­говой системы — налоги устанавливаются, изменяются или отменяются зако­нами. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации граждана­ми своих конституционных прав;
  • пропорциональность — установление лимита налогов по отношению к ВВП. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
  • экономичность и эффективность системы налогообложения — издерж­ки, связанные с взиманием и уплатой налогов, должны быть минимальными. Эффективная налоговая система обеспечивает небольшие безвозвратные по­тери и незначительное административное бремя налогов. Административное бремя налоговой системы можно облегчить, упростив налоговое законода­тельство. Однако сложность налогового законодательства есть результат по­литического процесса, согласования интересов различных групп налогопла­тельщиков;
  • неотвратимость — трудности уклонения от уплаты налога;
  • удобство — налогоплательщикам должно быть максимально удобно платить налоги;
  • единство — действие налоговой системы на всей территории страны и для всех лиц. Налоги не могут иметь дискриминационный характер и различ­но применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Сформулированные выше принципы характеризуют «идеальную» нало­говую систему, некий эталон, к которому необходимо стремиться. Принципов недостаточно, чтобы определить лучший способ уравновешивания эффектив­ности и справедливости налоговой системы. Реальная действительность вно­сит определенные коррективы в эту модель и представляет собой компромисс принципов и интересов конкретных политических сил, находящихся у власти.

Действующая в РФ налоговая система является трехуровневой. Пер­вый уровень — федеральные налоги, второй — налоги субъектов РФ, третий — местные налоги. Трехуровневая система налогообложения дает возможность формирования доходной части бюджета органов управления в центре, в ре­гионах, на местах.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, налог па добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, транспортный налог, на­лог на игорный бизнес.

Местные налоги включают земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Действующая в РФ налоговая система обладает рядом особенностей. Наи­более существенное отличие отечественной системы от зарубежных состо­ит в преобладании косвенных налогов над прямыми. Вторая особенность — ориентация в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов, организаций, а не физических лиц. Основные виды налогов, уплачиваемых гражданами РФ, представлены подоходным налогом, налогом на имущество, транспортным налогом. Доля личного подоходного налога составляет при­мерно десятую часть налоговых поступлений. Для сравнения, в США на до­лю личного подоходного налога приходится более 40% доходов федерального бюджета.

Третьей особенностью налоговой системы РФ является слабое развитие имущественного обложения. Доля поимущественных налогов в общих нало­говых поступлениях в местные бюджеты невелика, тогда как в США она со­ставляет почти три четверти налоговых поступлений в местные бюджеты. В отличие от других видов налогов, имущественный налог менее всего воздей­ствует на стимулы, не несет безвозвратных потерь и может быть использован как относительно стабильный источник бюджетных доходов.

 

3.

Налоговый кодекс РФ в системе налоговых отношений.

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации. Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

• виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

• основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

• принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

• права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

• формы и методы налогового контроля;

• ответственность за совершение налоговых правонарушений;

• порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом. Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса. По состоянию на 2011 год единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулируется Кодексом, является налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц»

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

4.

Существенным компонентом налоговой системы является регла­ментация прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной сторо­ны, и функций, прав, а также обязанностей налоговых, таможенных органов и органов налоговой полиции — с другой.

Согласно ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право:

• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную ин­формацию о действующих налогах и сборах, налоговом законода­тельстве, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• получать от налоговых органов письменные разъяснения по во­просам применения законодательства о налогах и сборах;

• при наличии соответствующих оснований использовать налого­вые льготы;

• получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвести­ционный налоговый кредит в установленном законом порядке;

• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен­ных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

• присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

• получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов; налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

• обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

• требовать соблюдения налоговой тайны.

Налогоплательщикам гарантируются административная и судеб­ная защита их прав и законных интересов. Права налогоплательщи­ков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Права всегда неотделимы от обязанностей. Важнейшими обязан­ностями налогоплательщиков являются:

• уплата законно установленных налогов;

• постановка на учет в налоговых органах, если такая обязан­ность предусмотрена НК РФ;

• ведение в установленном порядке учета своих доходов (расхо­дов) и объектов налогообложения, если такая обязанность преду­смотрена законодательством;

• представление в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

• представление в предусмотренных законом случаях налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для ис­числения и уплаты налогов;

• выполнение законных требований налогового органа об устра­нении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

• обеспечение в течение четырех лет сохранности данных бухгал­терского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и упла­ченные (удержанные) налоги;

• сообщение в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов, об изменении своего места нахождения или места жительства — в десятидневный срок; об объявлении несостоятельно­сти (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Права и обязанности налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции и их должностных лиц подробно регламентированы в разделе III Налогового кодекса РФ.

5.

Налоговая политика представляет собой составную часть общей экономической и социальной политики государства. Именно налоговая политика определяет характер и цели складывающейся налоговой системы. Налоги и другие компоненты налоговой системы являются инструментами налоговой политики.

Суть налоговой политики можно свести к трем элементам:

  • определение и постановка основных целей, вытекающих из целей социально-экономического развития общества;
  • разработка методов, определение средств и конкретных организационных форм, которые будут обеспечивать намеченные цели и задачи;
  • подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут реализовывать эти цели.

Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка и физических лиц условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального и других секторов экономики и рост доходов населения. Основные задачи налоговой политики:

- оптимизация налоговой базы и снижение уровня неплатежей;

- ликвидация необоснованных налоговых и таможенных льгот;

- укрепление налогового администрирования;

- реструктуризация задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Важной задачей налоговой политики современной России является создание устойчивой налоговой системы, снижение налоговых ставок при одновременном расширении налогооблагаемой базы за счет отмены неэффективных налоговых льгот.

В течение истекшего 10-летия в России была проведена масштабная налоговая реформа в 2000 году. Реформа была направлена на упрощение и изменение структуры налоговой системы, посредством снижения налоговых ставок и изменения правил исчисления и уплаты налогов, путем повышения эффективности процедур налогового администрирования.
Принятие подходов к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики. В результате, налоговая нагрузка на экономику без учета нефтегазового сектора снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в государствах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов.
Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки. Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности.

В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы. Процесс совершенствования продолжается и в настоящее время. В Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному собранию в 2010,2011,2012 годах обозначены основные направления налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы.

Основными базовыми тезисами совершенствования налоговой политики в краткосрочный период можно считать следующие:

Налоговая политика должна быть ориентирована на решение двух основных задач: модернизацию экономики страны и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.


Структура и уровень налогообложения должны свести до минимума негативное и оказывать исключительно положительное влияние на структурные изменения в экономике, формировать оптимальные условия для развития предпринимательства и инновационной деятельности.

 

Предприниматели должны осознавать и проявлять высокую степень ответственности при исполнении обязанности по уплате налогов. Умышленное уклонение от уплаты налогов должно восприниматься как лишение общества ресурсов, и данные действия должны жестко пресекаться и караться.
Постоянно необходимо изыскивать дополнительные возможности и для пополнения доходной части бюджетов всех уровней. Указанное пополнение должно обеспечиваться путем улучшения качества администрирования существующих налогов.
По ряду направлений возможна оптимизация налогообложения для стимулирования инновационной деятельности.
Необходимо ввести в действие новые правила регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях и ввести в законодательство механизм консолидированного налогообложения прибыли организаций.
Однако, также следует принять во внимание, что ожидаемые структурные сдвиги в экономике приведут к значительному снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также то, что ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства. В связи с данными положениями не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему существенному снижению бюджетных доходов.
Таким образом, направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций. С учетом изложенного, предстоит обеспечение реализации следующих мер долгосрочной стратегии в области налоговой политики:
1. Совершенствование налогообложения добычи нефти. По мере наработки соответствующих методов налогового администрирования, возможен переход к налогообложению добавочного дохода, получаемого при добыче углеводородного сырья, рассчитываемого по четко установленным правилам.
2. Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и налоговой нагрузки при добыче нефти с одновременной дифференциацией налоговых ставок в зависимости от условий добычи. Планируется поэтапная отмена нулевой ставки НДПИ в части технологических потерь и попутного газа
3. Введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе планируется создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов. Для этого необходимо создание кадастра объектов недвижимости в сжатые сроки, а также разработка и принятие методики массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра.
4. Повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы должны приниматься к вычету за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет. Также необходимо добиться унификации налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков, а также принять решения, направленные на совершенствование амортизационной политики.
5. Постепенное повышение ставок акцизов с целью придания большей значимости этому виду налоговых доходов в составе доходов бюджетов. Одновременно необходимо внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса и унификацию ставок на бензины с различным октановым числом. При проведении акцизной политики также необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.
6. Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.
7. Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...