Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции музыки в физическом воспитании




Курсовая работа

По дисциплине «Организация и методика физкультурно-оздоровительной работы»

Тема: Методика подбора музыкальных произведений в физическом воспитании населения разных возрастных групп

 

 

Витебск, 2014


Реферат

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ, ПОДБОР, ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ, ФУНКЦИИ МУЗЫКИ, ТРЕБОВАНИЯ

Объект исследования - методика подбора музыкальных произведений.

Предмет исследования - музыкальные произведения.

Цель работы - выполнить правильный подбор музыкальных произведений в соответствии с определённым контингентом занимающихся.

Задачи: Определить ценностные ориентации и предпочтения занимающихся в области музыкального искусства;

Методы исследования: изучение и анализ литературы; анализ проведенной работы и результатов исследования.


 

Содержание

 

Введение

. Роль музыки в физическом воспитании населения

Функции музыки в физическом воспитании

Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека

. Подбор музыкальных произведений для разных возрастных групп населения

Тестна определение ценностных ориентаций и предпочтений занимающихся в области музыкального искусства

Требования к музыкальному сопровождению при занятиях физическими упражнениями

Подбор музыкальных произведений для лиц молодого возраста

Подбор музыкальных произведений для лиц зрелого возраста

Подбор музыкальных произведений для лиц среднего возраста

Подбор музыкальных произведений для лиц пожилого возраста

Заключение

Список использованной литературы


 

Введение

 

Решение данной проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение, так как ещё с древнейших времён известно, что музыкальное искусство обладает огромным потенциалом воздействия на духовное, эстетическое развитие человека, формирование его ценностных ориентиров, воспитание чувства прекрасного, что происходит за счёт сильного эмоционального влияния художественного образа музыкального произведения, выраженного средствами музыки на психологическое состояние слушателя. В то же время, при соответствующем применении, музыка может оказывать существенный оздоровительный эффект не только на человеческую психику, но и организм, облегчать выполнение физических и умственных нагрузок, содействовать лучшему запоминанию и выполнению различных физических упражнений. Музыкальное сопровождение на современном этапе развития физкультурного образования может иметь большое значение для решения многих задач, поставленных перед отраслью физической культуры. В зависимости от цели применения оно может способствовать повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывать у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его использование на занятиях может также способствовать преодолению нарастающего утомления и помочь избежать однообразия в проведении занятия, а также ускорять процессы овладения техникой движения. Нравственные ценности, идеи, отражённые в музыкальных образах ненавязчиво оказывают воспитательное влияние на детей и подростков. Комплексное воздействие музыки и движения на психоэмоциональное состояние ребёнка и его организм многогранно. Оно проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. В процессе занятий у детей активизируются волевые усилия, возникают сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству, обогащается слуховой, двигательный и коммуникативный опыт, что особенно важно для периода дошкольного детства. К сожалению, не все учителя физической культуры в полной мере используют эти возможности. Это связано с разными причинами, и одна из них - отсутствие необходимых знаний и навыков по проведению занятий с музыкой. Соответственно, представляется необходимым рассмотреть различные методические аспекты применения музыки в занятиях физической культурой.

Объект исследования - методика подбора музыкальных произведений.

Предмет исследования - музыкальные произведения.

Цель работы - выполнить правильный подбор музыкальных произведений в соответствии с определённым контингентом занимающихся.

Задачи: Определить ценностные ориентации и предпочтения занимающихся в области музыкального искусства;

Методы исследования: изучение и анализ литературы; анализ проведенной работы и результатов исследования.


 

Роль музыки в физическом воспитании населения

Функции музыки в физическом воспитании

 

В настоящее время специалистами разработаны различные по своей направленности музыкальные программы:

для снятия стрессов и облегчения болей у взрослых и детей;

для повышения резервных возможностей организма человека;

для лечения бронхиальной астмы;

для лечения психосоматических расстройств;

для коррекции физических нарушений у пациентов реабилитационных центров;

для страдающих нарушениями речи и отставанием в психическом развитии;

для оздоровления занимающихся на тропах и дорожках здоровья с музыкальным дозированием физической нагрузки.

Таким образом, функциональные возможности музыки имеют общекультурную и прикладную направленность. В общем процессе жизнедеятельность людей выделяют следующие общекультурные функции музыки:

Познавательную - отражение идей, эмоций и предметного мира;

Аксиологическую (ценностно-ориентационную) - формирование ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения, потребностей в двигательной деятельности под музыку;

Этическую - способность вызывать сопереживание, сострадание, очищение;

Эстетическую - формирование красоты, гармонии, вкуса, эмоциональных переживаний образа и характера музыкальных произведений в единстве с движением, понимание красоты и эстетики их выполнения в соответствии с музыкой;

Коммуникативную - создание возможности к общению, единению вокруг идеала [6].

Прикладной же характер музыки, в частности в физическом воспитании, проявляется в таких ее специфических функциях,

как:

организаторская - содействие более четкой организации занятий и от-дельных комплексов упражнений, способствующих организации коллектива;

оптимизирующая - содействие более эффективному решению задач занятий физическими упражнениями, каждой ее части;

психорегулирующая - содействие преодолению монотонности, снятию нервного напряжения и стресса, улучшению психологического состояния занимающихся и общего эмоционального фона на занятии, позитивного взаимодействия участников педагогического процесса (занимающихся и педагога, занимающихся в группе);

гедонистическая - получение занимающимися счастья, наслаждения,

удовольствия от прослушивания музыкальных произведений, выполнения двигательных действий под музыку и от занятия в целом [7].

Функциональные возможности музыкальных произведений в процессе выполнения физических упражнений, в свою очередь, обеспечиваются и такими ее функциями, как фоновая, сопровождающая и дозирующая.

Фоновая функция музыки, как правило, обеспечивается с целью создания положительного фона при выполнении монотонных и однотипных многократно повторяемых видах деятельности, движений во время физического воспитания, при проведении спортивно-массовых мероприятий, праздников и др. Она снимает монотонность, однообразие, создает положительный психоэмоциональный фон, улучшает состояние и настроение человека. Прослушивание классической музыки (например, Моцарта или Вивальди) в виде фона помогает некоторым ученикам концентрироваться в течение большого периода времени. В зависимости от целевой направленности такая музыка может быть как фоново-лечебная [6], фоново-производственная, фоново-спортивная, фоново-оздоровительная, фоново-рекреативная.

Фоново-лечебная функция музыки проявляется в возможности коррекции психоэмоционального состояния человека посредством изменения и расширения эмоционального пространства, создания возможности для выхода скрытых или неуправляемых желаний и т. п.

Фоново-производственная функция направлена на создание у работающих посредством музыки необходимого эмоционального настроя на выполнение производственных действий, снятие психического напряжения и утомления при монотонных рабочих операциях, и тем самымсохранение оптимальной работоспособности человека на более продолжительное время.

Фоново-спортивная функция проявляется в способности музыкальных произведений создавать бодрый, энергичный настрой участников спортивных соревнований. При звучании государственных гимнов или популярных спортивных музыкальных произведений формируются патриотические чувства и эмоции, вызывая тем самым сопереживание со своей страной, спортивным обществом, спортивным клубом и т. д.

Фоново-оздоровительная функция проявляется в способности музыки в сочетании с физическими упражнениями активизировать функциональные и психические возможности занимающихся, что положительно сказывается на общем состоянии здоровья человека.

Фоново-рекреативная функция музыки направлена на восстановление работоспособности после учебы, труда, на создание определенных положительных образов, чувств и эмоций, позволяющих человеку временно «уйти» от навязчивых мыслей, негативного состояния и проблем. В зависимости от целевой направленности и вида деятельности фоновая музыка может быть в виде государственных гимнов, маршей, тематических популярных и лирических песен, функциональной музыки и других музыкальных произведений. В то же время фоновая музыка не оказывает влияние на темп, ритм, четкость и выразительность выполняемых физических упражнений.

Сопровождающая функция музыки применяется в песенном и сольно-оркестровом искусстве, в медицине, спорте, оздоровительной физической культуре и в других видах деятельности человека.

Музыкальное сопровождение занятий физическими упражнениями - это целенаправленно подобранные и грамотно применяемые музыкальные произведения или их части, содействующие оптимизации занятия и наиболее эффективному решению его основных и частных задач, а так же положительно влияющие на организм и психику занимающихся» [7].

Основным признаком сопровождающей музыки в физическом воспитании является то, что темп выполняемых упражнений и темп музыки должны совпадать, при этом музыка должна «идти» за движениями, где ведущим средством является физическое упражнение, а ведомым - музыка. Аналогичная связь наблюдается и в песенном жанре искусства, где в ролевом плане ведущим является исполнитель, а ведомым соответствующая сопровождающая музыка. В процессе физического воспитания сопровождающая музыка служит дополнительным средством: она поддерживает темп и ритм физических упражнений, оказывает влияние на выразительность и четкость их выполнения.

Темп и ритм музыкального сопровождения облегчают запоминание упражнений и лучшее овладение двигательными действиями, вызывают положительные эмоции и тем самым повышают стремление выполнять движение выразительнее и энергичнее, что, в свою очередь, усиливает их оздоровительное воздействие на организм. При использовании сопровождающей музыки в физическом воспитании объем физической нагрузки по длительности и интенсивности регулируется педагогом. Примером таких занятий, где музыка сопровождает выполнение двигательных действий, являются общеразвивающие и специальные упражнения в различных частях урока, различные виды гимнастики, фигурное катание, синхронное плавание и др.

Многолетняя научная деятельность и практика проведения физкультурно-оздоровительных занятий с использованием музыкальных произведений позволили нам выделить и дозирующую функцию музыки. Термин «дозирующая музыка» в физическом воспитании впервые возник в связи с появлением инновационных форм физкультурно-оздоровительных занятий - троп и дорожек здоровья с музыкальным дозированием физической нагрузки.

Тропа здоровья с музыкальным дозированием физической нагрузки -это форма физкультурно-оздоровительных занятий на местности, представляющая собой чередование этапов ходьбы или бега, дозированных по длительности и интенсивности специально подобранными музыкальными произведениями с выполнением на станциях восстановительных высокоэмоциональных заданий или физических упражнений.

Дорожка здоровья с музыкальным дозированием физической нагрузки - форма самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий, не требующая наличия специально оборудованного маршрута, представляющая собой чередование этапов ходьбы или бега с выполнением на рекреационных остановках восстановительных общеразвивающих упражнений, дозированных по длительности и интенсивности специально подобранными музыкальными произведениями. [10,11].

В этом случае дозирующая музыка используется как лидер, задающий темп, длительность и выразительность выполняемых движений. Именно таким способом используется музыка и в балете. Здесь хореография полностью подчинена темпу и ритму музыки: каждый жест и движение должны выражать ее характер и содержание, при этом балетмейстер жестко связан этим правилом постановки балетного спектакля [3].

При подборе и использовании музыкальных произведений, как в балете, так на тропах и дорожках здоровья с музыкальным дозированием физической нагрузки, действуют аналогичные правила: ведущим становится музыка, а ведомым танец или физическое упражнение. В этом случаи характер выполняемого движения или физического упражнения «идет» за музыкой.

Следовательно, основным признаком дозирующей музыки является то, что специально задаваемые темп и длительность музыкального произведения становятся ведущим дозирующим средством в ходе выполнения двигательного действия, а ведомым - физическое упражнение. Именно когда музыка используется как лидер, как руководитель, задающий темп и длительность ходьбы, бега, или любого другого физического упражнения, она выполняет функцию дозирования.

Особое развитие методика использования музыки в физическом воспитании получила в последние годы в связи с совершенствованием технических средств воспроизведения и обработки звука.

Основным условием при использовании дозирующей музыки в физическом воспитании является наличие предварительно разработанных специальных музыкальных программ, которые воспроизводятся с помощью плеера, мобильного телефона или другого воспроизводящего электронного устройства. При составлении педагогом таких программ необходимо учитывать пол, возраст, физическое состояние и музыкальные предпочтения занимающихся. В этом случае занятия могут проводиться как самостоятельно, так и с частичным участием педагога, который будет выполнять лишь корректирующую и наблюдательную функции.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что в руках специалистов в сфере физической культуры имеется универсальное средство - музыка, которая должна широко использоваться для повышения качества физического воспитания и эффективности решения вопросов укрепления соматического и психического здоровья, развития физических качеств и формирования общей культуры человека.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...