Разделы специальной психологии и педагогики
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В настоящее время дефектология называется "специальной психологией и коррекционной педагогикой". Одной из специальностей этой науки и является специальная психология. В свою очередь, она состоит из нескольких разделов: 1. Общий раздел специальной психологии (психология детей с отклонениями в развитии). Изучает общие закономерности, психологические механизмы отклонений в развитии; общую методологию психодиагностики и психокоррекции. II. Частные разделы А-основные 1. Психология детей с интеллектуальными нарушениями (реже олигофрено-психология). 2. Сурдопсихология (психология детей со слуховыми нарушениями). 3. Тифлопсихология (со зрительными нарушениями). 4. Логопсихология (с речевыми нарушениями). Б-кроме того, выделяют дополнительные направления специальной психологии: 1. Психология одаренных детей 2. Психология нарушений поведения (девиантное поведение) 3. Психология эмоционально-волевых расстройств (аутизм, неврозы) 4. Психологические нарушения при двигательных расстройствах. 5. Психология детей-сирот 6. Психология детей-инвалидов. 7. Психология детей со сложными аномалиями. Соответственно в коррекционной педагогике рассматриваются аналогичные разделы: - сурдопедагогика (изучает вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха); - тифлопедагогика (детей с аномалиями зрения); - олигофренопедагогика (детей с интеллектуальными нарушениями); - логопедия (исправление недостатков речи); - дошкольная коррекционная педагогика (исследует особенности воспитания и обучения аномальных детей в дошкольных учреждениях). Принципы 1) научный подход (сочетание знаний педагогики, психологии и медицины);
2) комплексность и интеграция (укрепление междисциплинарных связей поиск новых направлений интеграции, создание комплексных психолого-медико-педагогических учреждений и интегративных подходов; исследование аспектов социальной интеграции); 3) динамичность и приемственность (исследование аномальных детей на всех этапах развития, с сохранением приемственности методов работы); 4) индивидуальный, дифференцированный подход; Общая цель - это разработка эффективных способов предупреждения и коррекции отклонений в развитии у детей. Методы исследования Применяются известные в психологии и педагогике методы исследования: 1) наблюдение; 2) беседа; 3) эксперимент; 4) анализ результатов деятельности; 5) анкетирование; 6) тестирование; 7) математические методы обработки данных. 1. Понятие «дети с ограниченными возможностями» носит общесоциальный характер, затрагивая функции, которыми специальное образование не владеет и вступает в противоречие с социальной работой (если не выделить вместе социальную педагогику); с физической культурой (если не отдифференцировать валеологическую педагогику) и т.д. Т.е. смысл специального образования растворяется в безбрежном пространстве «возможностей» детей, которые по тем или иным причинам не реализуются, но находятся в сфере интересов других наук, а отнюдь не самой специальной педагогики. Она сегодня еще не готова стать той «педологией», которую создавали в начале века П.П. Блонский и В.М. Бехтерев, чтобы интегрировать в себе «все знания о ребенке». Специальная педагогика может быть лишь составной частью такой целостной педагогики, т.к. отвечает за специальное образование детей. По-видимому, ранее существовавшее понятие «дети с отклонениями в развитии» рационально заменить на более гуманистический и проблемоцентрированный подход к личности ребенка - «дети с проблемами развития», т.к. «отклонение» - что-то «не соответствующее социально-психологической норме». А это определенным образом воспринимается и детьми и их родителями.
2. Необходимо продолжить тенденцию интеграции специального образования. Реальная интеграция возможна только на уровне общей теоретико-методологической базы. Сегодня на новом уровне развития науки стала актуальной проблема создания «единого сообщества детей с различными проблемами». Только единство существующего множества подходов к диагностике и коррекции детей с проблемами развития обеспечивает создание интегральной системы технологий специального воспитания и обучения. Интеграция детей с проблемами развития в настоящее время реализуется в следующих направлениях: 1) Психологическая интеграция - применение специальных методик профилактики и коррекции вторичных психо-эмоциональных нарушений и компенсации явлений психологической депривации (изоляции). 2) Семейная интеграция - воссоединение с семьей за счет современных технологий семейного обучения и индивидуальной работы коррекционного педагога и специального психолога в домашних условиях. 3) Педагогическая интеграция - обучение и воспитание совместно с обычными детьми на основе общности законов психологического развития в обшеобразовательных учереждениях. 4) Социальная интеграция - адаптация детей в обществе нормальных сверстников в связи с дальнейшим развитием гуманистических тенденций в специальном образовании. 3. Одновременно должен осуществляться процесс дифференциации специального образования с выделением исторически сложившихся сфер деятельности: 1) Дефектология (использует технологии коррекционного обучения «детей с выраженными отклонениями в развитии», т.е. с наличием грубых дефектов и вторичных нарушений на уровне умственной отсталости, слепоту, глухоты и т.д. (7-10%), осуществляемое в специальных учреждениях интернатного типа. 2) Коррекционная педагогика (развивающее обучение «детей с проблемами развития», умеренными отклонениями психического развития на уровне ЗПР, слабовидения, слабослышания и др. (40-55%), осуществляемое в специальных классах общеобразовательных школ.
3) Специальная педагогика (компенсирующее обучение «детей с проблемами обучения», «ограниченными возможностями» в группах риска по школьной дезадаптации общеобразовательных школ) /35-55%/. Это подтверждается и обшей целью специального образовательной среды, которая должна обеспечить «лечение, оздоровление, воспитание, обучение, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию».
Среди ближайших частных задач реформирования специального образования можно назвать следующие: 1) Создание службы специальной психологии с введением соответствующих должностей не только в коррекционных, но и в общеобразовательных учреждениях. 2) Инициирование специальных психологических программ для коррекции и саморегуляции педагогов как общего, так и специального образования; внедрение аналогичных программ для студентов вузов с созданием необходимых условий для их осуществления. 3) Создание интегрированных технологий ранней (до 3 лет) диагностики и коррекции проблем в развитии. 4) Разработка теоретико-методологических основ интеграции специального образовательного пространства, организации единой вариативной системы специального образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|