Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты опричнины Ивана Грозного




Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

23. Внешняя политика Ивана Грозного.

Внешняя политика Ивана IV осуществлялась в трех направлениях: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю; на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири; на юге – защита русских земель от набегов крымского ханства. Татарские ханы совершали грабительские набеги на русские земли. На терри-ториях Казанского и Астраханского ханств в неволе были тысячи русских людей, захваченных во время набегов. Жестоко эксплуатировалось местное население – чуваши, марийцы, удмурты, мордва, татары, башкирцы. По территориям ханств пролегал Волжский путь, но Волга не могла использоваться русскими людьми на всем своем протяжении. Привлекали русских помещиков и плодородные малозаселенные земли этих краев.

Сначала Иван Грозный предпринял дипломатические шаги, направленные на подчинение Ка-занского ханства, но они не принесли удачи. В 1552 г. 100-тысячное войско российского царя оса-дило Казань. Оно было лучше вооружено, чем татарское. Артиллерия Ивана IV имела 150 круп-ных пушек. Использовав подкоп и бочки с порохом, русские взорвали стены Казани. Казанское ханство признало себя побежденным. Народы Среднего Поволжья вошли в состав Российского государства. В 1556 г. Иван Грозный завоевал Астраханское ханство. С этого периода все Повол-жье являлось территорией России. Свободный Волжский торговый путь значительно улучшил ус-ловия торговли с Востоком.

Внешнеполитические действия России на Западе – борьба за выход к Балтийскому морю, за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом. Многие прибалтийские земли издавна принадлежали Новгородской Руси. Берега реки Невы и Финского залива входили раньше в состав земель Великого Новгорода. В 1558 г. русские войска двинулись на Запад, началась Ливонская война, продолжавшаяся до 1583 г. Правители Ливонского ордена препятствовали связям Россий-ского государства с западноевропейскими странами.

Ливонскую войну делят на три этапа: до 1561 г. – русские войска завершили разгром Ливон-ского ордена, взяли Нарву, Тарту (Дерпт), подошли к Таллину (Ревелю) и Риге; до 1578 г. – война с Ливонией превратилась для России в войну против Польши, Литвы, Швеции, Дании. Военные действия приобрели затяжной характер. Российские войска вели борьбу с переменным успехом, заняв летом 1577 г. ряд прибалтийских крепостей.

В 1569 г. произошло объединение Польши и Литвы в единое государство – Речь Посполи-тую. Избранный на престол Стефан Баторий (1533-1586) перешел в наступление; с 1579 русские войска вели оборонительные бои. В 1579 г. был взят Полоцк, в 1581 – Великие Луки, поляки оса-дили Псков. Началась героическая оборона Пскова (возглавил ее воевода И.П. Шуйский}, продол-жавшаяся пять месяцев. Мужество защитников города побудило Стефана Батория отказаться от дальнейшей осады.

Однако Ливонская война завершилась подписанием невыгодных для России Ям-Запольского (с Польшей) и Плюсского (со Швецией) перемирий. Русским пришлось отказаться от завоеванных земель и городов. Земли Прибалтики были захвачены Польшей и Швецией. Война истощила силы России. Главная задача завоевание выхода к Балтийскому морю решена не была.

24. Культура Руси 13 - 16 вв.

В русской культуре 13-16 вв.прослеживаются 2 этапа,границей которых явл.Куликовская битва(1380г).Для 1этапа характерно падение после удара монгольских полчищ.После 1380 г.начинается ее подъем,в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую,общерусскую культуру.В период борьбы с монгольскими завоевателями обращение к былинам и сказаниям киевского цикла,в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг,придавало русским людям новые силы. С 14в.вместо дорогого пергамента начинает исп-ся бумага,а с 15в.появляется скоропись,близкая к современному письму. Распространенным жанром того времени были исторические повести,в которых рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц,конкретных истор.фактах и событиях. Широкую известность получили повести «О битве на Калке», «повесть о разорении рязани батыем», «сказание о мамаевом побоище». Расцвел жанр житийной лит-ры,были составлены жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина-первое в европейской лит-ре описание Индии.Свое путешествие А.Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальским Васко да Гама. Расцветает каменное зодчество,в Москве возводится белокаменный ансамбль Кремля,величественные Успенский и Благовещенский соборы. В 14в.создает свои фрески художник Феофан Грек,приехавший из Византии,работает Андрей Рублев. Около 1553 г. - первая типография в России. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги. Появдяется регламентация русской жизни- "Домстрой" попа Сильвестра (приближенного Ивана IV), что в переводе на современный русский язык означает "домоводство". Книга эта содержит и наставления церковного характера, и советы по воспитанию детей и жены. На протяжении всего века продолжалось строительство московских укреплений. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города, защищавшие центральную часть посада. Последние годы 16 в - создание последней внешней линии укреплений Москвы - "Скородома" (деревянной стены по земляному валу). "Скородом" проходил по линии нынешнего Садового кольца. Вторая половина XVI в. - появление портретизма и изображений, с чертой реального сходства.

25. Россия в конце 16в. Конец династии Рюриковичей.

Для царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного (от последнего брака с Марией Нагой, который, кстати, так и не был признан церковью) все закончилось 25 мая 1591 года, в городе Угличе, где он в статусе удельного князя Угличского, находился в почетной ссылке.

В полдень Дмитрий Иоаннович метал ножи с другими детьми, входившими в его свиту. В материалах следствия по факту смерти Дмитрия есть свидетельство одного отрока, игравшего вместе с царевичем: «…играл-де царевич в тычку ножиком с ними на заднем дворе, и пришла на него болезнь – падучей недуг – и набросился на нож». Фактически эти показания стали главным аргументом для следователей, чтобы квалифицировать смерть Дмитрия Иоанновича как несчастный случай. Однако жителей Углича доводы следствия вряд ли бы убедили. Русские люди всегда больше доверяли знамениям, нежели логическим заключениям «человеков». А знамение было… И еще какое!

Почти сразу же после того, как сердце младшего сына Ивана Грозного остановилось, над Угличем разнесся набат. Звонил колокол местного Спасского собора. И все бы ничего, только звонил колокол сам по себе - без звонаря. Об этом гласит легенда, которую угличане на протяжении нескольких поколений считали былью и роковым знаком. Когда жители узнали о смерти наследника, начался бунт. Угличане разгромили Приказную избу, убили государева дьяка с семьей и нескольких других подозреваемых. Борис Годунов, который фактически управлял государством при номинальном царе Федоре Иоанновиче, спешно отправил в Углич стрельцов на подавление мятежа. Досталось не только мятежникам, но и колоколу: его сорвали с колокольни, вырвали «язык», отрубили «ухо» и публично на главной площади наказали 12 ударами плетей. А затем его вместе с другими бунтарями отправили в ссылку, в Тобольск. Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича». Однако расправа над колоколом не избавила власти от проклятия – все только начиналось.

После того, как весть о гибели царевича разошлась по Русской Земле, в народе поползли слухи о том, что руку к «несчастному случаю» приложил боярин Борис Годунов. Но находились смельчаки, которые подозревали в «заговоре», и тогдашнего царя – Федора Иоанновича, сводного старшего брата погибшего царевича. И основания для этого были.

Спустя полгода после гибели Дмитрия жена царя Федора Иоанновича, Ирина Годунова, забеременела. Все ждали наследника престола. Причем, по легендам, рождение мальчика предсказали многочисленные придворные маги, знахари и лекари. Но в мае 1592 года царица родила девочку. В народе гуляли слухи, что царевна Феодосия, так назвали дочку родители, появилась на свет аккурат через год после гибели Дмитрия – 25 мая, а царская семья почти на месяц задержала официальное объявление. Но это было еще не самое страшное знамение: девочка прожила всего несколько месяцев, и скончалась в том же году. И здесь уже стали говорить о проклятии Дмитрия. После смерти дочки царь переменился; он окончательно потерял интерес к своим царским обязанностям, и месяцами проводил в монастырях. Люди говорили, что Федор замаливает свою вину перед убиенным царевичем. Зимой 1598 года Федор Иоаннович скончался, так и не оставив наследника. С ним умерла и династия Рюриковичей.

26. Смутное время. Причины. Лжедмитрий1.

Правление Лжедмирия 1- В 1604 году в Москве стали ходить разговоры о том, что царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, чудом уцелел и не погиб в Угличе в 1591 году, а идет из Литвы добывать родительский престол. Так появляется главная фигура Смутного времени Лжедмитрий 1.Названного Дмитрия поддерживал польский король Сигизмунд, правда, на жестких условиях: вступив на престол, Дмитрий возвратит польской короне Смоленск и Северскую землю, дозволит сооружать костелы, окажет помощь Сигизмунду в приобретении шведской короны, и будет содействовать соединению Московского государства с Польшей. Своих условий потребовал от Дмитрия и польский воевода Юрий Мнишек – жениться на его дочери Марине, отдать ей во владение Новгород и Псков, заплатить долги Мнишека. Дмитрий дал обещания и королю и Мнишеку, но исполнил впоследствии только одно – женился на Марине, в которую был безумно влюблен. Лжедмитрий понадобился полякам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику.

Получив от польского короля 40 тыс. злотых и воспользовавшись недовольством в народе царем Борисом, Дмитрий пишет грамоты московскому люду и казакам, в которых именует себя законным наследником русского престола. В октябре 1604 года Лжедмитрий вступил в южные окраины России, охваченные волнениями и восстаниями. По мере приближения к московским пределам силы его увеличиваются, русские прибывают к нему с разных сторон и присягают на верность. К началу 1605 года под знаменами «царевича» собралось более 20 тыс. человек. В январе 1605 года в окрестностях села Добрыничи Камарицкой волости произошло сражение между отрядами самозванца и царским князем Мстиславским. Разгром был полный: Лжедитрий 1 чудом спасся бегством в Путивль.

В разгар борьбы с Лжедмитрием, 13 апреля 1605 года, в возрасте 53 лет неожиданно умирает царь Борис Годунов. Народ, казалось бы, без ропота присягнул 16-летнему Федору Годунову, но повсюду слышалось: «Не долго царствовать Борисовым детям! Вот Дмитрий придет на Москву». И действительно, Федор не царствовал и двух месяцев. Боярство также не признало нового царя.

В мае 1605 года на сторону Лжедмитрия перешло царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями Голицыными. Зная о приближении Лжедмитрия 1, московские бояре организовали государственный переворот и спровоцировали в столице народное возмущение. Бояре жестоко расправились с семьей Годунова.

1 июня 1605 года Москва присягнула самозванцу, обосновавшемуся в Кремле. А 18 июля в Москву прибыла царица, инокиня Марфа (вдова Ивана Грозного). Она, конечно же, признала своего «чудом» спасшегося сына. Теперь никто не сомневался, что на престоле «истинный царь».И все же новый царь совершил ошибки, стоявшие ему жизни и обрекшие страну на еще худшие времена. Русские оскорблялись предпочтением, которое он отдавал иностранцам, подчеркивая их превосходство и презирая русские предрассудки и обычаи. Особое раздражение вызвала свадьба Дмитрия с Марией Мнишек и ее коронование. Шляхтичи и челядь, расположившиеся в домах московских жителей, вели себя нагло и высокомерно, как завоеватели. По всей стране открыто заговорили, что на русский престол сел польский ставленник. Но, несмотря на все происходящее московский народ любил своего царя и вряд ли поднялся бы на него.

Погибель Дмитрия предрешил новый боярский заговор. Поводом к выступлению послужила свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек – католичка была увенчана царской короной православного государства. Русские были очень щепетильны в вопросах престолонаследия и вероисповедания своих государей. А теперь на престоле оказались две царствующие особы - самозванец, в этом уже никто не сомневался, и иностранка - католичка. Сын католички мог стать русским царём. Этого терпеть бояре не захотели. В ночь на 17 мая 1606 года началось восстание горожан. Заговорщики ворвались в Кремль и убили Лжедмитрия 1. Так через одиннадцать месяцев закончилось царствование этой загадочной личности.

 

27. Смутное время. Восстание И.И.Болотникова. Василий Шуйский.

Надо было выбирать нового царя. Им стал глава заговора - князь Василий

Шуйский. Его с энтузиазмом признали на Москве, потому что у Шуйских были

тесные связи с торговыми рядами. Не только купцы, но и приказчики, и

работники - все они были связаны с Шуйскими и Шуйских поддерживали. Василия

Шуйского признали, хотя и без особого энтузиазма, по всему северу страны,

но на юге подчиниться его власти отказались категорически. В Путивле поднял

восстание сосланный туда князь Григорий Шаховской, в Чернигове - опальный

князь Андрей Телятевский. Но гораздо более заметный след в истории

сопротивления власти Шуйского оставил холоп князя Телятевского - Иван

Болотников.

 

В начале XVII в. холопы на Руси были двух категорий. Одни - подневольные

люди, которых заставляли делать тяжелую работу, плохо кормили и нередко

наказывали. Однако таких холопов было мало, потому что любому боярину

казалось гораздо удобнее, легче и дешевле иметь дело с крепостными

крестьянами, чем постоянно обеспечивать жизнь такого холопа и ждать от него

неприятностей. Но были и другие холопы, называвшиеся "дворовые люди". Ведь

боярину необходима была надежная охрана, требовались верные люди, которым

он мог бы доверить передачу секретного письма или исполнение какого-нибудь

интимного поручения. Доверять подобные дела вольному человеку было опасно,

ибо контролировать его дальнейшее поведение становилось невозможно. Холоп

же был в полной власти своего господина. Но, поскольку господа нуждались в

преданных слугах, о дворовых людях заботились. Такие холопы ходили в

роскошных кафтанах, ездили на прекрасных лошадях и ели досыта.

 

Трудно сказать, к каким именно холопам принадлежал Иван Исаевич Болотников.

Но, поскольку нам достоверно известно, что он воевал и попал в плен к

татарам, скорее всего, он был холопом, ездившим на коне, а не работавшим с

лопатой в огороде. Судьба его сложилась печально. Татары продали

Болотникова туркам, он попал в галерные рабы и несколько лет греб на

корабле тяжелым веслом. Эту галеру захватили австрийские суда, турок частью

казнили, частью тоже превратили в галерных рабов, а христиан освободили.

Так Болотников оказался в Европе - сначала в Венеции, а потом в Польше, у

жены сандомирского воеводы Мнишка, тещи Григория Отрепьева. Там Болотников

и встретился с новым самозванцем - Лжедмитрием II. От него Болотников

получил письмо с рекомендациями к мятежному Григорию Шаховскому, и, прибыв

в Путивль, бывший холоп довольно быстро возглавил войска восставшего

пограничья.

 

Когда мы говорим: "восставшее пограничье", мы, разумеется, по-прежнему

имеем в виду три уже упоминавшихся субэтноса: севрюков, донцов и рязанцев.

Именно они, недовольные подчиненностью Москве, последовательно поддержали

вслед за первым самозванцем и второго. Такова этническая основа явления,

называемого в исторической литературе "крестьянской войной 1606-1607 гг.".

Пожалуй, трудно придумать другое название, столь же мало отражающее суть

дела. И вот почему.

 

Восстания более энергичных жителей окраин против центра, утратившего

пассионарность, встречаются в ходе этногенеза постоянно. Точно так же во

Франции Гасконь, Прованс и Бретань восставали против власти Парижа, а в

Римской империи против принципов поднимались провинциалы. Пассионарный

потенциал Рязани или Северской земли начала XVII в. был много выше, чем в

Москве, так как большее количество пассионарных людей уцелело от геноцида

конца XVI в. именно на окраинах России. Ведь в Северской земле, "подальше

от начальства", можно было жить в безопасности от опричнины. Угрозу там

представляли только татары, но разве это была угроза по сравнению с

опричниками?!

 

Итак, уцелевшие на юге пассионарии, возглавляемые князьями Шаховским и

Телятевским, под военным руководством Болотникова двинулись к Москве. Успех

этого войска отнюдь не был вызван поддержкой крестьян, скорее наоборот.

Когда Болотников подошел к Туле, царское войско растаяло: дворяне,

разъехавшись по домам, покинули своих воевод. Вслед за тульским дворянским

ополчением неповиновение царю проявила сама Тула: "возмутились" против

правительства городские жители. Но что было самым главным, в лагерь

восставших перешли дворянские полки. Воеводами южнорусских дворян стали

рязанцы: полковники Григорий Сумбулов, Прокопий Ляпунов и сотник Истома

Пашков. Рязанское дворянство, охранявшее примерно половину юго-восточной

границы, представляло собой элиту правительственных войск. Именно с помощью

этих военных-профессионалов, а вовсе не крестьян, Болотников дошел до

Москвы, попытался ее окружить и штурмовать. Началась единственная в истории

страны осада столицы восставшими, длившаяся пять недель.

 

Бояр и их холопов в Москве было явно недостаточно для защиты города.

Понимая это, царь Василий Шуйский набрал значительное войско, состоявшее из

служилых и "даточных" людей. Что очень важно, войска набирались в центре и

на севере страны из числа крестьян, принадлежавших монастырям и другим

землевладельцам. Следовательно, как это ни парадоксально, защищали Москву

от "крестьянского" ополчения явившиеся по зову царя крестьяне, а в

"крестьянском" войске ударной силой были дворянские пограничные полки.

 

Для объяснения этого социального противоречия и для того, чтобы разобраться

в событиях Смутного времени, мы должны опуститься с высоких уровней

этнической иерархии (суперэтнического и этнического) на уровень

субэтнический, определяющий внутреннюю структуру этноса. Субэтносы есть в

любом этносе. Например, сторонники Болотникова по отношению к полякам,

татарам, немцам считали себя русскими, но, не считая себя москвичами,

говорили: "Нет, мы не москвичи, мы севрюки!" То же самое утверждали рязанцы

и донцы. Когда же обнаружилась слабость центрального правительства, этого

естественно ощущаемого противопоставления оказалось достаточно, чтобы

периферийные субэтносы начали претендовать на лидирующее положение в

русском этносе и российском суперэтносе. Именно схватка за власть между

представителями разных субэтносов севера и юга страны, находящейся в

акматической фазе этногенеза, и вызвала первую русскую Смуту.

 

Великороссия победила: Болотникова отбросили от Москвы. После поражения под

стенами столицы в его войске произошел раскол. Черниговское и курское

дворянство осталось с Болотниковым. Рязанские же дворяне и казаки от него

откололись и повели себя совершенно самостоятельно. Болотников с остатками

своих сторонников был блокирован в Туле войсками из тверских,

великоустюжских, костромских, ярославских крестьян и мелких помещиков.

Капитулировал Иван Исаевич лишь тогда, когда осаждавшие запрудили тульскую

речку Упу и залили водой полгорода. Плененный Болотников вел себя

вызывающе, кричал победителям: "Погодите, придет мое время, я вас закую в

железо, зашью в медвежьи шкуры и отдам псам!" Люди XVII в. оскорбления

переносили плохо и поступили сурово: Болотникова утопили.

28. Первое и второе ополчение в период Смуты. Минин и Пожарский.

После убийства Лжедмитрия II 11 декабря 1610 г. смута приобрела преимущественно характер национальной борьбы, в которой русские стремились освободиться от польских интервентов. Внешняя опасность выдвинула на первый план национальный и религиозный интересы, временно объединившие враждующие классы. Зимой 1611 г. в Рязанской земле было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. В состав ополчения входили жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы, казаки во главе с И.Заруцким. Ополчение подошло к Москве. 19 марта 1611 г. в столице вспыхнуло восстание москвичей. Разгорелись уличные бои, в которых интервенты стали терпеть неудачу. Тогда они подожгли город, который выгорел дотла. Польский гарнизон укрылся за стенами Кремля и Китай-города.

Когда ополчение подошло к Москве, то нашло на ее месте только пепелище. К Ляпунову примкнули тушинские дворяне во главе с Д.Т. Трубецким и казаки под начальством атамана Ивана Заруцкого. Началась осада польского гарнизона. Внутри ополчения произошел раскол. Ляпунов высказался за возврат беглых крестьян, что привело к недовольству среди ополченцев-крестьян и казаков. Ляпунов был убит на казачьем кругу. Вскоре первое земское ополчение распалось. Под столицей остались только казачьи отряды.

Тем временем Сигизмунд II взял обескровленный Смоленск. Шведы начали переговоры с новгородским боярством о признании русским царем сына короля Швеции Карла-Филиппа.

Осенью 1611 г. Российское государство стояло на грани национальной катастрофы. На вооруженную борьбу с польско-шведской интервенцией поднялся русский народ.

Знамя борьбы за национальное освобождение было поднято в Нижнем Новгороде. Здесь в октябре 1611 г. земский староста Козьма Минин-Сухорук, мелкий торговец мясом и рыбой, обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение для освобождения Москвы. Патриотический призыв нашел горячий отклик у нижегородцев, которые решили отдать на создание ополчения “третью деньгу”, т.е. третью часть личного имущества.

По инициативе Минина создается “Совет всея земли”, явившийся временным правительством. Возглавить земскую рать приглашается князь Д.М. Пожарский, отличившийся во время московского восстания против поляков. В начале марта 1612 г. ополчение начинает поход на Москву через Ярославль, который становится местом сбора военных сил.

В конце августа 1612 г. войско Минина и Пожарского подошло к столице и соединилось с остатками первого земского ополчения. 22-24 августа под стенами Москвы произошло ожесточенное сражение с королевской армией под командованием гетмана Хоткевича, спешившей на помощь осажденному гарнизону. Поляки были наголову разбиты и бежали восвояси.

Засевшие за кремлевской стеной интервенты капитулировали 26 октября 1612 г. Столица России была полностью освобождена. Сложность политической обстановки в Речи Посполитой и отсутствие средств для продолжения военных действий заставили Сигизмунда III на время отказаться от своих претензий на русский престол.

1 декабря 1618 г. в селе Деулино было заключено перемирие между Россией и Польшей сроком на 14 с половиной лет. За речью Посполитой оставались Смоленская и Чернигово-Северская земли.

Подписанием двух неравноправных договоров закончилось для России Смутное время и польско-шведская интервенция. Сохранив национальную независимость, страна обеспечила свое дальнейшее развитие и решение первоочередных внутренних и внешнеполитических задач.

29. Социально-экономическое развитие России в 17в.

После смуты с 20-х по 50-е гг. 17 века Россия восстанавливала разоренное хозяйство. Начинается активное освоение земель, производивших товарный хлеб - Поволжья, Сибири, Черноземья.

В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.

В это время происходят изменения в правительственной политике:

· 1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;

· 1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.

· Происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.

· Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.

· Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.

Экономика России складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и зарождающейся буржуазии.

В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.

Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.

30. Внутренняя политика первых Романовых. Соборное Уложение 1649г.

Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности. Михаил Федорович (1613-1645) пошел по пути закрепления крестьян за их владельцами. В 1619 г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637 г. - девятилетний сыск беглых. В 1642 г. был издан указ о десяти летнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян. Таким образом, продолжилась линия в укрепление крепостных порядков. В Москве заметно увеличилось число иностранцев, приглашенных на русскую службу (офицеры-наемники, специалисты-ремесленники, купцы). За городской чертой возникла особая Немецкая слобода. Во внешней политике царя Михаила выделяются Смоленская война 1632-1634 гг. и Азовское взятие 1637 г., не приведшие к конкретным результатам. Крупной внешнеполитической проблемой России оставались отношения с Крымом и Османской империей. Султан был недоволен частыми нападениями донских казаков. Россия в свою очередь страдала от крымских вторжений в южные земли. В 1637 г донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов в устье Дона. Казаки обратились к царю с просьбой принять Азов под свою власть. Земский собор 1642 г единства по этому поводу не высказал. XVII в. в южных и юго-восточных районах ответом на закрепостнительную политику правительства было бегство крестьян на окраины России. Тысячи беглых селились на засейной черте, на Дону, Яике, Нижнем Поволжье, на Урале и в Сибири. Правительство предпринимало энергичные меры по сыск беглых. В середине XVII в. вырос налоговый гнет. Казна испытывала потребность в деньгах как на содержание разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией, Речью Посполитой). Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цены на соль в 4 раза. Оно полагало, что от этого налога никто не сможет уйти. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за три последних года. Тяжесть новых налогов и платежей ударила, прежде всего, по городским общинам. В городе имелись "белые" слободы, освобожденные от государева тягла, и вся сумма налога падала на население "черных" слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве. В 1648-1649 гг. был созван Земский собор, завершившийся принятием "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича. В первых трех главах "Уложения" говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика Бога и церкви каралась сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни.

31. Церковный раскол в 17в.

Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.

В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых,Михаил. Он и, позже, его сын,Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.

Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.

Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи Александрийский и Антиохийский, с Никона сняли клобук. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.

Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками.

Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.

32. «Бунташный век».Народные движения в 17 в.

В 1648 года вспыхнуло движение получившее название "Соляного бунта". Современники отличают его размах и участие в нем большого числа московских жителей и приезжих людей. 1.06.1648 г. молодой царь Алексей Михайлович со своими приближенными вовращался из монастыря. Когда царь вьехал в город его встретила толпа людей, в т.ч. и челобитников. Недовольства были вызваны взяточничеством и высокими налогами на соль. Люди требовали выдать им начальника Земского приказа Л. Плещеева. От требований толпа перешла к угрозам - начались погромы. Царь пошел на уступки и велел выдать Плещеева - он был "растерзан" толпой. Но погромы не прекращались, на этот раз восставшие требовали главу правительства Морозова (его сослали).

Положением воспользовались дворяне, видя, что правительство ослаблено они потребовали упорядочения судопризводства и созыв Земского собора. Волнения продолжались, в этой беспокойной обстановке был созва Земский собор, который принял Соборное Уложение. Положение в стране стабилизиовалось из ссылки вернулся Морозов.

"Медный бунт". В 1662 г. произошло скоротечное восстание, - знаменитый медный бунт. Его участники - столичные посадские люди, стрельцы и солдаты. Они требоали от царя отменить медные деньги, снизить цены на соль, прекратить насилие и взяточничетво. Царь в это время находился в Коломенском, восставшие направились туда и передали царю свои требования, ему удалось немного успокоить восставших за это врямя в Коломенское были подтянуты войска, а восстание жестоко подавлено. Через год медные деньги были отменены.

Восстание Степана Разина. Побеги крепостных после принятия Соборного Уложения продолжались. Помещики увеличивали повинности и оброки. Выросли гос. налоги. Ухудшалось положение "служилых людей" (уменьшение жалованья, его не регулярность). Войны с Польшей и Швецией, сопровождались разорением населения. Частыми были не урожаи и эпидемии. Крестьяне все чаще бежали от своих помещиков в казачьи области, на Дону. В конце-концов там скопилось большое количество беглецов. Правительство для того, чтобы вернуть их прекратило поставку продовольствия в этот регион, начался голод. Казаки начали грабить суда на Дону, предпринимать разбойные походы. Эти отряды возглавлял Степен Разин. Его войско быстро росло, восстание охватило огромные территории: Дон, Поволжье, Запорожье, южные уезды, слободскую Украину. Активное участие в движении приняли крестьяне, городские низы, солдаты, стрельцы. Под контроль восставших перешли многие города и селения, их жители примыкали к восставшим, расправлялись с помещиками, сменяли воевод атаманами. Целью восставших была Москва. Царь Алексей Михайлович спешно мобилизует войска. Начинают<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...