Социально-психологические методы управления персоналом
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Современные подходы к управлению персоналом Методы управления персоналом Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Методы управления персоналом – это способы воздействия на работников и коллективы с целью осуществления, координации их деятельности в процессе функционирования организации. Методы: Ø административные; Ø экономические; Ø социально-психологические. Административные методы управления персоналом Это «методы кнута», т.е. властные методы управления, имеющие прямой характер воздействия. Осуществляются в форме приказов, распоряжений, контроля. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические методы управления персоналом Носят косвенный характер воздействия, основываясь на экономических интересах работника. Такие методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма. В советский период предметом регулирования экономическими методами считались централизованное планирование, хозяйственный расчёт, заработная плата, т.е. имело место узкое толкование роли и места экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых решений и рычагов регулирования на уровне предприятия. Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики.
Руководитель предприятия может с помощью оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда – сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня. Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов. В качестве примера проявления экономических методов управления персонала можно привести следующее: · Технико-экономический анализ. · Технико-экономическое обоснование. · Технико-экономическое планирование. · Экономическое стимулирование. · Финансирование. · Мотивация трудовой деятельности. · Оплата труда. · Капиталовложения. · Ценообразование. · Участие в прибылях и капитале. · Налогообложение. · Установление экономических норм и нормативов. · Страхование. · Установление материальных санкций и поощрений. Социально-психологические методы управления персоналом Это «методы убеждения» - основываются на использовании морального воздействия и социального механизма управления, основными элементами которого являются система взаимоотношений в коллективе и социальные потребности.
По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: · социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); · психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека). Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов. Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Социально-психологические методы включают: · социальный анализ в коллективе; · социальное планирование; · создание творческой атмосферы; · участие работников в управлении; · социальная и моральная мотивация и стимулирование; · удовлетворение культурных и духовных потребностей; · формирование коллективов, групп; · психологическое воздействие на работников; · создание благоприятного социально-психологического климата; · установление социальных норм поведения; · развитие у работников инициативы и ответственности; · установление моральных санкций и поощрений. Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, контроля, анализа, учета). По этому признаку выделяют следующие методы: наем, отбор и прием персонала, деловая оценка персонала, социализация, профориентация и трудовая адаптация, мотивация трудовой деятельности и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|