Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и развитие предпринимательства и малого бизнеса.




Перспективное развитие предпринимательства ориентируется на два основных направления,

1. Создание крупных организационно-хозяйственных структур, которое должно придать экономике стабильность и управляемость, открыть путь к широкомасштабной реализации научно-технических новаций.

2. Развитие малого бизнеса, которое должно создать конкурентную среду, обеспечить производству гибкость и индивидуализацию.

В рамках первого направления возникают достаточно мощные организационно-хозяйственные структуры нового типа — государственные, смешанные и частные корпорации, концерны, а также финансово-промышленные группы, способные успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках. Органическое переплетение крупных и сверхкрупных производственных компаний с мощными и разветвленными финансовыми учреждениями (коммерческими банками, страховыми и инвестиционными институтами), а также с транспортными, торговыми и информационными структурами образует финансово-промышленные группы, располагающие поистине громадными производственными и финансовыми возможностями. Функционирование подобных групп является прогрессом современного общественного производства и одновременно условием его дальнейшего развития. Финансово-промышленные группы возникают и укрепляются под влиянием необходимости проведения широкомасштабных научных исследований и разработок, использования сложнейших технических и технологических комплексов, производственной кооперации, чтобы эффективно противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры. Кроме того, опыт развития ведущих западных стран показывает, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с транснациональными корпорациями и иностранными финансово-промышленными группами, если сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования, тесно взаимодействует с государственными органами, работает в правовом режиме, адекватно учитывающем особенности национальной и мировой экономики.

В отличие от мощных финансово-промышленных групп малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике

гибкость. Эта черта малого бизнеса приобретает в современных условиях особую значимость и силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания ассортимента производимых товаров и услуг.

мобилизацию значительных финансовых и производственных ресурсов населения, в том числе трудовые и сырьевые, которые ранее не использовались.

формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Малый бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, он благодаря многочисленным составляющим его элементам и их высокой динамике в гораздо меньшей степени поддается монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны, при узкой специализации и использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве серьезного конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных корпораций.

осуществление прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.

решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 50— 60% новых рабочих мест.

смягчение социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования среднего класса, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Все отмеченные преимущества обязывают государство оказывать всемерную поддержку малому бизнесу.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 23% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 чел.;

в оптовой торговле — 50 чел.;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 10 чел.;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.

к субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Правительством РФ одобрена комплексная программа государственной поддержки предпринимательства и принято решение ее финансового обеспечения через Фонд поддержки предпринимательства. Программа предусматривает формирование нормативно-правовой базы, содействие ВЭД, соответствующие механизмы реализации поддержки — через налогово-кредитную политику, страховую деятельность, лизинг, венчурный капитал, сеть подготовки кадров и информационного обслуживания.

Программа содействия кооперированию МП и их сотрудничеству с крупными и средними предприятиями необходима для совместного решения вопросов, непосильных для отдельного предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...