Проведение раскопок и музеефикация археологических памятников
В процессе музеефикации необходимо учитывать разницу в подходах к памятнику археологии у археологов и музейных работников. Для первых главное — выявление и максимальное исследование памятника. Причем, чаще всего эти исследования завершаются его разрушением. И это разрушение изначально заложено в методике проведения раскопок. Задача музейных работников — сохранение, популяризация и дополнительное исследование выявленных памятников. Для выполнения этой функции, естественно, надо иметь сам музейный предмет. Его-то зачастую и не хватает после завершения раскопок. Что же касается соотношения методики археологических исследований и интересов музеефикации, то эта сложная проблема, на наш взгляд, может быть решена в пользу музеефикации. Рассмотрим несколько наиболее характерных примеров, когда методика проведения археологических исследований вступает в противоречие с задачами музеефикации. Довольно часто в исторически ценной части поселения позднейшими строительными работами уничтожается более ранний культурный слой. Скажем, средневековый слой нарушает слой раннего железного века, а постсредневековый объект (например, хорошо сохранившаяся деревянная мостовая 2-й пол. XVII в.) строится на безусловно исторически ценных, но невыразительных (с точки зрения музейщика) и с трудом реконструируемых остатках средневекового объекта. Таким образом, основное методическое требование — разборка и раскопка до материка зачастую не имеет смысла, так как основание только что разобранного объекта может покоиться на частично либо полностью разрушенном более раннем слое. Хорошо, если речь идет о деревянном сооружении, каменных остатках, сложенных без применения связующих растворов (либо с сильно поврежденными связующими швами) — эти объекты, после консервации их элементов можно заново собрать. Но как быть с сооружениями из глины, кирпича-сырца, разборка которых приведет к их полному уничтожению? В результате — соблюдается методика, но гибнет интересный объект, который можно было бы сделать частью музейной экспозиции.
Можно предложить такой компромиссный подход. Если на памятнике обнаружен хорошо сохранившийся объект (например, остатки средневековой постройки) и точно известно о наличии под ним более раннего культурного слоя, то предпочтительнее будет сохранить этот объект, не выбирая ранний слой. Представляется, что можно пожертвовать неисследованными 100-200 кв. м раннего слоя для сохранения пусть и более позднего, но аттрактивного объекта. А общую картину существования на месте позднего, поселения более раннего города могут дать другие раскопы на этом памятнике. Впрочем, этот вопрос остается открытым для дискуссий... Также в целях сохранения только что раскопанных объектов раскопки можно вести методом «подвижного» раскопа, когда выбираемый грунт не выносится за пределы раскопа, им засыпаются уже раскопанные и зафиксированные сооружения (например, землянки, ямы и т.п.). Такой способ естественной консервации представляется наиболее простым и эффективным, если нет возможности провести оперативную полевую консервацию с использованием химических средств. Правда, при этом нарушается важное методическое требование: невозможна фотофиксация общего вида раскопа. Раскопки земляных валов и рвов можно вести небольшим участком (такой ширины, которая потребуется для обеспечения безопасного проведения работ). Это позволит снизить риск разрушения археологического объекта. Важно помнить, что раскрытие объекта из-под дернового покрова — первый шаг к его постепенному разрушению (если не при помощи лопаты, то от воздействия окружающей среды). Это касается не только земляных объектов, но и сооружений сложенных из известняка, мела и ряда других материалов. Таким образом, методика раскопочных работ на памятниках, где запланирована музеефикация объектов, должна учитывать интересы музеефикации.
В литературе уже подчеркивалась необходимость создания комплексных экспедиций, куда включались бы не только археологи, но и специалисты-музеологи, реставраторы. Примеров создания подобных групп в «средневековых» экспедициях мы пока не имеем. Реализованные проекты, как правило, не являются плодом коллективного творчества археологов, реставраторов, музейных работников. Примером может служить Довмонтов город, музеефикация которого вызвала резкую критику археологов. Большинство из известных нам проектов создания археологических заповедников преследуют основную цель — сохранение археологического наследия для проведения раскопок. Однако это половинчатая мера, которая нуждается в корректировке. Таким образом, проблема соотношения методики проведения раскопок и музеефикации памятников археологии пока еще весьма актуальна. Создание экспозиции.
Эта проблема сводится к решению двух основных вопросов: «Что показывать?» и «Как показывать?». Ответы на эти вопросы можно получить, рассмотрев критерии отбора археологических памятников (объектов) для музеефикации, формы использования памятников археологии в музейной деятельности и способы показа памятников. Критерии отбора археологических памятников (объектов) для музеефикации: —историческая значимость; —сохранность памятника (объекта); —информативность; —доступность; —современное значение. Если четыре первых критерия не нуждаются в более подробном объяснении, то на тезисе о необходимости учета современного значения археологического памятника (объекта) следует остановиться чуть подробнее. При проектировании музея, его организаторы должны представлять себе, чем этот музей сможет выделиться из ряда других музеев такого же типа (от этого зависит деятельность музея, его популярность у населения). Например, «Аркаим» — не просто памятник эпохи бронзы, но и место паломничества астрологов, магов всех мастей. Организаторы музея удачно использовали идеи об Аркаиме, как прародине арийской расы, как о святом месте, «заряженном» некоей потусторонней энергией. В результате — огромная популярность у туристов, и как следствие — возможность проводить научные исследования. Другой пример — Булгарское городище. Среди большинства мусульман России Булгар известен не просто как один из главных городов Волжской Булгарии, но прежде всего, как место принятия ислама предками современных татар. Как и сто и двести лет назад, городище ныне является местом паломничества для групп мусульман. В связи с этим организация заповедника на этом месте в принципе была оправдана. Однако ныне эта «символичность» почти никак не используется.
Критерии отбора могут варьироваться, так как есть определенная разница между музеефикацией памятника в условиях города и вне городской среды. Можно выделить два основных типа археологических музеев: —городской археологический музей; —археологический музей, расположенный вне черты города. Есть определенная разница в способах и методах музеефикации памятников археологии в городских и внегородских условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|