Переходный этап (эпоха Возрождения, Просвещения)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Исторический анализ Краткая история развития «Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова… Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути, действие которых подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост» (Кащенко В.П., 1994). Коррекционная педагогика - это специальная область образования, которая изучает объективные закономерности развития аномальных детей, особенности их учебной деятельности; разрабатывает специальные методы и формы учебно-воспитательного процесса; организует специальные типы учебных учреждений и классов. Целью коррекционной педагогики является подготовка детей с отклонениями в развитии, в соответствие с их психофизиологическими возможностями, к самостоятельной социальной деятельности. Деятельность - основная социальная функция личности, поэтому ее изучение ее своеобразия и путей совершенствования у этих детей, способствует их приспособлению к обществу; т.е. осознанному усвоению системы норм, ценностей и привил общества и активному труду в нем. Основными задачами коррекционной педагогики являются: 1. Комплексное клинико-психологическое и педагогическое исследование аномальных детей (А-определение сущности, структуры аномалии и компенсаторных возможностей ребенка; Б-решение проблемы педагогической классификации детей с отклонениями в развитии с целью организации дифференцированного обучения и воспитания; В-своевременное выявление и учет аномальных детей).
2. Научная разработка методов ранней диагностики отклонений в развитии. 3. Обоснование и разработка принципов организации. Развития сети специальных учреждений и классов. 4. Определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях. 5. Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению отклонений психологического развития. 6. Повышение эффективности процесса социальной адаптации и интеграции в обществе ребенка на разных этапах развития. Специальная психология - отрасль психологии, изучающая особенности психологии детей с нарушениями в развитии. Задачи: 1. Исследование психологических механизмов нарушений у детей с отклонениями в развитии. 2. Диагностика психофизических и психологических расстройств. 3. Разработка программы психологических консультаций, социально - психологической реабилитации и интеграции. 4. Внедрение методов психологической коррекции нарушений у детей. Эта специального образования имеет свою историю развития. Причем у разных народов отмечалось часто противоположное отношение к детям, отличающимся от своих обычных сверстников. Древний мир В Древнем мире дети с отклонениями в развитии наравне со взрослыми активно боролись за биологическое выживание индивида. Но в связи с определенными недостатками развития происходил их естественный отбор. Менее приспособленные к неблагоприятным влияниям окружающей среды, они быстрее других детей погибали Античный этап в Спарте считалось, что они не могли стать хорошими воинами, и их накопление в обществе способствовало его вырождению из-за передачи наследственных дефектов из поколения в поколение. В Древней Руси к подобным детям относились с большим состраданием, особенно после прихода христианства. Их кормили, пускали на ночлег, и считалось непростительным делом обидеть «убогого».
Средневековый этап По указу князя Владимира в 996 году на церковь возлагалась обязанность за счет десятины княжеских доходов открывать в городах «странноприемницы», сиротские, вдовьи дома и больницы. Странноприемницы обычно создавались для детей с отклонениями в развитии при монастырях, где они трудились, посещали богослужение, изучали грамоту, а при необходимости получали лечение средствами народной медицины (отвары трав, препараты растительного и животного происхождения). В 1551 г. Иван Грозный издает указ о помещении «бесных» и «лишенных разума» в монастыри, чтобы они могли «получать вразумление и приводиться в истину». Переходный этап (эпоха Возрождения, Просвещения) Первый этап помощи детям с нарушениями в развитии был связан с детьми, имеющими наиболее выраженные отклонения от нормы при психических и интеллектуальных дефектах - слепые, глухие, глубоко умственно отсталые. Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежит швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827). В своем приюте он обосновал принципы работы с тупоумными: посильность в обучении, использование специальных дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда. Итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяли систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. Одновременно возникает психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности - система измерения умственных и других способностей с помощью тестов. Французкий психолог Альфред Бине (1857-1911) и врач-психиатр Томас Симон разработали тестовый метод, в основу которого использовано состояние коммуникативной функции речи. Они пытались соотнести умственное развитие аномального ребенка с уровнем развития ребенка более младшего возраста. Был предложен определенный набор заданий, которые предьявлялись ребенку вербально и требовали от него выполнения определенных действий и устного ответа. Отмечены точные корреляции между уровнем интеллекта и уровнем развития коммуникативной функции речи.
В целом, на рубеже 20 века выявляются следующие направления работы с аномальными детьми: 1) клинико-психологическое (изучает этиопатогенез отклонений в развитии, болезни которые их вызывают; рассматриваются психофизиологические, генетические механизмы нарушений интеллекта, патопсихологические их проявления); 2) психологическое (оценивает особенности психической деятельности детей с отклонениями в развитии, состояние эмоциональной сферы и личности в целом); 3) педагогическое (исследует педагогические принципы, методы и формы коррекции, обучения и воспитания аномальных детей).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|