Отличие души человека от души животного
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Есть ещё один важный вопрос: «Как относится христианская антропология к душам животных и в чём видит их различие с душами людей»? Попытаемся ответить на него в связи с тем, что особенно актуален сейчас, когда животные в некоторых либеральных сообществах ставятся на равнее, а иногда и выше человека. Как пример «Месса для животных» в День св.Франциска Ассизского, которые распространены в Католической практике. Такие мессы (благословение животных проходят в Ницце[46] Нью-Йорке[47], Вот как описывает это действо его участник. Это сказочно прекрасное зрелище. " Если человек отказывает другим созданиям Божиим в сострадании и защите – значит, он будет поступать точно так же со своими собратьями. " Св.Франциск Ассизский "Каждый год в ближайшее к 4-му октября воскресенье (4 октября это всемирный день защиты животных и день смерти святого Франциска Ассизского, покровителя животных) во множестве церквей по всему миру во время мессы проводится обряд благословения животных. В нью-йоркском Кафедральном соборе Иоанна Богослова (англ. Cathedral Church of Saint John the Divine in the City and Diocese of New York) у этой мессы есть еще одна особенность. Автором музыки является не кто иной как великий музыкант и зоозащитник Пол Уинтер. Эту музыку он сочинил в начале 80-х, и с тех пор эта месса с его участием каждый год становится уникальным событием. В этот день люди приходят в собор с животными. В основном это, разумеется, собаки и кошки. И всё происходящее на протяжении двух часов – месса с традиционным текстом, проповедью и современной музыкой, в исполнении которой участвуют ансамбль Paul Winter Consort, несколько хоров и, конечно, все присутствующие (при входе всем раздают ноты) – происходит для животных. Для того, чтобы они получили благословение. А также для того, чтобы пять тысяч человек, находящихся в храме, вышли за пределы своего "человекоцентризма". И никому не приходит в голову объявить кощунством присутствие в храме животных, а также "сотрудничество" священнослужителей с джазовыми, рок- и фолк-музыкантами.
В конце службы через весь храм идет процессия – от центрального входа до алтаря (это более 150 метров) и обратно. И вот здесь кошки и собаки уже в явном меньшинстве. Вот примерный список существ, участвовавших в этом шествии 7 октября 2012 года: домашние животные из приютов Нью-Йорка, верблюд, лама, альпака, як, осел, козел, свинья, попугаи, змея, страус, петух, черепахи, павлин, лиса, лебедь, кролики, утка, куры, обезьяна, овца и многие другие. Больших зверей – ведут, размером поменьше – несут. В это воскресенье, сидя в соборе, где звуки музыки, молитв и проповедей сливались с гавканьем, мяуканьем и писком, и глядя на вереницу зверей и птиц, шествующую под готическими сводами, я вдруг понял: вот это и есть Храм. Неважно, где он находится, и неважно, каким именем люди называют Бога и какими словами они к Нему обращаются. Важно, что в этом Храме нет разницы между тобой и всеми остальными существами. В этом Храме ты понимаешь, что у собаки, свиньи и попугая есть точно такое же право на благословение, как и у тебя. И они ничуть не меньше заслуживают тепла и любви, чем ты. И если ты думаешь, что ты в мироздании важнее, чем они – ты ошибаешься в чем-то главном. Ты рожден человеком – следовательно, твоя основная задача – сделать что-то для других существ. Ты пришел в Храм, чтобы почувствовать, что ты и все живые создания – это единое целое"[48].
Отличие души животных от души человека. Вследствие такого подхода к животным, следует указать на различие души животного от души человека. В Свщ. Предании Церкви сложилось мнение о пребывании души животного в его крови, вследствие чего православным запрещено вкушение крови животных. (Правила Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора) Правило 67: Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда (Деян. 15:29). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. (Ап. 63; Гангр. 2 [49]).
Душа животного лишена высших богообразных свойств: разумности, словесности, бессмертия, свободы, творчества и др. Она является 1) жизненной силой для тела животного и 2) в ней действуют не три, как у человека, а две силы – раздражительная и вожделевательная, под влиянием которых формируется их чувственно-эмоциональная и инстинктивная сфера, что и определяет поведение животного. По мысли прп. Иоанна Дамаскина, душа животного – это душа без разума: Если бы Господь воспринял душу, лишенную разума, то он воспринял бы душу несмысленного животного [50]. Возможно, что в душах некоторых животных присутствуют и элементы разумной силы, но они полностью подчинены силам неразумным, не могут развиться до уровня словесности и занять господствующее положение в душе. Главное препятствие для этого – отсутствие образа Божия. По этой же причине души животных смертны и после разлучения с телом полностью исчезают. Свт. Василий Великий писал: Для чего земля изводит душу живу? – Чтобы ты знал различие между душой скота и душой человека… (Т. к.) душа всякого животного – кровь его (см.: Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное [51]. Аналогичные высказывания есть у свт. Софрония Иерусалимского и других отцов. На основании Священного Писания можно сказать, что после всеобщего воскресения людей и преображения мира в будущем Царстве Божием будут и животные (см.: Ис. 11, 6–9; 65, 25; Ос. 2, 18), но это будут не прежде жившие (воскресение мертвых не относится к животным), а новые, обновленные твари обновленного мира.
А пока животные и их души заставляют человека задуматься о своей жизни, подумать о Боге и о Жизни вечной. Вот как об этом пишет о. Алексей Зайцев [52] :
Литература. Леонов Вадим священник. Основы Православной антропологи. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. [1] Рассказ Апулея имеет явно фольклорные и мифологические истоки, до него, однако, литературно не зафиксированные. Русская народная сказка в обработке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» разрабатывает тот же древний сюжет. [2] Тертуллиан. Апологетик. Перевод: Н. Щеглов. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/patrologia/tert/06.php [3] http://feb-web.ru/feb/tyutchev/texts/selected/tl1/tl1-163-.htm [4] Ефрем Сирин, прп. На слова Исаии: «Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни» // Творения. Ч. 5. – ТСЛ, 1900. С. 37. [5] Григорий Неокесарийский, свт. К Татиану краткое слово о душе. – М., 1996. С. 106. [6] Евагрий монах. Мысли его же, соединяемые со статьею об осьми помыслах // Добротолюбие. Т. 1. – М., 1998. С. 539. [7] Максим Исповедник, прп. De anima // PG 91, 361. [8] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 12. [9] Григорий Нисский, свт. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 6 // Творения: В 8 ч. Ч. 3. – М., 1862. С. 208. Ср. у прп. Исаака Сирина: Невозможно, чтобы душа получила бытие и была рождена без совершенного образования тела с его членами (Слова подвижнические. Слово 2. – Сергиев Посад, 1911. С. 14). [10] Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: В 2 т. Репринт. Т. 1. – М., 1999. С. 440.
[11] Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. 1. – М., 1898. С. 98. [12] Климент Александрийский. Строматы. Кн. VI. 16, 135; Кн. IV. 26, 167. [13] Макарий Великий, прп. Беседа 1, 7 // Духовные беседы. Репринт. – СТСЛ, 1994. С. 9. [14] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 12. [15] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 4. – М., 1993. С. 19. [16] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 1. Гл. 13. [17] Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Гл. 27. [18] Ефрем Сирин, прп. О добродетелях и страстях // Творения. Ч. 3. – ТСЛ, 1912. С. 391. [19] Михаил Пселл. De anima // PG 122, 1029. [20] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 21. [21] Григорий Синаит, прп. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях. Гл. 49 // Добротолюбие в русском переводе. Т. 5. – М., 1998. С. 206. [22] Каллист и Игнатий, свв. Наставление безмолвствующим. Гл. 67 // Добротолюбие. Т. 5. – М., 1998. С. 417. [23] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 49. – Сергиев Посад, 1911. С. 214. [24] Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 4. – СПб., 1911. С. 23. [25] Прп. Иоанн Дамаскин божественное повеление Адаму возделывать рай понимает так: возделывать божественные мысли и питаться ими (Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 30). [26] Ефрем Сирин, прп. О добродетелях и страстях // Творения: В 8 т. Т. 3. – М., 1993. С. 389. [27] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 7. – М., 1999. С. 22. [28] Там же. [29] Феодор Студит, прп. Наставления монахам. Гл. 250 // Добротолюбие. Т. 4. С. 486. [30] Ефрем Сирин, прп. О добродетелях и страстях // Творения: В 8 т. Т. 3. – М., 1993. С. 390. [31] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 22. [32] Там же. [33] Там же. [34] Там же. [35] Такое представление о волевом акте дано в сочинении: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 22. Это описание является сокращенным пересказом учения преподобного Максима Исповедника, изложенного в сочинениях «Диспут с Пирром» и в первом письме к Марину. [36] Антоний Великий, прп. Наставления о жизни во Христе, 66 // Добротолюбие. Т. 1. – М., 1998. С. 48. [37]Симеон Новый Богослов, прп. Деятельные и богословские главы. П. 109 // Добротолюбие. Т. 5. – М., 1998. С. 39. [38] Максим Исповедник, прп. De anima // PG 91, 361. [39] Никодим Святогорец, прп. О хранении чувств. – М., 2000. С. 38–39. [40] Максим Исповедник, прп. Capita Quinquies Centena. Cent. IV // PG 90, 1337. [41] Ефрем Сирин, прп. О добродетелях и страстях // Творения: В 8 т. Т. 3. – М., 1993. С. 389–390. [42] Симеон Новый Богослов, прп. Слово 84 // Творения: В 3 т. Репринт. Т. 2. – СТСЛ, 1993. С. 410. [43] Василий Великий, свт. Беседа 10, на гневливых // Творения. Ч. 4. Репринт. – М., 1993. С. 173.
[44] Симеон Новый Богослов, прп. Слово 84 // Творения: В 3 т. Репринт. Т. 2. – СТСЛ, 1993. С. 410–411. [45] Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Гл. 14 // Творения: В 8 ч. Ч. 1. – М., 1861. С. 132. [46] В Ницце прошла месса для домашних животных. http://eva.ru/animals/read-14426.htm [47] Запись мессы для животных в День св.Франциска Ассизского в соборе Saint John The Divine в Нью-Йорке (http://www.youtube.com/watch?v=6vy8Uozv... e=youtu.be). [48] Антон Батагов. Месса для животных в День св.Франциска. http://dryg.org.ua/forum/viewtopic.php?f=13&t=20307 [49] Правила Святой Православной Церкви с толкованиями. http://azbyka.ru/dictionary/10/nikodim_pravila_tserkvi_s_tolkovaniyami_226-all.shtml [50] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 3. Гл. 18. [51] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Беседа 8 // Творения. Ч. 1. – М., 1845. С. 139. [52] Протоиерей Алексий Зайцев, Свидетельство о публикации 11210179425 С сайта http://www.inpearls.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|