Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика педагогической деятельности




 

 

Педагогическая деятельность - воспитывающее, обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (И.А.Зимняя).

Эта деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача создания, хранения и передачи подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения выступила в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились, подражая, следуя взрослым.

Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии. Претерпев значительные изменения в содержании обучения, его целей, школа осталась социальным институтом, назначение которого - передача социокультурного опыта посредством педагогической деятельности учителей и педагогов. Формы передачи опыта менялись в истории развития школы. Это была беседа, работа в мастерских, когда непосредственно на рабочем месте ученик осваивал производственные операции; вербальное наставление (институт «дядек», монастырей, гувернеров). Со времени Я.Коменского прочно утвердилась классно-урочная система обучения, в которой дифференцировались такие формы как урок, лекции, семинар, практикумы, тренинги.

Педагогическая деятельность как любой вид деятельности целенаправленна, мотивированна, имеет свой предмет исследования средства, способы и результат. Специфической характеристикой, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность.

Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

Минимальный – педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

Низкий – педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

Средний – педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса, умеет включать учащихся в учебно-познавательную деятельность; среднепродуктивный.

Высокий – педагог умеет формировать у учащихся систему знаний, навыков, умений по предмету в целом; продуктивный.

Высший – педагог превращает свой предмет в средство формирования личности учащихся, средство самовоспитания, самообразования, саморазвития; высокопродуктивный

9.Функции педагогической деятельности.

Все педагогические функции (В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков) разделяют на две группы – целеполагающие и организационно-структурные. К первым относятся ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся) и информационная функции. Эта группа функций соотно­сится с дидактическими, академическими, авторитар­ными, коммуникативными способностями человека. И здесь возникает важная психологическая проблема профессионально-педагогической подготовки учителя в плане определения (диагностирования) актуального уровня развития этих способностей и целенаправлен­ного формирования тех из них, проявление которых недостаточно выявлено в реализации целеполагающих функций.

Обобщение материалов многих исследований груп­пы организационно-структурных функций позволяет отметить общее содержание входящих в эту группу конструктивной, организаторской, коммуникативной и гностической функций. Так, конструктивная функция обеспечивает; а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвое­на; в) проектирование собственной будущей деятель­ности и поведения, какими они должны быть в про­цессе взаимодействия с учащимися. Организаторская функция реализуется через организацию а) информа­ции, в процессе сообщения ее учащимся; б) различных видов деятельности учащихся; в) собственной де­ятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. Коммуникативная функция предполагает: а) установление правильных взаимоотношений с учащимися; б) с другими учителя­ми, с администрацией школы. Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изуче­ние: а) содержания и способов воздействия на других людей; б) возрастных ииндивидуально-психологических особенностей других людей; в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Все эти четыре педагогические функции предполагают высокий уровень развития академических, перцептивных, речевых (экспрессивных) и коммуникативных способностей человека, что также должно быть объектом осознания самого учителя. На­ряду с коммуникативной функцией большой интерес для учителя представляет исследовательская (гности­ческая) функция. Она основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оцени­вать другого человека и на реальности собственной опенки (самооценки). Объекты исследовательской фун­кции — это сам учитель, что может проявляться, на­пример, при психологическом анализе собственного урока, собственной педагогической деятельности, от­ношения с коллективом, учениками. Рефлексивность человека, уровень развития его рефлективного мыш­ления в значительной мере определяет успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе. Объектами исследования могут быть практически все другие компоненты, факторы педа­гогического процесса, среди которых ученик занима­ет основное место.

Изучение, исследование личности ученика, его учеб­ной деятельности, статуса в школьном коллективе всеми методами педагогической пси­хологии является одним из профессиональных аспектов педагогической деятельности учителя: это и самостоятельная познавательная задача, и условие ус­пешности организации такой деятельности. При этом, как подчеркивается, исследовательская функция ус­пешно осуществляется, если учитель обладает потреб­ностью к самообразованию и совершенствованию сво­его педагогического мастерства и определенных исследовательских навыков. Естественно, гностичес­кая (исследовательская) функция предполагает разви­тие умения анализировать, систематизировать, обоб­щать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отно­шения. Все гностические действия человека, например перцептивные, мнемические, мыслительные, оценива­ние и др., включаются в реализацию исследовательской функции учителя. Осуществление этой функции требует хорошо осознанного владения всеми методами педагогической психологии – наблюдением беседой, экспериментом, анкетированием, социометрией и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...