Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренняя и внешняя среда организации




Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам. Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики. Одной из самых значительных характеристик организации является зависимость от внешней и внутренней среды. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.
Различают факторы внешней и внутренней среды.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.


К факторам прямого воздействия относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации;
К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии. Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:
1) политические факторы - основные направления государственной политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли и т.д.;
2) экономические факторы - темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.;
3) социальные факторы внешней среды - отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.;
4) технологические факторы - возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:
Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.
Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.
Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.
Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.
Финансы - это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.
Культура и имидж предприятия: факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.
Каждый вовлеченный в производственный процесс имеет свои собственные интересы:

I. Внутренняя среда
1.Собственник(и) капитала Сохранение и умножение капитала Получение постоянных и устойчивых доходов Право принимать окончательные решения
2. Менеджеры Получение прибыли и развитие фирмы Собственные интересы (вознаграждение, независимость, власть)
3. Наемные работники Высокая заработная плата Надежность рабочего места, хорошие условия труда и высокий уровень социальной защищенности
II. Внешняя среда
1. Государство и общественность Создание рабочих мест, социальный мир Конкурентоспособность на мировом рынке Получение налоговых доходов Стабильность цен Поддержание рыночных отношений путем антимонопольных мер Защита окружающей среды и интересов потребителя
2. Поставщики Высокие доходы и низкие расходы Стабильность договорных связей
3. Кредиторы Высокие проценты Гарантированность возврата кредита Возможность влияния на фирмы
4. Потребители Широкий выбор, высокое качество, низкие цены Высокий уровень сервисных услуг

ТАКИМ ОБРАЗОМ, внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Поэтому взаимодействие организации со средой должно поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

 

2. Классификация предприятий; Организационно-правовые формы

Предприятие – это хозяйствующий субъект, отвечающий некоторым требованиям: самостоятельность, зарегистрированность в соответствии с установленным порядком, производство продукции для удовлетворения общественных потребностей и извлечение прибыли.

В ГКРФ П. – это: 1)имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (недвижимость); 2)унитарное П.

П. – это единство 5-ти аспектов: 1) производственно-технического (это место, где соединяются факторы производства и производится продукция); 2) организационно-управленческого (это организация, обладающая определёнными размерами и структурой и нуждающаяся в управлении); 3) социального (это трудовой коллектив); 4) экономического (это экономически обособленная часть н/х: владение имущ-вом, самоокупаемость и самофинансирование); 5) организационно-правового (это конкретная организационно-правовая форма осуществления хоз.деят-ти).

Классификация предприятий:

· Форма собственности (государственная, муниципальная, частная, долевая)

· Сектор экономики (с/х, добывающая, перерабатывающая промышленность и др.)

· Отрасль и подотрасль народного хозяйства (хим, легкая, текстильная отрасль, машиностроение)

· Характер продукта (товары, работы, услуги)

· Организационно-правовая форма

· Размер

· Характер охвата рынка (региональные, национальные, международные)

· Характер потребления факторов производства (наукоемкие, трудоемкие, материалоемкие)

· Состав предприятия (один или несколько заводов, несколько предприятий)

· Характер конкурентной стратегии и др.

Организационно-правовые формы предприятий различаются по:

· Наличие и способ формирования уставного капитала и имущества.

· Характер ответственности учредителей по обязательствам предприятия

· Характер распределения и использования прибыли

· Организация управления

· Особенности налогообложения

· Возможности привлечения дополнительных средств для финансирования

Исторически 1-я форма предпринимательской деятельности – без образования юр.лица./p>

Коммерческие организации:

1. Товарищества:

1) Полное товарищество – это товар-во, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени организации несут ответственность по обязательствам принадлежащим им имуществом. Складочный капитал (СК). Документ – учредительный договор, подписываемый всеми участниками. Каждый участник имеет один голос. Прибыли и убытки распределяются между участниками пропорционально их долям в СК. Участник, не являющийся учредителем, отвечает по всем обязательствам за всю историю сущ-я товар-ва.
2) Товар-во на вере(коммандитное) – товар-во, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков(коммандитистов), которые несут риск убытков в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участие в деят-ти товар-ва. Управление осущ-ся полными товарищами, но при ликвидации товар-ва вкладчики имеют преимущество на получение вкладов из общего имущества(после кредиторов). Одно лицо м.б. участником только одного товар-ва.

2. Общества:

Механизм гарантий: преимущественное право кредиторов при банкротстве, установленный законом min размер УК, обязательное уведомление кредиторов при уменьшении УК, запрет или ограничение распр-я прибыли при опр-х условиях, уголовное наказание за умышленное или фиктивное банкротство.
Общ-во ликвидируется, если ст-ть его чистых активов меньше min размера УК(по закону).
1) ООО – это учреждённое одним или несколькими лицами общество, УК которого разделён на доли опр-х размеров. Участники не отвечают по обязат-вам общ-ва и несут риск убытков в пределах стоимости внесённых ими вкладов. Самая неустойчивая форма. Участников? 50. Документы: учредительный договор и устав. Высший орган: общее собрание участников. Есть исполнительный орган для текущего руководства.
2) ОДО – это учреждённое одним или несколькими лицами общество, УК которого разделён на доли опр-х размеров. Участники общ-ва солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом в одинаковом для всех определённом кратном размере к стоимости их вкладов. Ограниченная ответственность! Участников? 50. Документы: учредительный договор и устав. Высший орган: общее собрание участников. Есть исполнительный орган для текущего рук-ва.
3) АО – это общ-во, УК которого разделён на определённое число акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Документы: устав, утверждённый учредителями. Число членов: от одного и >. Высший орган: общее собрание акционеров. Выборы совета директоров (наблюдательного совета). Исполнительный орган для текущего рук-ва: коллегиальный (правление, дирекция) или единоличный (директор, генеральный директор).
a) ОАО – АО, участники которого м. отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Открытая подписка на выпускаемые акции и их свободная продажа.
b) ЗАО – АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определённого круга лиц. Число акционеров? 50.

3. Унитарные предприятия (УП) - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

4. Производственные кооперативы (артели) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов.

Некоммерческие организации:

1. Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юр. лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
2. Общественные и религиозные организации (объединения) – добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
3. Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юр лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные и т.д. полезные цели.
4. Учреждения – организация, созданная собственниками для осуществления управленческих и т.п. функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично.
5. Объединения юр лиц (ассоциации и союзы) – коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
6. Некоммерческое партнерство – основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юр лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленное на достижение целей (из п. 3.3.).
7. Автономная некоммерческая организация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юр.лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п..

 

3. Организационная структура предприятия

Организационный процесс — это процесс создания организационной структуры предприятия.

Организационный процесс состоит из следующих этапов:

§ деление организации на подразделения соответственно стратегиям;

§ взаимоотношения полномочий.

Делегирование — это передача задач и полномочий лица, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Если руководитель не делегировал задачу, значит должен выполнить ее сам (М.П. Фоллет). В случае роста компании предприниматель может не справиться с делегированием.

Ответственность — обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность нельзя делегировать. Объем ответственности — причина высоких окладов у менеджеров.

Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не личности. Пределы полномочий — это ограничения.

Власть — это реальная способность действовать. Если власть — это то, что реально может делать, то полномочия — это право делать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...