Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование Древнерусского государства. Норманнская теория и антинорманизм




Происхождение и расселение славян. Восточные славяне в 6- 9вв.

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян: 1) Славяне - коренное население Вос. Европы. Они происходят от живших здесь создателей зарубинецкой и черняховской археол.культур. 2) Славяне переселились на территорию Восточноероп. равнины из Центр. Европы. С этой территории они расселились по Европе. Вост. славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр. В Вост. Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них.

Расселение

Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине: на Днепре - поляне, к северу от них - северяне, к северо-западу – древляне; на р. Припять – дреговичи; на р. Сож – радимичи; в районе Смоленска и севернее – кривичи; на Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские словене; на северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) – вятичи; на юго-западе - уличи, тиверцы, волыняне.

Хозяйственно-бытовой уклад

Главным занятием славян было подсечно-огневое (подрубка деревьев, сжигание, выкорчевывание пней) и переложное земледелие (выжигание травы, удобрение земли золой). Славяне занимались животноводством. Важную роль играла охота ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством (собиранием меда диких пчел). Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности. Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовала развитию мореходства, торговли, различных ремесел производящих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.

Общественный строй

В VII - IX у восточных славян шло разложение родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках. Частная собственность существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было. Выделилась родо-племенная знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами (особый вид населения, занимающейся только военной деятельностью, нападением, для обороны использовалось ополчение свободных общинников). Каждое племя имело своего князя. Сложилось предклассовое общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли смерды (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь — члены семей смердов и холопы, у которых не было право участвовать в войске. Одним из племенных князей-вождей VI века был Кий, в русской его называет основателем Киева.

Религиозные верования

Истоки религии уходят в индо-европейское древние верования. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Во главе славянских богов стоял великий сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца – Даждьбог. Молились славяне роду и рожаницам — богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями. Бог Велес почитался в качестве покровителя скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. При слиянии славян с угро-финскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. В 8-9 веках у славян почитался бог солнца Хорс. С началом военных походов у славян на первый план выдвинулся бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). В каждом доме у славян были идолы богов.

Хозяйство, общественный строй, религия восточных славян.

Образование Древнерусского государства. Норманнская теория и антинорманизм

Предки современных славянских народов издревле жили на европейском континенте в эпоху великого переселения народов (7-8 века). Образовались три ветви славянства: южная (болгары, сербы, хорваты.),восточная (русские, украинцы, белорусы.), западная (поляки, чехи, словаки.)

В эпоху расселение происходило разрушение родоплеменных связей у славян, а на х место постепенно происходят территориально-политические общности (племенные княжества и их союзы). Именно на их основе происходит складывание первых славянских раннефеодальных государств. В конце 9 века мощное политическое объединение возникло и у восточных славян Киевская Русь. 882 год!!!

За год до смерти в 1724 г., Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук, выписав в нее из Германии ученых. В 30-60-е годы XYIII в. немецкие ученые Байер и Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); Во- вторых, они считают, что слово “русь” норманнского происхождения. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов. Антинорманисты считают, что термин “Русь” доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В “Повести временных лет” есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.

4. Князь Игорь. Восстание древлян. Правление княгини Ольги.

Княгиня Ольга (~890-969) – Великая Княжна, вдова убитого древлянами Великого Князя Игоря Рюриковича, что правила Русью за малолетством их сына Святослава. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история - мудрой.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена, происходила из рода Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде, родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских.

В 903 году она стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами не пожелавшая выйти замуж вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси.

В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.

Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» - на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».

Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году 11 июля (ст. стиль), завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.

5. Правление князя Святослава.

Основную часть своей жизни русский князь Святослав провёл в боевых походах. Его первое боевое крещение состоялось в возрасте четырех лет. Данный поход на древлян был организован матерью Святослава великой княгиней Ольгой, которая решила таким образом отомстить за своего мужа князя Игоря, которого древляне жестоко убили. По славянской традиции вести войско мог только князь, и именно четырёхлетний Святослав метнул первый копьё, тем самым отдав приказ войску.

Внутренние государственные политические дела совсем не интересовали Святослава, и поэтому все права на решение данных вопросов он предоставил своей матери. Князь был настоящим воином, а его дружина была мобильной, так как Святослав не брал с собою ни шатров, ни каких-либо удобств. Кроме того, князь пользовался авторитетом даже у врагов, так как никогда не нападал исподтишка, а предупреждал противника об нападении.

В 964 году князь Святослав выступает в поход в Хазарию. Маршрут его проходит через земли вятичей, плативших дань хазарам. Святослав заставляет их платить дань Руси и снова выступает в путь (к Волге). После разбития Волжской Булгарии великий князь-воин в 965 году полностью побеждает хазар, захватив их основной город Белую Вежу. Данный поход был окончен с захватом Прикавказья.

Отдых в Киеве от ратных трудов был не продолжителен, так как прибывшее посольство Никифора Фоки попросило помощи против болгар, которые жили на придунайских землях. Данный поход также увенчался успехом. Более того князь Святослав даже захотел перенести свою столицу из Киева в Переяславец.

В 968 году во время отсутствия в Киеве Святослава печенеги окружили город. Только благодаря призванному Ольгой воеводе Петичу кочевники отступили. После возвращения в Киевские земли князя были и вовсе прогнаны далеко за границы государства.

После смерти 969 году княгини Ольги Святослав оставляет своих сыновей (Ярополка, Владимира и Олега) править, а сам выдвигает дружину в новый военный поход против болгар, который окончился очень плохо для русской дружины, где в ходе войны с греками Святослав заключил мирный договор по которому он должен был покинуть земли, выдать пленных и препятствовать любым нападениям на Византию.

В это же время Киев снова был окружён печенегами, которые и разбили войско Святослава, убив князя. После него на киевский престол взошёл его сын Владимир.

6. Владимир 1.Принятие христианства на Руси.

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суде, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских».

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

7. Правление Ярослава Мудрого.

Ярослав был сыном великого князя киевского Владимира (Святославича) и княжны Рогнеды. Уже в ранней юности (987 год) отец назначил его князем Ростовским, а после кончины Вышеслава (старший сын Владимира) в 1010 году он становиться и князем Новгорода.

После того как Владимир Святославич умер началась борьба братьев за право на княжеский киевский престол. Вначале Киев захватывает Святополк, убив собственных братьев (Бориса, Святослава и Глеба), после победы над которым Ярославу предстояла борьба с тмутараканским князем Мстиславом. И хотя в этой борьбе победил Мстислав, после его кончины в 1036 году вся Русская земля соединяется в одних руках Ярослава.

Ярослав (Мудрый) взял в жёны дочерь шведского конунга Олава, Ингигерду. Это может сбить с толку, так как древнерусские летописи указывают два имени жён Ярослава – Анна и Ирина. Как утверждают исследователи, скорее всего Ингегерда получила имя Ирина при крещении, а имя Анна приняла, когда приняла постриг в монахини.

В период правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь смогла достичь расцвета и стать одним из сильнейших государств в Европе. Для того чтобы укрепить свои владения князь Ярослав решил построить несколько городов и обвести Киев каменной стеной, а основные городские ворота называли как тогда, так и сейчас «Золотыми».

Внешняя политика Ярослава была направлена на то, чтобы укрепить авторитет Руси среди других стран и народов. Князь совершил несколько важных военных походов против Польши и Литовского княжества, а в 1036 году смог одержать полную победу над печенегами, которую так долго не могла обрести Киевская Русь. На месте этой битвы была построена церковь святой Софии.

Также во время правления князя Ярослава случилось последнее столкновение Руси и Византии. Результатом его стало подписание мирного договора, который был подкреплён династическим браком. Сын Ярослава (Всеволод) взял в жёны греческую принцессу Анну.

Кроме того, особенностью внутренней политики Мудрого было повышение грамотности среди населения Руси. Для этих целей строились училища, где мальчиков обучали церковному делу. Также во время правления князя переводились и переписывались греческие книги.

Основным достоянием реформ Ярослава стала «Русская правда» - первый сборник законов. Также при этом князе появился церковный свод законов «Номоканон» (Кормчая Книга).

Умер Ярослав в семьдесят шесть лет (1054 год).

8. Социально-экономический строй Киевской Руси в 11в.

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.

Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала – совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор – «ряд».

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки – родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну – боярство.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

9. Междоусобицы на Руси. Любечский съезд князей. Владимир Мономах.

Любечский съезд – собрание русских князей, основной целью которого было остановить междоусобную войну и создать единое государство для сопротивления иноземным захватчикам.

Первый съезд князей в Любече

Съезд русских князей состоялся в городе Любече (на реке Днепр) в 1097 году. Причинами для созыва съезда князей в Любече стали:

· жестокая междоусобная война между князьями, которые воевали друг с другом за территории и влияние на Руси;

· необходимость создать единую армию для сопротивления половцам, чьи набеги наносили серьезный вред стране.

Съезд русских князей в Любече был провозглашен Владимиром Мономахом, который первым понял все печальные последствия междоусобицы.

Значение Любечского съезда

Киевская Русь в конце 11 века находилась в крайне сложном положении. С 1094 года шла постоянная борьба за территории, которая сильно ослабляла страну и не позволяла собрать единую армию. Князья не хотели признавать авторитет друг друга и пытались захватить у противника все новые территории для получения прибыли и распространения своего влияния. Положение осложнялось набегами половцев.

Владимир Мономах потерпел поражение в бите на Стугне в 1093, уступив часть территорий захватчикам. Позднее, в 1094 году князь Олег Святославич заручился поддержкой половцев и выгнал Владимира из Чернигова. Заручившись поддержкой другого князя, Святополка Изяславича, Владимир хотел отвоевать обратно свои владения, но в это же время половцы совершили жестокий набег на южные территории. В течение двух лет Русь постоянно находилась в состоянии войны.

Для того, чтобы исправить ситуацию, необходимо было помирить князей между собой – с этой целью Владимир Мономах и созвал Любечский съезд в первый раз.

Основные решения Любечского съезда князей

Во время собрания князья занимались, в основном, переделом территорий. После многочасовой дискуссии, съезд князей в Любече провозгласил следующее: заключить мир между князьями и обязать их приходить на помощь друг другу в борьбе с половцами. Основной целью Любечского съезда было создание единого государства.

В результате, территории были поделены следующим образом:

· Василько Ростиславич (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль.

· Владимир Мономах — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;

· Давыд Игоревич — Владимир-Волынский с Луцком;

· Олег и Давыд Святославичи — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;

· Святополк Изяславич - Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;

Последствия Любечского съезда князей

К несчастью, князь Давыд Игоревич был недоволен новым договором и сразу после собрания сообщил Святополку о том, что Владимир Мономах и Василько Ростиславич имели тайный сговор и хотели захватить единоличную власть на Руси. Святополк поверил и по настоянию Давыда пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен в измене и посажен в темницу.

Благодаря тому, что удалось договориться, междоусобица на Руси закончилась и государство постепенно объединялось, чтобы дать отпор половцам. Великие князья смогли объединить свои войска и противостоять захватчикам, а Русь перешла в новую эпоху с новым политическим строем.

10. Феодальная раздробленность на Руси.

Феодальная раздробленность Руси - это закономерный итог развития раннефеодального русского общества.
Причинами феодальной раздробленности на Руси можно назвать экономические и политические.
Экономические заключались в распространении на тот период натурального хозяйства, а следовательно, в возможности обособится от государства, т.к. производство велось не для продажи, а «для себя». Возникновение городов и развитие ремесел приводило к обогащению вотчины. Дружинники князя превращались в землевладельцев и «оседали» на своих землях.
Политические заключались в том, что все князья и вотчинники являлись родственниками и считали себя равными друг другу. Внешне распад Киевской Русипредставлял собой раздел территорий между представителями княжеской семьи, разросшейся за это время.

Этапы распада.

Первые попытки отделиться от Киевской Руси были предприняты после смертиВладимира Святого в 1052 году. Но князь Ярослав Мудрый силой и хитростью объединил русские земли. В 1097 году произошла попытка объединения русских земель по договору. Русские князья Святополк, Владимир, Давыд Святославич, Давыд Игоревич, Олег и Василько съехались в г.Любечь на съезд, где были решены два вопроса:

1)кому где править;

2)на каких условиях сохранять единое государство.

Столицей русских городов был признан Киев, куда платится дань - сколько не жалко. В зависимости от суммы дани из Киева приходит помощь.

Последствия феодальной раздробленности на Руси состояли в том, что из 12 княжеств образовалось 250, в результате чего русская земля стала сильно уязвима, но одновременно феодальная раздробленность способствовала развитию на Руси феодальных отношений.Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество и Галицко-Волынское княжество были тремя самыми крупными землями после распада. Два названия у земли - Владимиро-Суздальская объяснялось тем, что у ней было два правителя: во Владимире - князь, в Суздале - боярский совет. В этих землях продолжали сохраняться и развиваться общие традиции и принципы управления, культуры, сложившиеся в период существования единого государства. Но вместе с этим в разных землях существовали свои особенности развития, так шел процесс формирования местных художественных школ в архитектуре, живописи, литературе, были свои различия и в управлении.

11. Монголо-татарское вторжение на Русь.

Образование Монгольского государства. В XII в. монгольские пле­мена (монголы, меркиты, ойраты, татары и др.) занимали территорию Забайкалья и северной Монго­лии. Они перешли от первобытнообщин­ного строя к феодализму. Возникла родоплемен­ная знать – нойóны и бага­туры и дружинники – нýкеры. Они захваты­вали у простых ското­водов- аратов и кара-чу («чёрных людей») пастбища и стада. Склады­вался осо­бый «кочевой феодализм»с феодальной соб­ственностью не на землю, а на стада и пастбища.

В нач. XIII в. возникло единое Монгольское государство. Оно зани­мало тер­риторию от Байкала и верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге. Ной­он Темучи́н (Те­муджин, Темучжин, ок. 1155–1227) в кровавой борьбе покорил соседние племена. Его отец Есугэй был отравлен племенем татар, сам Темучин в юности попал в раб­ство. Темучин приказал казнить всё племя татар, в том числе и детей, чей рост превышал высоту оси тележ­ного колеса. Монголов часто называют татарами или «монголо-татарами». Термин «монголо-татары» нельзя считать правильным, это лишь дань установив­шейся в исторической литературе традиции.

В 1205–1206 гг. на курултае (собрании ханов) Темучин был избран вер­ховным правителем под именем Чингис­хан (перево­дится как «Океан», «Великий хан»). Чингис­хан создал мощное конное войско с десятичной системой комплек­тования, разделённое на тýмены, или тьмы (10.000 воинов), ты­сячи, сотни, десятки. Десяток, как правило, совпадал с айлой (семьёй). Вой­ско скрепляла жесточайшая дисциплина. Монголы жили по законам «Великая Яса», созданным Чингисханом и отличавшимися крайней жестоко­стью. Если с поля боя бежал один воин, то казнили весь деся­ток (айлу), если бежал десяток, то уничтожалась сотня. Монголы в совершенстве владели искус­ством верховой езды. Дети одновременно учились ездить верхом и ходить. Луки, изготовленные из рога, имели дальность стрельбы более 275 м. У каждого всадника было 60 стрел, сабля, топор, кинжал, привязанный к ру­ке, щит. Монголы-кавалеристы могли быстро исчезнуть, как мираж, а могли за­крыть ордами горизонт. Экстенсивное кочевое скотоводство требовало новых пастбищ. Это тол­кало монголов к завоева­нию сосед­них земледельческих терри­торий. Местное население уничтожа­лось или обращалось в рабство, плодородные пашни превращались в пастбища.

Начало завоевательных походов монголов. К 1211 г. монголы завое­вали земли бурятов, якутов, киргизов, уйгуров. В 1211–1218 гг. они овладели северным Китаем (империей Цзинь), где заимствовали воен­ную технику: стенобитные тараны, камнемётные и огнемётные машины- пóроки (катапульты), а также инженеров. Позднее, в 1281 г. флот внука Чингисхана Хубилая (1215–1294) пытался захватить Японию, но был уничтожен тайфуном – «божественным ветром» (япон. «камикадзе»).

Битва на Калке 1223 г. Битва русско-половецкого и монголь­ского вой­ск произошла 31 мая на р. Кáлка (приток р. Каль­миус) к северу от Азовского моря. В сражении проявились разобщённость и политический эгоизм русских князей. У русских не было единого руководства. Монголы применили обманную тактику, сделав вид, что бегут с поля боя. Русские увлеклись преследованием монголов, смешали ряды и попали под удар главных сил врага. Киев­ский князь Мстислав Романович Ста­рый, враждовав­ший с Мсти­славом Удалым, стоял с войском в стороне, пассивно наблюдая, как изне­могают в бою русские дружины.

В ре­зультате битвы на Калке половец­кая госу­дарст­вен­ность оказалось унич­тоженной. Погибли 6 (или 9) из 18 рус­ских князей, уцелела лишь десятая часть войска. Как записал новгород­ский летописец: «и бысть вопль, и плач, и печаль по городам и сё­лам…». Однако далее на Русь монголы не пошли.

Поход Батыя на Северо-Восточную Русь. Чингисхан перед смер­тью в 1227 г. поделил захваченные территории между сыновьями. Западные земли «до того места на западе, куда наступит копыто монгольского коня» он завещал старшему сыну Джучи́ (1184–ок. 1227). Однако Джучи вскоре умер. В 1235 г. на курултае в столице Монгольской импе­рии г. Каракорýм было решено начать «Великий поход на За­пад». Возглавил его 29-летний внук Чингисхана, сын Джучи – хан Бат ы й (Батý, Бату­хан, ок. 1209–1255/1256). В 1236 г. монголо-татары разгромили Волжскую Булгарию и вторглись на Русь. Вопрос о численности монгольского войска является дискуссион­ным – от 30 тыс. до 300 тыс. воинов. Боль­шинство историков называют цифру 120–150 тыс. (12–15 туменов). Как записал летописец «…по грехам нашим приидоша языци незнаемы, безбожные моавитяне, их же никто же добре не весть ясно, кто суть, и отколе изыидоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вера их.

Монголо-татары вторглись во Владимир­о-Суздальское княжество и двинулись по маршруту Коломна – Москва – Владимир – Суздаль – Ростов. В битве под г. Коломна погибло почти всё владимир­ское войско, но и захватчики понесли боль­шие по­тери. Погиб млад­ший сын Чингисхана Кулкан (Кюльхан) – единственный чингизид, убитый в ходе завоевания Руси. На пятый день осады монголы взяли Москву, захва­тили ма­лолетнего сына князя Юрия Всеволодовича Владимира и убили вое­воду Филиппа Няньку (Нянка). Согласно летописи, в Москве захват­чики «людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви святые огню пре­дали, и все монас­тыри и села сожгли, и, за­хватив много добра, ушли». 4 февраля 1238 г. был осаждён г. Владимир. Князь Юрий Всеволодович отправился на север собирать новую рать, обороной города руководил его старший сын. После трёх­дневного штурма мон­голы ворвались в город. Последние его за­щитники, в том числе епи­скоп Мит­рофан, супруга князя Агафия Всеволодовна с детьми и не­весткой Христиной, погибли в подожжён­ном Успенском соборе.

12. Ордынское иго на Руси.

Ордынское владычество на Руси. Новгород Великий и Псков, как и большинство других русских земель, попали в вассальную зависимость от улуса Джучи (Золотой Орды, как его называли на Руси) — одного из четырех улусов, на которые в середине XIII в. распалась огромная империя монголов.

Великим князем владимирским, после гибели Юрия Всеволодовича, стал его брат Ярослав. По требованию Батыя он явился в 1243 г. в Сарай-Бату. Князь, принятый «с великою честью», получил волей хана ярлык на великое княжение владимирское. Батый и его преемники власть на Руси осуществляли не сами непосредственно, а через вассалов — русских князей. При этом ханы постоянно стравливали князей друг с другом, ревниво следили за их политикой, не давая никому чрезмерно усиливаться. Черниговского князя Михаила Всеволодовича, не склонного к покорности, убили в Орде. Другой князь — гордый Даниил Галицкий, тоже вызванный к Батыю, вынужден был стать его вассалом. Всех князей утверждали на престолах в Золотой Орде. Князьям выдавали ярлыки — ханские грамоты, утверждавшие их назначение.

Не избежал злой участи и Ярослав Всеволодович — его отравили в Каракоруме в 1246 г. Туда же вызвали и сыновей погибшего — Александра и Андрея, Однако братья, опасаясь, что и с ними поступят так же, как с отцом, не спешили. Тем временем в Золотой Орде назначили преемника на русский великокняжеский стол — Святослава, брата Ярослава. Наконец, в Каракорум прибыли (1247 г.) Александр и Андрей Ярославичи. Великим князем владимирским там назначили Андрея Ярославича, а Александр получил ничего не значивший уже титул великого князя киевского. Таким образом, завоеватели, очевидно, хотели поссорить братьев. Лишь через пять лет, в 1252 г., Александр стал «старейшим» на Руси, но «из рук» Батыя.

Власть над Русью Орда поддерживала с помощью постоянного террора. В русских княжествах, городах расположились ордынские отряды во главе с баскаками — представителями хана, задачей которых было поддерживать порядок, послушание князей и их подданных, главное же — наблюдать за исправным сбором и поступлением в Орду дани с Руси, того «ордынского выхода», о котором с горечью и болью упоминают летописи и сказания.

Восстания на Руси. Ордынские «рати». В 1257 г. весть, пришедшая из Суздальской Руси, взбудоражила новгородцев: они узнали, что ордынцы начали там перепись жителей. Вскоре появились «численники» и в Новгороде. Здесь начались волнения, восстания. Их участники расправились с посадником Михаилом Степановичем. Переписи особенно активно противились «меньшие люди»; «большие люди» — бояре, другие богатые люди — склонялись к послушанию Орде.

В Новгород приехали великий князь владимирский Александр Невский и ордынские послы. Юный сын Александра Василий, бывший тогда князем в Новгороде, был на стороне новгородцев, не соглашался с отцом; в знак протеста он уехал в Псков. Отец же понимал, что бросать вызов Орде Руси не под силу. Последовали расправы над мятежниками: одним носы отрезали, другим выкалывали глаза. Сыну же Александр Ярославич приказал оставить Псков, и тот не стал перечить отцу, вернувшись во владимиро-суздальские земли. Под угрозой появления ордынских войск новгородцы сдались.

Зимой 1259 г. в Новгороде появились, в сопровождении Невского и иных русских князей, «численники» из Орды. Они приступили к делу. Новгородцы снова «издвоишася» — разделились надвое: бояре уговаривали «меньших людей» пойти на перепись, а те пытались избежать ее. Но их сопротивление снова подавили, и монголы начали ездить по дворам, переписывать их обитателей.

В те же 50-е гг. жители Галицко-Волынской Руси во главе с князем Даниилом боролись против ордынского военачальника Куремсы. Его войско отбили от Владимира-Волынского и Луцка, а князь Даниил захватил в 1254 г. семь городов, занятых ранее ордынцами. Однако пять лет спустя другой ордынский воевода — Бурундай восстановил зависимость Галицко-Волынской Руси от Золотой Орды.

13. Борьба Руси с немецко-шведской агрессией. Александр Невский

Побережье от Вислы до восточ­ного берега Балтийского моря было заселено славянскими, балтийскими (литовские и латышские) и финно-угорскими (эсты, карелы и др.) пле­менами. В конце XII - начале XIII вв. у народов Прибалтики заверша­ется процесс разложения первобытно-общинного строя и складывания раннеклассового общества и государственности. Наиболее интенсивно эти процессы протекали у литовских племен. Русские земли (новго­родские и полоцкие) оказывали значительное влияние на своих запад­ных соседей, у которых еще не было развитой собственной государст­венности и церковных институтов (народы Прибалтики были язычни­ками).

Наступление на русские земли было частью разбойничьей доктрины немецкого рыцарства "Drang nach Osten" (натиск на Восток). В XII в. оно начало захват принадлежавших славянам земель за Одером и в Бал­тийском Поморье. Одновременно велось наступление на земли прибал­тийских народов. Вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Се­веро-Западную Русь было санкционировано римским папой и герман­ским императором Фридрихом П. В крестовом походе приняли также участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других северных стран Европы.

Для завоевания земель эстов и латышей из раз­битых в Малой Азии отрядов крестоносцев был создан в 1202 г. рыцар­ский Орден меченосцев. Рыцари носили одежду с изображением меча и креста. Они вели захватническую политику под лозунгом христианиза­ции: "Кто не желает креститься, тот должен умереть". Еще в 1201 г. рыцари высадились в устье реки Западная Двина (Даугава) и о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...