Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечения единства измерений




Деятельность, направленная на обеспечение единства измере­ний в стране, достаточно разнородна: это и разработка содержа­тельной части метрологических норм и правил, и установление их рациональной структуры, техническое обеспечение, установ­ление сферы действия, гармонизация с международными доку­ментами и многое другое. Практика и накопленный опыт работ по обеспечению единства измерений потребовали сведения их в единый комплекс с единым центром, позволяющим осуществлять их четкую координацию. В Российской Федерации данные рабо­ты объединены в Государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ). Положения ГСИ столь важны для практиче­ской деятельности, что получили выражение в рамках федераль­ного нормативного документа — ГОСТ Р 8.000—2000. Что же включает в себя ГСИ и каковы функции этой системы?

Назначение ГСИ — обеспечение единства измерений в стра­не, т.е. управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности с целью обеспечения установления и применения научных, правовых, организационных и технических основ, правил, норм и средств, необходимых для достижения требуемо­го уровня единства измерений.

♦ Под единством измерений в настоящее время принято понимать такое их состояние, при котором результаты измерений выражены в узаконенных единицах физических величин, а погрешность из­мерений не выходит за установленные границы с заданной вероят­ностью. ♦

ГСИ состоит из трех подсистем: организационной, правовой итехнической.

Главная, стратегическая цель этой деятельности — охрана прав и законных интересов отдельных граждан, предприятий (организаций) и экономики всей страны в целом, установленно­го правопорядка, а также содействие экономическому и соци­альному развитию страны путем защиты от отрицательных по­следствий недостоверных результатов измерений во всех сферах жизни общества на основе конституционных норм, законов, по­становлений Правительства РФ и другой нормативной и реко­мендательной документации. Достижение указанной цели не­возможно без создания общегосударственных правовых (вклю­чая документы, носящие нормативный и рекомендательный ха­рактер), организационных, технических и экономических пред­посылок и предоставления всем субъектам деятельности по обеспечению единства измерений возможности оценивать пра­вильность выполняемых измерений и уровень их влияния на результаты деятельности, основанной на результатах измерений. В связи с этим основными задачами ГСИ являются:

• разработка оптимальных принципов управления деятель­ностью по обеспечению единства измерений;

• организация и проведение фундаментальных научных ис­следований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц физиче­ских величин и передачи их размеров;

• установление системы единиц физических величин и шкал измерений, допускаемых к применению;

• установление основных понятий метрологии, унификация их терминов и определений;

• установление экономически рациональной системы госу­дарственных эталонов;

• создание, утверждение, применение и совершенствование государственных эталонов;

• установление систем (по видам измерений) передачи раз­меров единиц физических величин от государственных эталонов другим средствам измерений;

• создание и совершенствование вторичных и рабочих эта­лонов, комплектных поверочных установок и лабораторий;

• установление общих метрологических требований к этало­нам, средствам измерений, методикам выполнения изме­рений, методикам поверки (калибровки) средств измерений и других требований, соблюдение которых необходимо для обеспечения единства измерений;

• разработка и экспертиза документов правового, экономического и нормативного характера в части обеспечения единства измерений, в том числе соответствующих разделов фе­деральных и региональных государственных программ;

• осуществление государственного метрологического контроля в форме поверки средств измерений; проведения испытаний с целью утверждения типа средств измерений; лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;

• осуществление государственного метрологического надзо­ра за выпуском, состоянием и применением средств изме­рений; эталонами единиц физических величин; аттестованными методиками выполнения измерений; соблюдением метрологических правил и норм; количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; количе­ством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;

• аттестация методик выполнения измерений;

• калибровка и сертификация средств измерений, не входя­щих в сферы государственного метрологического контроля и надзора;

• аккредитация метрологических служб и иных юридических или физических лиц по различным видам метрологиче­ской деятельности;

• участие в работе международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений;

• подготовка специалистов-метрологов;

• информационное обеспечение по метрологическим во­просам;

• совершенствование и развитие ГСИ;

• другие вопросы обеспечения единства измерений.

Правовая подсистема ГСИ Правовая подсистема ГСИ — это комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных ак­тов, объединенных общей целевой направленностью и устанав­ливающих согласованные требования к взаимосвязанным объек­там деятельности по обеспечению единства измерений. Право­вую подсистему составляют документы, регламентирующие:

• совокупность узаконенных единиц величин и шкал из­мерений;

• терминологию и определения в области метрологии;

• воспроизведение и передачу размеров единиц величин и шкал измерений:

• способы и форму представления результатов измерений и характеристик их погрешности;

• методы оценивания погрешности и неопределенности из­мерений;

• порядок разработки и аттестации методик выполнения из­мерений;

• комплексы нормируемых метрологических характеристик средств измерений;

• методы установления и корректировки межповерочных (рекомендуемых межкалибровочных) интервалов;

• порядок проведения испытаний в целях утверждения типа и сертификации средств измерений;

• порядок проведения поверки и калибровки средств изме­рений;

• порядок осуществления метрологического контроля и надзора;

• порядок лицензирования деятельности юридических и фи­зических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прока­ту средств измерений;

• типовые задачи, права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц;

• порядок аккредитации метрологических служб по различ­ным направлениям метрологической деятельности;

• порядок аккредитации поверочных, калибровочных, изме­рительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля;

• государственные поверочные схемы;

• методики поверки (калибровки) средств измерений;

• методики выполнения измерений.

Структуру документов правовой подсистемы ГСИ определяет основополагающий Федеральный закон «О техническом регули­ровании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. В соответствии с этим законом предусматриваются три основных вида нормативных документов, устанавливающих порядок и содержание работ в области обеспечения единства измерений: технические регла­менты, национальные стандарты и стандарты предприятий. Но поскольку срок перехода на новую структуру нормативной документации установлен 7 лет (до 1 июля 2010 г.), то в настоящее время продолжают действовать до отмены нормативные доку­менты, не входящие в приведенный перечень: государственные стандарты, различного рода инструкции, правила, методики и т.п. В перспективе же обязательные требования к параметрам продукции, соблюдение которых контролируется государством, т.е. на измерительные процедуры которых распространяются положения и требования государственного метрологического контроля и надзора будут сведены в технические регламенты. Национальные стандарты будут содержать рекомендации, вы­полнение которых обеспечит получение продукции, отвечающей современным международным требованиям. Стандарты пред­приятия будут предназначены для установления внутрифирмен­ных норм и правил. Наряду с Федеральным законом «О техни­ческом регулировании» продолжает действовать Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Этот закон был принят в 1993 г., и, естественно, многие его положения устарели. 13 но­ября 2007 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении был принят проект Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» № 5405—4 ГД. Главное, что предстоит учесть в готовящейся новой редакции Закона, — это отход государства от тотального контроля за качеством про­дукции, предоставление больших прав предпринимателям, обес­печение защиты прав потребителей и отказ от отраслевой струк­туры правительства. Несмотря на это действующий Закон имеет для экономики России первостепенное значение и на его поло­жениях базируется действующая ныне ГСИ. Рассмотрим вкратце его основные положения.

Прежде всего, Законом «Об обеспечении единства измере­ний» установлены структура и функции государственного управления деятельностью по обеспечению единства измере­ний, государственный контроль и надзор за состоянием и при­менением средств измерений (государственный метрологиче­ский контроль и надзор), определены его виды и сферы рас­пространения. К числу последних отнесены: здравоохранение,

охрана окружающей среды, безопасность, торговые операции, оборона государства, геодезические и гидрометеорологические работы, государственные учетные, банковские, налоговые, та­моженные и почтовые операции, испытания и контроль каче­ства продукции для установления его соответствия стандартам и другим нормативным документам и т.д.

К сожалению, в Законе отсутствует четкое определение тер­минов «контроль» и «надзор». Являясь до определенной степени синонимами, контроль и надзор разделяются приписываемыми им Законом функциями.

Государственный метрологический контроль включает в себя:

• проведение государственным научно-метрологическим центром или другой специализированной организацией, аккредитованной в установленном государством порядке на право проведения соответствующих работ, испытаний средств измерений с целью утверждения их типов;

• поверку средств измерений органами государственной метрологической службы (или другими аккредитованными органами) с целью определения их пригодности к приме­нению на основании экспериментально определенных метрологических характеристик и подтвержденного соот­ветствия установленным обязательным требованиям;

• лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений на основе подтвер­ждения готовности соответствующих предприятий и физи­ческих лиц к выполнению необходимых для соблюдения единства измерений норм и правил.

Таким образом, государственный метрологический контроль направлен на то, чтобы исключить возможность получения из­мерительной информации вне единой информационно-измери­тельной сети страны, которую составляют средства измерений, прошедшие на этапе внедрения, обязательные испытания с по­следующим утверждением типа средств измерений, поверенные уполномоченными органами метрологической службы и изго­товленные, ремонтируемые и продаваемые юридическими или физическими лицами лишь при наличии у них специального разрешения — лицензии. Такой порядок позволяет эффективно поддерживать единство измерений в стране. Государственный метрологический контроль — это жесткое управляющее воздей­ствие государства на экономику. Конечно, во многом его технология — наследство государственной собственности на средства производства, которое было в нашей стране на протяжении дос­таточно большого периода времени. С развитием частной собст­венности формы и сферы действия контроля могут быть изме­нены, что должно найти отражение в готовящейся новой редак­ции Закона «Об обеспечении единства измерений».

Второй составляющей государственного управления с целью обеспечения единства измерений в стране является государст­венный метрологический надзор — система плановых и внеоче­редных проверок соблюдения требований законов, стандартов, технических регламентов и других нормативных документов ГСИ на предприятиях всех форм собственности. Цель таких проверок — защита интересов граждан и государства от отрица­тельных последствий нарушения единства измерений в стране. Наиболее распространенной формой государственного метроло­гического надзора является проверка выпуска, состояния и применения средств измерений. Надзору также подлежат атте­стованные методики выполнения измерений, соблюдение других установленных метрологических правил и норм, количество то­варов при их реализации, а также в упаковках любого вида при расфасовке.

Государственный метрологический контроль и надзор рас­пространяются в соответствии с действующей редакцией Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» на строго ограничен­ное количество сфер, которые можно сгруппировать следующим образом:

• здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

• торговые операции и взаимные расчеты между покупате­лем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов;

• государственные учетные операции;

• внешняя и внутренняя безопасность государства;

• геодезические и гидрометеорологические работы;

• банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

• производство продукции для государственных нужд;

• испытания и контроль качества продукции по установлен­ным обязательным показателям с целью подтверждения ее соответствия;

• измерения, проводимые по поручениям судов, прокурату­ры и федеральных органов исполнительной власти;

• регистрация национальных и международных спортивных достижений.

В остальных сферах экономики, а это в основном производст­венные сферы, задачи государственного метрологического кон­троля и надзора существенно сокращены за счет предоставления большей самостоятельности предприятиям. Последние проводят работы по обеспечению единства измерений самостоятельно и государство контролирует, как правило, только их организацию и качество. Основными задачами метрологического контроля, про­водимого предприятиями самостоятельно, являются калибровка и сертификация средств измерений. В соответствии с положениями Закона все средства измерений, эксплуатирующиеся в стране, должны быть подвергнуты поверке или калибровке в зависимости от сферы их применения. Средства измерений, применяющиеся в сфере действия государственного метрологического контроля и надзора, подлежат поверке. По желанию собственника средства измерений, применяемые вне указанной сферы, могут быть под­вергнуты или поверке, или калибровке. Для того чтобы понять различие между поверкой и калибровкой, приведем установлен­ные определения содержания указанных работ.

♦ Поверка средства измерений — совокупность операций, выпол­няемых органами государственной метрологической службы (дру­гими, уполномоченными на то органами или организациями) с це­лью определения и подтверждения соответствия средства измере­ний установленным техническим требованиям. ♦

Как следует из приведенного определения, поверка — это операция экспериментальной проверки соответствия метрологи­ческих характеристик средства измерений установленным зна­чениям, т.е., по сути, операция допускового контроля. Если ха­рактеристики средства измерений входят в установленный диа­пазон возможных значений, то средство измерений признается годным; если не входят (выходят), то оно по результатам повер­ки признается непригодным к дальнейшему применению (выбраковывается).

♦ Калибровка средства измерений — совокупность операций, вы­полняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государствен­ному метрологическому контролю и надзору.

Первое отличие калибровки от поверки, как это следует из их определений, — неустановленность ее исполнителя. Второе отличие состоит в том, что поверка должна дать однозначный ответ о соответствии или несоответствии средства измерений установленным требованиям, а калибровка предусматривает определение действительных значений метрологических харак­теристик и (или) пригодности его к применению. На основе результатов калибровки средство измерений может быть при­знано пригодным к применению в данном конкретном техно­логическом процессе, даже если его реальные метрологические характеристики вышли за допусковые значения, установленные при испытаниях и утверждении типа, но удовлетворяют требо­ваниям к конкретному измерительному процессу. Кроме ука­занных различий, поверка и калибровка во многом схожи, так как основаны на передаче размера единицы измеряемой вели­чины от одних и тех же эталонов по одним и тем же методи­кам. Поэтому в задачи ГСИ входит правовая, организационная и техническая поддержка работ по калибровке средств измере­ний, выполняемая специальным органом — Российской систе­мой калибровки.

Следует отметить, что до принятия Закона РФ «Об обеспе­чении единства измерений» правовые нормы в области метроло­гии устанавливались постановлениями Правительства. С его принятием (1993) впервые у нас в стране законодательно было установлено немало нововведений в области обеспечения един­ства измерений:

• от установления единой терминологии до введения лицен­зирования метрологической деятельности в стране;

• впервые законодательно введено четкое разделение функ­ций государственного метрологического контроля и госу­дарственного метрологического надзора;

• были пересмотрены правила калибровки, введена добро­вольная сертификация средств измерений;

• пересмотрены правовые, организационные и экономиче­ские основы метрологии;

• установлена организационная структура государственного управления обеспечением единства измерений, а также предусмотрена ответственность за нарушение законода­тельства по метрологии.

Закон стал базой для создания в России новой системы из­мерений и ее взаимодействия с национальными системами из­мерений зарубежных стран, в нем определены наиболее общие положения и принципы метрологической деятельности в стране с учетом особенностей начального периода перехода к рыноч­ной экономике. 12-летний опыт применения Закона выявил ряд пробелов в правовом регулировании, несогласованность ряда положений этого Закона с нормативными правовыми актами, принятыми в последние годы, несоответствие основ деятельно­сти в этой области современному уровню развития националь­ной экономики, а также международному законодательству и международной практике.

Основная идея нового законопроекта — обеспечение единства измерений внутри страны, а также во взаимоотношениях Россий­ской Федерации и ее хозяйствующих субъектов с зарубежными странами с учетом изменений в экономике, внешней и внутрен­ней политике, структуре и задачах органов исполнительной вла­сти, подготовка страны к вступлению в ВТО. В этом смысле но­вый законопроект является прямым продолжением Закона 1993 г. Развитие системы технического регулирования тесно связано с реформированием действующей системы обеспечения единства измерений, так как применяемые при оценке соответствия и го­сударственном контроле и надзоре правила и методы измерений непосредственно влияют на их результаты. Обеспечение единства измерений в Российской Федерации является одной из важней­ших государственных задач еще и потому, что оно существенно влияет и на другие сферы общественных, налоговых и имущест­венных отношений, а также на развитие экономики в целом, по­скольку результаты деятельности в этой сфере:

(1) направлены на защиту прав и законных интересов госу­дарства, граждан и юридических лиц от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

(2) создают необходимые условия для получении объектив­ной, достоверной и сопоставимой измерительной ин­формации, используемой в целях обеспечения здоровья граждан, обороны и безопасности государства, имущест­венных интересов граждан и при совершении налоговых и таможенных операций;

(3) оказывают существенное влияние на развитие науки и техники, а также на качество и конкурентоспособность продукции, работ и услуг;

(4) лежат в основе справедливой торговли на внутреннем и международном рынках, способствуют снижению техни­ческих барьеров в торговле.

Техническая подсистема ГСИ Техническую подсистему ГСИ составляют:

• совокупность межгосударственных, государственных эта­лонов и эталонов единиц величин и шкал измерений;

• совокупность военных эталонов — резерва государственных эталонов;

• совокупность стандартных образцов состава и свойств ве­ществ и материалов;

• совокупность стандартных справочных данных о физиче­ских константах и свойствах веществ и материалов;

• средства измерений и испытательное оборудование, необ­ходимое для осуществления метрологического контроля и надзора;

• совокупность специальных зданий и сооружений для проведения высокоточных измерений в метрологических целях;

• совокупность научно-исследовательских, эталонных, ис­пытательных, поверочных, калибровочных и измеритель­ных лабораторий (в том числе передвижных) и их оборудования.

Организационная подсистема ГСИ Организационную подсис­тему ГСИ составляют:

• Государственная метрологическая служба (ГМС);

• иные государственные службы обеспечения единства из­мерений (ОЕИ);

• метрологические службы (МС) федеральных органов ис­полнительной власти (в том числе Метрологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществ­ляющая деятельность по ОЕИ в сфере обороны и безопас­ности) и юридических лиц (МСЮЛ).

В настоящее время в Государственную метрологическую службу входят:

• департамент технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ (Мин-промэнерго РФ);

• подразделения центрального аппарата Федерального агент­ства по техническому регулированию и метрологии РФ (Ростехрегулирование РФ);

• государственные научные метрологические центры (ГНМЦ);

• территориальные органы ГМС, действующие на соответст­вующих территориях (республики, входящие в РФ; авто­номные области; автономные округа; края; области; округа и города).

К иным государственным службам ОЕИ относятся:

• Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);

• Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО);

• Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материа­лов (ГСССД).

Функции, структуру, права и обязанности метрологических служб и иных служб ОЕИ устанавливают законодательными и подзаконными актами, в том числе межотраслевыми норматив­ными документами, а также положениями об этих службах.

Глава 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...