Гуманистическая направленность педагогической деятельности.
Современные гуманистические воспитательные системы при разных концепциях, положенных в их основу, так или иначе выходят на идею педагогической поддержки, которая получает все более широкую известность в педагогике. Понятие «педагогическая поддержка» имеет различное значение. Это деятельность служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей. В том смысле, в котором дальше будет рассматриваться этот термин, — это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.[8] Автор этой концепции О.С. Газман определил данное направление в педагогике как педагогики свободы, цель которой разработать средства для формирования свободоспособной личности. Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс — как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, где доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания - развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как свобода, реализуемая через ответственное служение другим, обнаруживаемая в связях с другими людьми.
Условия обеспечения педагогической поддержки: — согласие ребенка на помощь и поддержку; — опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них; — ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; — совместность, сотрудничество, содействие; — конфиденциальность (анонимность); — доброжелательность; — безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; — реализация принципа «Не навреди»; — рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Факторы, обусловливающие развитие гуманистической позиции педагога: 1. Субъективные, или личностные, внутренние, связанные с самоосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием им основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей; направленностью, компетентностью, умелостью, удовлетворенностью, творчеством. Эту группу факторов можно обозначить через следующие признаки: — потребность в личностном саморазвитии; — принятие себя и ребенка; — позитивное ценностное отношение к себе; — отношение к другому как к самоценности; — уверенность в возможностях и способностях каждого ученика; — установка на личностное поведение вместо ролевого; — отказ от «долженствования» и соответствия чужим ожиданиям; — мотивационная направленность на другого; — готовность к открытому общению; — установка на диалог; — способность открыто выражать свои чувства; — эмоциональная саморегуляция; — способность к взаимодействию; — эмпатийное понимание вместо оценочного; — чувство эмоционального настроя группы и человека, принятие его; — восприимчивость к мере изменений, происходящих в личности и деятельности; — осознание ответственности за собственный выбор; — педагогический такт, деликатность; — общая положительная направленность на педагогическую профессию.
2. Объективные, или внешние, связанные с требованиями профессиональной деятельности, осуществляемой в гуманистической парадигме. Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который: — ориентирован на развитие ребенка (ученика, воспитанника, студента), создает условия для самоопределения, самореализации; помогает в личностном развитии, актуализирует мотивационные ресурсы человека; — владеет технологией индивидуальной и групповой работы, активно участвует в групповом взаимодействии, выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; — умеет работать в диалогических формах и в ситуации выбора; — обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса, использует договор как способ взаимодействия с другими людьми, умеет «работать с целями» разных участников взаимодействия, создает доверительную атмосферу во взаимодействии; — хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности, способен ее перестраивать, учит учиться, самостоятельно решать свои проблемы; — способен брать на себя ответственность. 3. Объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой, т. е.: — наличие рефлексивно-инновационной среды в образовательной системе, совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками; — атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, открытостью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством, организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности, «проживание в гуманистической парадигме» (сборы, клубы, организация отдыха, проведение обучающих семинаров); — объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов, наличие информации о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса, психологизация всего образовательного процесса; — управление по «горизонтальному принципу», личностно ориентированный подход в организации методической службы, открытость образовательной системы, включение в анализ деятельности общественной экспертизы как средства гуманитарной поддержки.
Этапы педагогической поддержки: Диагностический — фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения ее значимости для ребенка.[10] • Поисковый — организация (совместно с ребенком) поиска причин возникновения проблемы/трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»). • Договорный — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме. • Деятельностный: а) действует сам ребенок: со стороны педагога — одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь ученику, постановка себя на место ребенка. • Рефлексивный — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация (фиксирование) факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности. Для любого человека характерно ожидание поддержки или готовность ее оказать — нравственной ли она будет, психологической или педагогической (или даже материальной), зависит от задач и условий деятельности. Особенно она необходима (и ожидаема) в ситуациях поиска и выбора (самоопределения), а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно, поскольку многое он делает впервые при минимуме опыта. Этика поддержки — объяснение с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные:
— ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; — самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка — всегда принимай ребенка таким, каков он есть, в его постоянном изменении; — все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; — не унижай достоинства своей личности и личности ребенка; — дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур; — не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; — доверяя — не проверяй; — признавай право на ошибку и не суди за нее; — умей признать свою ошибку; — защищая ребенка, учи его защищаться; — оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе. Выделение педагогической поддержки в особое направление в профессиональной деятельности влечет за собой изменение позиции педагога (вместо «борьбы с...» — «я помогу тебе»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|