Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация программы разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий.




Тема 6. Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства.

Тип занятия: урок

Структура урока:

Орг. Момент: заполнение журнала,перекличка (5мин)

План

1. Реализация программы разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий.

2. Роль и развитие предпринимательства и малого бизнеса.

3. Меры по развитию малого предпринимательства.

Целеполагание: изучение роли и развития предпринимательства; мер по развитию малого предпринимательства.

Актуализация и мотивация: В настоящее время в экономике РФ взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Каждая форма собственности по-своему приспосабливается к конкретной сфере экономики, специфическому виду экономической деятельности. Так как рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, то господство какой-либо одной формы собственности исключается. Большим шагом в этом направлении является реализация программы разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Устный опрос

1. Каковы различия между директивным и индикативным планированием?

2. Покажите роль прогнозирования в системе общегосударственного планирования.

3. Охарактеризуйте основные виды целевых комплексных программ.

Конспект

Реализация программы разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Рыночные отношения предусматривают функционирование предприятий и организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют на равных основаниях акционерные, арендные, частные, государственные предприятия.

При частной собственности отношения строятся на обособленном присвоении материальных благ, при общественной — на совместном присвоении.

Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, сколько (одно или несколько) лиц являются владельцами предприятия, от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия.

В настоящее время в экономике Российской Федерации взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности на средства производства.Каждая форма собственности по-своему приспосабливается к конкретной сфере экономики, специфическому виду экономической деятельности. Так как рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, то господство какой-либо одной формы собственности исключается.

Большим шагом в этом направлении является реализация программы разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Приватизация - передача государством функций непосредственного управления предприятиям или их объединениям. В ходе разгосударствления предприятие как государственный хозяйствующий субъект обретает полную самостоятельность и ответственность.

Приватизация как инструмент ликвидации монополизма государства на собственность — наиболее короткий путь к созданию конкурентной среды. Одним из критериев выбора способов приватизации стал размер предприятий. Для мелких предприятий с численностью работающих до 200 человек рекомендуется продажа на аукционах (по конкурсу). Для предприятий с численностью работающих более 1000 человек считается целесообразным преобразование в акционерное общество.

Кроме этих способов приватизации действующее законодательство предусматривает: продажу долей (акций) в капитале акционерных обществ (товариществ); продажу имущества предприятия, сданного в аренду с правом выкупа; безвозмездную передачу.

Приватизация методом акционирования реализуется путем предоставления льгот трудовым коллективам приватизируемых предприятий по 3 вариантам.

1. Передача всем членам трудового коллектива единовременно и безвозмездно именных привилегированных не голосующих акций, составляющих 25% уставного капитала. Обыкновенные акции до 10% уставного капитала продаются по подписке членам трудового коллектива со скидкой 30% от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до трех лет, при этом величина первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций. Должностным лицам администрации (руководителю, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру) предоставляется право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах до 5% от величины уставного капитала.

2. Предоставление всем членам трудового коллектива права приобретения обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51% от величины уставного капитала. В этом случае безвозмездная передача акций и продажа акций на льготных условиях не осуществляется. При преобразовании государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества открытого типа комитеты по управлению имуществом по предложению администрации приватизируемого предприятия с согласия трудового коллектива могут предоставлять персонально работникам предприятий, входящим в единый технологический комплекс с приватизируемым предприятием, право участия в закрытой подписке на акции, проводимой среди работников приватизируемого предприятия. Общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящих с ним в единый технологический комплекс, не может превышать 51% от величины уставного капитала акционерного общества.

3. Если группа работников предприятия берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получает согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора, срок действия которого не может быть более одного года, то членам такой группы предоставляется право (опцион) на приобретение, по истечении указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора, 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. На период действия договора указанной группе передается право на 20% голосующих акций, принадлежащих соответствующему фонду имущества. В план приватизации включаются условия договора, заключение которого с указанной группой соответствующим фондом имущества является обязательным. В договоре оговариваются обязательства членов группы и пределы их собственности (вносимым в виде залога) на сумму не менее 200 установленных законодательством России МРОТ в расчете на каждого члена группы. При данном варианте всем работникам предприятия (включая членов группы) продаются обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного капитала, но на сумму не более 20 установленных законодательством России МРОТ в расчете на одного работника, со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки на 3 года. При этом величина первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций.

В процессе приватизации значительная часть акций приватизируемых предприятий осталась в собственности государства. Следовательно, многие предприятия с точки зрения формы собственности стали смешанными.

Особенность проведенного первого этапа приватизации состоит в открытом доступе к приватизации всех граждан России главным образом через приватизационные чеки (ваучеры), розданные вне зависимости от пола, возраста, характера занятости. И, несмотря, на многочисленные критические замечания ряда экспертов, главные цели этого этапа были достигнуты: сформирован широкий слой частных собственников; привлечены в производство инвестиции, в том числе иностранные; предложены мероприятия по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (акционеров).

Если 1 этап приватизации предполагал главным образом бесплатную (с помощью ваучера) или на льготных условиях раздачу государственного и муниципального имущества, то 2 этап предполагает продажу акций за деньги.

Политика в области формирования структуры акционерной собственности способствует появлению среднего класса и ограничивает имущественное расслоение.

Именно на 2 этапе могут возникнуть сложные социальные проблемы, связанные с увеличением безработицы. Эти проблемы необходимо предвидеть и своевременно принять меры по их решению. Одна из мер заключается в диверсификации производства, как по ассортименту выпускаемой продукции, так и по видам услуг и организации внутреннего рынка рабочей силы.

На завершающем этапе разгосударствления образуются крупные акционерные компании, осуществляется накопление капитала акционерными обществами, интенсивно развивается рынок ценных бумаг и акционерный механизм дополняется собственным механизмом заемных средств, поскольку крупные компании в состоянии самостоятельно выкупать облигации, приносящие их владельцам более высокий доход, чем дивиденды по акциям. На этом этапе возможно широкое привлечение иностранного капитала и образование совместных компаний.

Длительность и сложность процесса развития предпринимательства приводят к необходимости программно-целевого управления этим процессом, поэтому во многом успех развития предпринимательства зависит от центральных органов государственной власти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...