Обеспечения единства измерений
Деятельность, направленная на обеспечение единства измерений в стране, достаточно разнородна: это и разработка содержательной части метрологических норм и правил, и установление их рациональной структуры, техническое обеспечение, установление сферы действия, гармонизация с международными документами и многое другое. Практика и накопленный опыт работ по обеспечению единства измерений потребовали сведения их в единый комплекс с единым центром, позволяющим осуществлять их четкую координацию. В Российской Федерации данные работы объединены в Государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ). Положения ГСИ столь важны для практической деятельности, что получили выражение в рамках федерального нормативного документа — ГОСТ Р 8.000—2000. Что же включает в себя ГСИ и каковы функции этой системы? Назначение ГСИ — обеспечение единства измерений в стране, т.е. управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности с целью обеспечения установления и применения научных, правовых, организационных и технических основ, правил, норм и средств, необходимых для достижения требуемого уровня единства измерений. ♦ Под единством измерений в настоящее время принято понимать такое их состояние, при котором результаты измерений выражены в узаконенных единицах физических величин, а погрешность измерений не выходит за установленные границы с заданной вероятностью. ♦ ГСИ состоит из трех подсистем: организационной, правовой итехнической. Главная, стратегическая цель этой деятельности — охрана прав и законных интересов отдельных граждан, предприятий (организаций) и экономики всей страны в целом, установленного правопорядка, а также содействие экономическому и социальному развитию страны путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах жизни общества на основе конституционных норм, законов, постановлений Правительства РФ и другой нормативной и рекомендательной документации. Достижение указанной цели невозможно без создания общегосударственных правовых (включая документы, носящие нормативный и рекомендательный характер), организационных, технических и экономических предпосылок и предоставления всем субъектам деятельности по обеспечению единства измерений возможности оценивать правильность выполняемых измерений и уровень их влияния на результаты деятельности, основанной на результатах измерений. В связи с этим основными задачами ГСИ являются:
• разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений; • организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц физических величин и передачи их размеров; • установление системы единиц физических величин и шкал измерений, допускаемых к применению; • установление основных понятий метрологии, унификация их терминов и определений; • установление экономически рациональной системы государственных эталонов; • создание, утверждение, применение и совершенствование государственных эталонов; • установление систем (по видам измерений) передачи размеров единиц физических величин от государственных эталонов другим средствам измерений; • создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов, комплектных поверочных установок и лабораторий; • установление общих метрологических требований к эталонам, средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам поверки (калибровки) средств измерений и других требований, соблюдение которых необходимо для обеспечения единства измерений;
• разработка и экспертиза документов правового, экономического и нормативного характера в части обеспечения единства измерений, в том числе соответствующих разделов федеральных и региональных государственных программ; • осуществление государственного метрологического контроля в форме поверки средств измерений; проведения испытаний с целью утверждения типа средств измерений; лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений; • осуществление государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений; эталонами единиц физических величин; аттестованными методиками выполнения измерений; соблюдением метрологических правил и норм; количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже; • аттестация методик выполнения измерений; • калибровка и сертификация средств измерений, не входящих в сферы государственного метрологического контроля и надзора; • аккредитация метрологических служб и иных юридических или физических лиц по различным видам метрологической деятельности; • участие в работе международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений; • подготовка специалистов-метрологов; • информационное обеспечение по метрологическим вопросам; • совершенствование и развитие ГСИ; • другие вопросы обеспечения единства измерений. Правовая подсистема ГСИ Правовая подсистема ГСИ — это комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам деятельности по обеспечению единства измерений. Правовую подсистему составляют документы, регламентирующие: • совокупность узаконенных единиц величин и шкал измерений; • терминологию и определения в области метрологии; • воспроизведение и передачу размеров единиц величин и шкал измерений:
• способы и форму представления результатов измерений и характеристик их погрешности; • методы оценивания погрешности и неопределенности измерений; • порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений; • комплексы нормируемых метрологических характеристик средств измерений; • методы установления и корректировки межповерочных (рекомендуемых межкалибровочных) интервалов; • порядок проведения испытаний в целях утверждения типа и сертификации средств измерений; • порядок проведения поверки и калибровки средств измерений; • порядок осуществления метрологического контроля и надзора; • порядок лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений; • типовые задачи, права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц; • порядок аккредитации метрологических служб по различным направлениям метрологической деятельности; • порядок аккредитации поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля; • государственные поверочные схемы; • методики поверки (калибровки) средств измерений; • методики выполнения измерений. Структуру документов правовой подсистемы ГСИ определяет основополагающий Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. В соответствии с этим законом предусматриваются три основных вида нормативных документов, устанавливающих порядок и содержание работ в области обеспечения единства измерений: технические регламенты, национальные стандарты и стандарты предприятий. Но поскольку срок перехода на новую структуру нормативной документации установлен 7 лет (до 1 июля 2010 г.), то в настоящее время продолжают действовать до отмены нормативные документы, не входящие в приведенный перечень: государственные стандарты, различного рода инструкции, правила, методики и т.п. В перспективе же обязательные требования к параметрам продукции, соблюдение которых контролируется государством, т.е. на измерительные процедуры которых распространяются положения и требования государственного метрологического контроля и надзора будут сведены в технические регламенты. Национальные стандарты будут содержать рекомендации, выполнение которых обеспечит получение продукции, отвечающей современным международным требованиям. Стандарты предприятия будут предназначены для установления внутрифирменных норм и правил. Наряду с Федеральным законом «О техническом регулировании» продолжает действовать Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Этот закон был принят в 1993 г., и, естественно, многие его положения устарели. 13 ноября 2007 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении был принят проект Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» № 5405—4 ГД. Главное, что предстоит учесть в готовящейся новой редакции Закона, — это отход государства от тотального контроля за качеством продукции, предоставление больших прав предпринимателям, обеспечение защиты прав потребителей и отказ от отраслевой структуры правительства. Несмотря на это действующий Закон имеет для экономики России первостепенное значение и на его положениях базируется действующая ныне ГСИ. Рассмотрим вкратце его основные положения.
Прежде всего, Законом «Об обеспечении единства измерений» установлены структура и функции государственного управления деятельностью по обеспечению единства измерений, государственный контроль и надзор за состоянием и применением средств измерений (государственный метрологический контроль и надзор), определены его виды и сферы распространения. К числу последних отнесены: здравоохранение, охрана окружающей среды, безопасность, торговые операции, оборона государства, геодезические и гидрометеорологические работы, государственные учетные, банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции, испытания и контроль качества продукции для установления его соответствия стандартам и другим нормативным документам и т.д. К сожалению, в Законе отсутствует четкое определение терминов «контроль» и «надзор». Являясь до определенной степени синонимами, контроль и надзор разделяются приписываемыми им Законом функциями. Государственный метрологический контроль включает в себя: • проведение государственным научно-метрологическим центром или другой специализированной организацией, аккредитованной в установленном государством порядке на право проведения соответствующих работ, испытаний средств измерений с целью утверждения их типов;
• поверку средств измерений органами государственной метрологической службы (или другими аккредитованными органами) с целью определения их пригодности к применению на основании экспериментально определенных метрологических характеристик и подтвержденного соответствия установленным обязательным требованиям; • лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений на основе подтверждения готовности соответствующих предприятий и физических лиц к выполнению необходимых для соблюдения единства измерений норм и правил. Таким образом, государственный метрологический контроль направлен на то, чтобы исключить возможность получения измерительной информации вне единой информационно-измерительной сети страны, которую составляют средства измерений, прошедшие на этапе внедрения, обязательные испытания с последующим утверждением типа средств измерений, поверенные уполномоченными органами метрологической службы и изготовленные, ремонтируемые и продаваемые юридическими или физическими лицами лишь при наличии у них специального разрешения — лицензии. Такой порядок позволяет эффективно поддерживать единство измерений в стране. Государственный метрологический контроль — это жесткое управляющее воздействие государства на экономику. Конечно, во многом его технология — наследство государственной собственности на средства производства, которое было в нашей стране на протяжении достаточно большого периода времени. С развитием частной собственности формы и сферы действия контроля могут быть изменены, что должно найти отражение в готовящейся новой редакции Закона «Об обеспечении единства измерений». Второй составляющей государственного управления с целью обеспечения единства измерений в стране является государственный метрологический надзор — система плановых и внеочередных проверок соблюдения требований законов, стандартов, технических регламентов и других нормативных документов ГСИ на предприятиях всех форм собственности. Цель таких проверок — защита интересов граждан и государства от отрицательных последствий нарушения единства измерений в стране. Наиболее распространенной формой государственного метрологического надзора является проверка выпуска, состояния и применения средств измерений. Надзору также подлежат аттестованные методики выполнения измерений, соблюдение других установленных метрологических правил и норм, количество товаров при их реализации, а также в упаковках любого вида при расфасовке. Государственный метрологический контроль и надзор распространяются в соответствии с действующей редакцией Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» на строго ограниченное количество сфер, которые можно сгруппировать следующим образом: • здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда; • торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов; • государственные учетные операции; • внешняя и внутренняя безопасность государства; • геодезические и гидрометеорологические работы; • банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; • производство продукции для государственных нужд; • испытания и контроль качества продукции по установленным обязательным показателям с целью подтверждения ее соответствия; • измерения, проводимые по поручениям судов, прокуратуры и федеральных органов исполнительной власти; • регистрация национальных и международных спортивных достижений. В остальных сферах экономики, а это в основном производственные сферы, задачи государственного метрологического контроля и надзора существенно сокращены за счет предоставления большей самостоятельности предприятиям. Последние проводят работы по обеспечению единства измерений самостоятельно и государство контролирует, как правило, только их организацию и качество. Основными задачами метрологического контроля, проводимого предприятиями самостоятельно, являются калибровка и сертификация средств измерений. В соответствии с положениями Закона все средства измерений, эксплуатирующиеся в стране, должны быть подвергнуты поверке или калибровке в зависимости от сферы их применения. Средства измерений, применяющиеся в сфере действия государственного метрологического контроля и надзора, подлежат поверке. По желанию собственника средства измерений, применяемые вне указанной сферы, могут быть подвергнуты или поверке, или калибровке. Для того чтобы понять различие между поверкой и калибровкой, приведем установленные определения содержания указанных работ. ♦ Поверка средства измерений — совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими, уполномоченными на то органами или организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям. ♦ Как следует из приведенного определения, поверка — это операция экспериментальной проверки соответствия метрологических характеристик средства измерений установленным значениям, т.е., по сути, операция допускового контроля. Если характеристики средства измерений входят в установленный диапазон возможных значений, то средство измерений признается годным; если не входят (выходят), то оно по результатам поверки признается непригодным к дальнейшему применению (выбраковывается). ♦ Калибровка средства измерений — совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору. ♦ Первое отличие калибровки от поверки, как это следует из их определений, — неустановленность ее исполнителя. Второе отличие состоит в том, что поверка должна дать однозначный ответ о соответствии или несоответствии средства измерений установленным требованиям, а калибровка предусматривает определение действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности его к применению. На основе результатов калибровки средство измерений может быть признано пригодным к применению в данном конкретном технологическом процессе, даже если его реальные метрологические характеристики вышли за допусковые значения, установленные при испытаниях и утверждении типа, но удовлетворяют требованиям к конкретному измерительному процессу. Кроме указанных различий, поверка и калибровка во многом схожи, так как основаны на передаче размера единицы измеряемой величины от одних и тех же эталонов по одним и тем же методикам. Поэтому в задачи ГСИ входит правовая, организационная и техническая поддержка работ по калибровке средств измерений, выполняемая специальным органом — Российской системой калибровки. Следует отметить, что до принятия Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» правовые нормы в области метрологии устанавливались постановлениями Правительства. С его принятием (1993) впервые у нас в стране законодательно было установлено немало нововведений в области обеспечения единства измерений: • от установления единой терминологии до введения лицензирования метрологической деятельности в стране; • впервые законодательно введено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; • были пересмотрены правила калибровки, введена добровольная сертификация средств измерений; • пересмотрены правовые, организационные и экономические основы метрологии; • установлена организационная структура государственного управления обеспечением единства измерений, а также предусмотрена ответственность за нарушение законодательства по метрологии. Закон стал базой для создания в России новой системы измерений и ее взаимодействия с национальными системами измерений зарубежных стран, в нем определены наиболее общие положения и принципы метрологической деятельности в стране с учетом особенностей начального периода перехода к рыночной экономике. 12-летний опыт применения Закона выявил ряд пробелов в правовом регулировании, несогласованность ряда положений этого Закона с нормативными правовыми актами, принятыми в последние годы, несоответствие основ деятельности в этой области современному уровню развития национальной экономики, а также международному законодательству и международной практике. Основная идея нового законопроекта — обеспечение единства измерений внутри страны, а также во взаимоотношениях Российской Федерации и ее хозяйствующих субъектов с зарубежными странами с учетом изменений в экономике, внешней и внутренней политике, структуре и задачах органов исполнительной власти, подготовка страны к вступлению в ВТО. В этом смысле новый законопроект является прямым продолжением Закона 1993 г. Развитие системы технического регулирования тесно связано с реформированием действующей системы обеспечения единства измерений, так как применяемые при оценке соответствия и государственном контроле и надзоре правила и методы измерений непосредственно влияют на их результаты. Обеспечение единства измерений в Российской Федерации является одной из важнейших государственных задач еще и потому, что оно существенно влияет и на другие сферы общественных, налоговых и имущественных отношений, а также на развитие экономики в целом, поскольку результаты деятельности в этой сфере: (1) направлены на защиту прав и законных интересов государства, граждан и юридических лиц от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; (2) создают необходимые условия для получении объективной, достоверной и сопоставимой измерительной информации, используемой в целях обеспечения здоровья граждан, обороны и безопасности государства, имущественных интересов граждан и при совершении налоговых и таможенных операций; (3) оказывают существенное влияние на развитие науки и техники, а также на качество и конкурентоспособность продукции, работ и услуг; (4) лежат в основе справедливой торговли на внутреннем и международном рынках, способствуют снижению технических барьеров в торговле. Техническая подсистема ГСИ Техническую подсистему ГСИ составляют: • совокупность межгосударственных, государственных эталонов и эталонов единиц величин и шкал измерений; • совокупность военных эталонов — резерва государственных эталонов; • совокупность стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; • совокупность стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов; • средства измерений и испытательное оборудование, необходимое для осуществления метрологического контроля и надзора; • совокупность специальных зданий и сооружений для проведения высокоточных измерений в метрологических целях; • совокупность научно-исследовательских, эталонных, испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (в том числе передвижных) и их оборудования. Организационная подсистема ГСИ Организационную подсистему ГСИ составляют: • Государственная метрологическая служба (ГМС); • иные государственные службы обеспечения единства измерений (ОЕИ); • метрологические службы (МС) федеральных органов исполнительной власти (в том числе Метрологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющая деятельность по ОЕИ в сфере обороны и безопасности) и юридических лиц (МСЮЛ). В настоящее время в Государственную метрологическую службу входят: • департамент технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ (Мин-промэнерго РФ); • подразделения центрального аппарата Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ (Ростехрегулирование РФ); • государственные научные метрологические центры (ГНМЦ); • территориальные органы ГМС, действующие на соответствующих территориях (республики, входящие в РФ; автономные области; автономные округа; края; области; округа и города). К иным государственным службам ОЕИ относятся: • Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ); • Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО); • Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Функции, структуру, права и обязанности метрологических служб и иных служб ОЕИ устанавливают законодательными и подзаконными актами, в том числе межотраслевыми нормативными документами, а также положениями об этих службах. Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|