Понятие и сущность организационной структуры управления, её состав и назначение. — МегаЛекции
Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Понятие и сущность организационной структуры управления, её состав и назначение.




Под организационной структурой управления понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могуч передаваться только одним доминантным лицом – руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения повеем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем.

Функциональная структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным фикциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления. В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения (блока) соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.

Структуризация организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев; по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация).

Проектная структура формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.

Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.



Сравнительный анализ основных моделей местного самоуправления в развитых демократиях.

В своей основе классификация моделей МСУ сходна с выделением систем права:

- англосаксонская (английская или англо-американская: Великобритания, США, Канада, Австралия, Ирландия, Индия, Новая Зеландия);

- континентальная (европейская или французская: Франция, Италия, Испания);

- смешанная (гибридная) система (Австрия, Германия, Япония);

- семидесятилетнее существование особого политического и общественного уклада в нашей стране позволяет также говорить о советской модели организации местной власти (Китай);

- скандинавская система (Дания, Финляндия).

Основной чертой англосаксонской модели является отсутствие полномочных представителей центральных органов власти, опекающих органы власти на местах. Муниципалитеты автономны и не подчиняются вышестоящим органам. Хоум рул определяется в американской литературе как «правомочность муниципалитета вести свои дела без вмешательства штата». Город сам регулирует полномочия муниципалитета, разрабатывая хартию, которая принимается им либо самостоятельно (референдумом), либо с утверждения легислатуры штата.

Сочетание прямого государственного управления на местах и местного самоуправления, построение определенной иерархической пирамиды является основной чертой континентальной системы местного самоуправления. Поскольку ее родиной является Франция, данную систему именуют еще французской.
Поскольку нельзя говорить о «чистоте» данных классификаций, необходимо упомянуть смешанную (гибридную) систему. Помимо таких развитых стран, как Германия, Австрия и Япония, данная система свойственна так называемым странам «третьего мира», где заимствованные у развитых демократий модели местного самоуправления перегружены жесткой административной опекой. Например, местное самоуправление Индии в силу колониального прошлого во многом напоминает британское. Вместе с тем здесь функционирует совершенно не свойственное английской модели прямое государственное управление на местах через назначаемых сверху чиновников, которое охватывает все уровни административно-территориального деления.

Местное самоуправление в скандинавских странах имеет давние традиции. В Норвегии оно было введено в 1837 году после нескольких лет конфликта между норвежским парламентом и королем Швеции. В Дании законы, касающиеся местного самоуправления в городских муниципалитетах, действуют с 1837 года. В Швеции первые законы о местном самоуправлении появились в 1862 году, в Финляндии — в период с 1865 по 1873 год. В каждой из упомянутых стран, кроме Норвегии, положения о местном самоуправлении внесены в конституции.
Во всех четырех странах структуры местного самоуправления могли опереться на традиции самоорганизации, прежде всего в сфере управления делами церковных общин. В связи с этим церковное административное деление стран на приходы было использовано в качестве основы для создания единиц местного самоуправления.

 


Содержание и сущность программно-целевого управления.

Программно-целевое планирование и управление – вид планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели- пути - способы - средства». При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Применение программно-целевого подхода в управлении позволяет создать условие для комплексного развития муниципалитета, обеспечивает целевую ориентацию и обоснованность принимаемых управленческих решений, усиливает функции планирования и контроля в управлении. Для создания комплексной программы требуется обширная аналитическая, исследовательская работа, изучение общественного мнения, проведение экспертизы и уточнения отдельных существующих программ.

Говоря о программно-целевом управлении и целевых комплексных программах как о главном инструменте его осуществления, следует упомянуть организационный аспект программно-целевого управления. Программный подход в управлении экономикой распространяется и на организационные структуры управления экономикой в целом, регионами, отраслями, производственными единицами в виде предприятий, фирм, компаний. Если иерархическая организационная структура управления экономическим объектом строится исходя из решаемых им проблем, осуществляемых программ, то ее принято именовать программной структурой управления.

В условиях централизованного управления основным способом осуществления программ является директивное воздействие на назначенных исполнителей, включение программных заданий в государственныe планы и ресурсное обеспечение программы за счет централизованных источников. В условиях ограниченного государственного регулирования, свойственного рыночной экономике, одноканальное распорядительное воздействие на исполнителей программных мероприятий заменяется многоканальным воздействием. Оно включает государственные задания на осуществление мероприятий программы государственными органами и организациями, конкурсный государственный программный заказ, реализуемый в форме договоров, контрактов между государственными заказчиками и исполнителями, а также создание государственных (включая региональные) льгот, стимулов, способствующих привлечению заинтересованных исполнителей. В экономике рыночного типа источники ресурсного обеспечения программ могут далеко выходить за рамки государственного и местных бюджетов, включать средства хозяйствующих субъектов, заинтересованных в осуществлении программы, инвестиции банков и других финансовых институтов, кредиты, поступления от продажи ценных бумаг, безвозмездную помощь, другие внебюджетные источники. Несмотря на различия в способах осуществления программных мероприятий и в ресурсных источниках программ в странах с централизованной и рыночной экономикой во многом методология программно-целевого управления универсальна, не зависит от типа использующей это управление социально-экономической системы.

 

 





©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.