Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о существительном. Одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные




Содержание

 

Введение............................................................................................... 3

1. Методика изучения имени существительного В.В.Бабайцевой..... 4

1.1. Краткая характеристика программы обучения....................... 4

1.2. Организация методических материалов.................................. 5

1.3. Методика изучения имени существительного.......................... 6

2. Методика изучения имени существительного Т.А.Ладыженской 17

2.1. Краткая характеристика программы обучения..................... 17

2.2. Структура изучения имени существительного...................... 18

2.3. Практическая методика изучения имени существительного. 20

Заключение......................................................................................... 26

Литература......................................................................................... 27

 


Введение

Методика – это педагогическая наука, которая разрабатывает вопросы содержания принципов и методов обучения конкретному предмету. Актуальными вопросами в современной методике являются формирование интереса к русскому языку и совершенствование самой методики.

В данной курсовой работе рассматриваются методики изучения одной из частей речи – имени существительного.

Приступая к изучению имени существительного, пятиклассни­ки владеют некоторым объемом знаний об этой части речи. Задача уроков в V и VI классах - углубить и систематизировать имеющиеся знания, пробудить интерес к дальнейшему изучению одной из цент­ральных частей речи в русском языке.

Цель данной курсовой работы - сравнить различные подходы к изучению имени существительного. В рамках достижения цели будут рассмотрены две методики: В.В. Бабайцевой и Ладыженской Т.А.

 

 

 

 


Методика изучения имени существительного В.В.Бабайцевой

Краткая характеристика программы обучения

Цель изучения русского языка по методике Бабайцевой – обучение русскому языку и русской речи, предполагающее ее совершенствование. В связи с этим для достижения цели ставятся следующие задачи:

1) изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развития, о месте русского языка среди языков мира, а также умения применять эти знания на практике;

2) развитие речи учащихся: обобщение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; овладение нормами литературного языка; формирование и совершенствование у них грамотного и свободного владения устной и письменной речью; формирование умения связно излагать свои мысли в устной и письменной формах.

3) формирование орфографических и пунктуационных навыков.

Основные лингвометодические принципы построения учебно-методического комплекса:

- системное изложение теории

- опора на расчасовку традиционной программы обучения русскому языку

- усиление практической направленности обучения

- концентрический принцип подачи материала

Что касается имени существительного, то данная часть речи основательно изучена учащимися в начальных классах. Не заостряя внимания на пробелах в знаниях учеников, Бабайцева В.В. рекомен­дует как можно скорее непосредственно обратиться к практиче­ской работе. Задания к упражнениям помогут учащимся вспомнить зна­чение имени существительного и его роль в предложении, за­крепить грамматические умения изменять имена существитель­ные по падежам и числам, правильно определять род, склонение, падеж и число имени существительного. Одновременно повторя­ется правописание окончаний существительных. По мнению Бабайцевой, новизну в уроки повторения привносит отработка способа распознавания падежа: 1) найти слово, от которого зависит существительное, 2) поста­вить от этого слова к существительному вопрос, 3) по вопросу оп­ределить падеж существительного.

Систематизации знаний помогает работа над термином мор­фологические признаки имен существительных. Наглядное оформ­ление записи учит находить окончание у любых имен существительных и по нему определять род, число, падеж, т. е. морфологические признаки данной части речи. Такая запись исподволь готовит учащихся к пониманию того, что каждое слово в языке имеет лексическое и грамматическое значение (об этом учащиеся узнают в дальнейшем).

Обобщая материал, дети учатся строить аргументированное рассуждение «Почему данное слово является именем существи­тельным?». Желательно, чтобы в рассуждении использовались для связи аргументов слова во-первых, во-вторых и т. п.

 

Организация методических материалов

Учебно-методический комплекс по русскому языку Бабайцевой представлен учебником «Русский язык. Теория», сборник задач и упражнений «Русский язык. Практика». И методическими рекомендациями. Учебник дает систематизированное изложение материала всего школьного курса русского языка. Сборник задач и упражнений призван помочь организовать практическую работу (над понятиями и правилами, над способами оперирования ими, над умениями опознавать, анализировать, характеризовать определенные явления языка, видеть особенности их употребления в речи, самостоятельно отбирать, конструировать языковой материал в соответствии с изучаемой темой, правильно – в соответствии с нормами литературного языка, и целесообразно – в соответствии с обстоятельствами речи использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.

 

Методика изучения имени существительного

Понятие о существительном. Одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные

В определении данной части речи отражено общее граммати­ческое значение существительного («обозначает предмет и отвеча­ет на вопрос кто? или что?»). Изменение по числам и падежам, наличие рода — морфологические признаки существительных. В процессе анализа предложений и словосочетаний рассматривают­ся синтаксические признаки данной части речи. По этим трем основаниям (значению, морфологическим и синтаксическим при­знакам) дети учатся находить имена существительные в тексте.

Значительное время отводится работе с Учебником: предусматривается не только чтение параграфа, но и составление таблиц, опорных схем и т. п.

Новыми для пятиклассников являются сведения о делении имен существительных по значению на конкретные, вещественные и отвлеченные. В процессе выполнения упражнений углубляются знания учащихся по лексике, активизируется их словарный запас: ученикам надо не только распределить имена существительные на разряды по значению, но и дополнить каждый лексический ряд.

При рассмотрении одушевленных и неодушевленных имен су­ществительных обращается внимание на разные формы их скло­нения, на использование свойств одушевленных имен существи­тельных для обозначения предметов неживой природы в произве­дениях художественной литературы. Признак «одушевленность — неодушевленность» дополняет известный учащимся ряд признаков существительного.

Главное внимание при изучении нарицательных и собст­венных имен существительных уделяется отработке правил право­писания собственных имен. Как пишутся имена людей, клички жи­вотных, названия городов и т. п.? Ответ на этот вопрос учащиеся знают из начальной школы. А на вопрос почему? вряд ли ответят. Так можно вызвать потребность в чтении соответствующе­го параграфа Учебника. При этом особо выделяется часть правила, которая является новой для учащихся: о правописании в кавычках названий книг, газет, журналов, кинофильмов и т. п. Эта часть параграфа усваивается на уроке и отрабатывается в про­цессе выполнения упражнений.

Морфологический признак «собственное — нарицательное» является постоянным признаком существительного. Например, слово Волга, в каких бы формах оно ни стояло (Волга, Волги, Волге и др.), всегда является собственным именем, а слово река (реки, рекой, о реках и др.) — всегда нарицательным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...