Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии и система показателей эффективности производства




Измерение эффективности производства предполагает установление критерия экономической эффективности, который должен быть единым для всех звеньев экономики - от предприятия до народного хозяйства в целом. Таким образом общим критерием экономической эффективности производства является рост производительности общественного труда.

В настоящее время экономическая эффективность производства оценивается на основе данного критерия, выражающегося в максимизации роста национального дохода (чистой продукции) на единицу труда.

На уровне предприятия формой единого критерия эффективности его деятельности может служить максимизация прибыли.

Эффективность производства находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, характеризующих эффективность использования основных элементов производственного процесса. Система показателей экономической эффективности производства должна соответствовать следующим принципам:

- обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности производства;

- определять уровень эффективности использования всех видов, применяемых в производстве ресурсов;

- обеспечивать измерение эффективности производства на разных уровнях управления;

- стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства.

С учетом указанных принципов определена следующая система показателей эффективности производства.

1) обобщающие показатели:

- производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов;

- прибыль на единицу общих затрат;

- рентабельность производства;

- затраты на 1 рубль товарной продукции;

- доля прироста продукции за счет интенсификации производства;

- народнохозяйственный эффект использования единицы продукции;

2) показатели эффективности использования труда (персонала):

- темп роста производительности труда;

- доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда;

- абсолютное и относительное высвобождение работников;

- коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;

- трудоемкость единицы продукции;

- зарплатоемкость единицы продукции;

3) показатели эффективности использования производственных фондов:

- общая фондоотдача;

- фондоотдача активной части основных фондов;

- рентабельность основных фондов;

- фондоемкость единицы продукции;

- материалоемкость единицы продукции;

- коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов;

4) показатели эффективности использования финансовых средств:

- оборачиваемость оборотных средств;

- рентабельность оборотных средств;

- относительное высвобождение оборотных средств;

- удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции);

- рентабельность капитальных вложений;

- срок окупаемости капитальных вложений и др.

Уровень экономической эффективности в промышленности зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли промышленности вследствие ее технико-экономических особенностей характерны специфические факторы эффективности.

Все многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем признакам:

1) источникам повышения эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции;

2) основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.;

3) уровню реализации в системе управления производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на:

а) внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.;

б) внешние - это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы.

8. Доходы предприятия(Понятие дохода. Общий, средний и предельный доход

Реализуя свою продукцию, фирма получает доход, или выручку. Доход – это сумма денег, получаемая фирмой в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени. Величина дохода, его изменение свидетельствуют о степени эффективности деятельности фирмы. Разница между общим доходом и общими издержками представляет собой прибыль. Отсюда следует, что рост прибыли можно получить за счет увеличения дохода и снижения издержек. На это и направлена деятельность фирмы. Различают общий, средний и предельный доход. Общий (валовой) доход (TR ) есть общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате реализации произведенной ею продукции. Он рассчитывается по формуле:ТR = Р × Q, где Р – цена реализации единицы продукции; Q – количество единиц произведенной и реализованной продукции. Как видим, величина общего дохода при прочих равных условиях зависит от объема выпуска и цен реализации. Средний доход (AR) – это величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции. Он рассчитывается по формуле: АR = TR / Q = (P × Q) / Q = Р. Расчет среднего дохода обычно применяют при изменяющихся ценах в течение какого-то временного интервала или в тех случаях, когда ассортимент выпускаемой фирмой продукции состоит из нескольких или множества товаров или услуг. Предельный доход (MR) есть приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции. Он рассчитывается по формуле МR = D TR / DQ, где DТR – прирост валового дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции; DQ – прирост объема производства и реализации на единицу. Сравнение предельного дохода и предельных издержек для товаропроизводителя имеет важное значение в выработке им своей хозяйственной политики. Доход фирмы определяется двумя факторами: количеством реализованной продукции и ценой этой продукции. Взаимосвязь между данными величинами состоит в том, что, во-первых, с ростом объема реализованной продукции ее цена не изменяется; во-вторых, с ростом объема реализации цена продукции снижается. Динамика дохода фирмы в обоих случаях будет различной.
 

9. Издержки, затраты, расходы, себестоимость

Издержки - суммарные "жертвы" организации, связанные с выполнением тех или иных операций.

Издержки бывают:

1. Явные (расчетные) - выраженные в денежной форме фактические затраты на приобретение ресурсов для производства и продажи продукции, работ, услуг.

2. Вмененные (альтернативные) - упущенная выгода организации, которая могла бы быть получена при выборе альтернативных вариантов осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности.

Затраты - это явные (фактически произведенные) издержки организации, оценка стоимости ресурсов, потраченных на выпуск и сбыт продукции за определённую единицу времени.

Как видно из определения, затраты характеризуются:

1. денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов;

2. целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса);

3. определенным периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.

 

Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.

Постоянными называют такие затраты, величина которых не меняется с изменением загрузки производственных мощностей и не зависит от текущего объема производства. К таким затратам следует относить:

1. арендную плату;

2. заработную плату руководства организации и сотрудников, если она не зависит от объема произведенной или реализованной продукции;

3. амортизацию основных средств.

Под переменными следует понимать затраты величина которых изменяется в связи с изменением объема производства или степени загрузки производственных мощностей.

К таким затратам следует относить:

1. затраты на сырье;

2. затраты на материалы для изготовления продукции;

3. затраты на энергию для технологического процесса и др.

Переменные затраты в себестоимости всего выпуска продукции (работ, услуг) растут пропорционально изменению объема производства, а в себестоимости единицы продукции они составляют постоянную величину. Величина постоянных затрат, наоборот, не изменяется с увеличением объема производства в общей сумме затрат, а в расчете на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту.
В отличие от затрат, расходами называют ту часть затрат, которую понесло предприятие при изготовлении продукции (работ, услуг), реализованной в данном отчетном периоде. То есть, тогда, когда происходит отгрузка продукции, затраты предприятия переходят в расходы.

В бухгалтерском и в налоговом учете понятие «расходы» также звучат по-своему.

С точки зрения бухгалтерского учета расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

С точки зрения налогового учета, расходы – это обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия. Они делятся на расходы, связанные с производством и реализацией (зарплата сотрудников, покупная стоимость сырья и материалов, амортизация основных средств и пр.) и на внереализационные расходы (отрицательная курсовая разница, судебные и арбитражные сборы и пр.).


Расходы - уменьшение (фактическое использование) ресурсов или увеличение долговых обязательств организации. Это затраты, которые обоснованы и документально подтверждены, а также имеют прямое отношение к полученной прибыли.

Расходы предприятия и их классификация

В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются следующим образом:

· расходы по обычным видам деятельности;

· прочие расходы (в том числе операционные, внереализационные, чрезвычайные).

Классификация расходов и их состав представлены в таблице.

 

Вид расходов Состав расходов
1. Расходы по обычным видам деятельности Расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ) Расходы по переработке (доработке) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие, управленческие расходы и др.) Расчеты по оплате труда Отчисления в страховой фонд Амортизационные отчисления
2. Операционные расходы Расходы, связанные с предоставлением организациями активов во временное пользование за плату Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности Расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции Проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами) Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями Прочие операционные расходы
3. Внереализационные расходы Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания Курсовая разница Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов) Прочие внереализационные расходы
4. Чрезвычайные расходы Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.)

Затраты становятся расходами в момент их фактического использования в производстве. Расходы принимаются к учету в момент признания доходов (принцип начисления).
Пример: Вы купили мороженое - это затраты (обменяли деньги на товар). Вы съели купленное мороженое - это расходы (вы потребили, израсходовали ресурс).

Состав расходов, учитываемых в налогообложении, отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете. В отличие от приведенной выше классификации расходов организации в налоговом учете они подразделяются на:

· расходы, связанные с производством и реализацией продукции;

· внереализационные расходы (без выделения операционных и чрезвычайных расходов).

 

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:

· материальные;

· расходы на оплату труда;

· суммы начисленной амортизации;

· прочие.

Себестоимость - стоимостная оценка текущих затрат природных, трудовых и денежных ресурсов на производство и реализацию продукции.
В себестоимость включаются:

· затраты, связанные с предпринимательской деятельностью,

· затраты, которые относятся только к деятельности самого предприятия,

· затраты, связанные с производством и реализацией конкретного вида продукции,

· затраты документально обоснованные,

· затраты, установленные законодательно государством,

· затраты включают в том отчетном периоде, к которому они относятся, не зависимо от времени оплаты (метод начисления). Для малых компаний, фирм спецрежимах включать затраты в себестоимость можно сразу после их оплаты).

Виды себестоимости:

1. От оперативного формирования

o Фактическая

o Плановая

2. От полноты включения расходов

o Цеховая

o Производственная (общезаводская)

o Полная (производственная + по реализации)

3. От объема продукции

o Единицы продукции

o Всего объема производства

4. От степени готовности продукции

o Валовой продукции

o Товарной продукции

o Реализованной продукции

Методика расчета себестоимости зависит от степени готовности продукции.
Порядок формирования себестоимости для целей бухгалтерского учета определен в ПБУ 10/99 "Расходы организации" в части расходов по обычным видам деятельности и других нормативных актах.
Перечень расходов, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения регламентирован главой 25 НК РФ "Налог на прибыль". ИП на общей системе налогообложения также определяют себестоимость в соответствии с гл. 25 НК РФ.

10. Классификация затрат


Расходы – более общее понятие, чем затраты. Расходы – это экономически оправданные затраты, признаваемые при налогообложении. Затраты рассматриваем как часть расходов пр-я. Расходы – все платёжные транзакции пр-я, независимо от цели их осуществления.

Затраты – это стоимостная оценка производственных ресурсов пр-я, израсходованных в процессе производства и реализации готовой продукции. Считаем, что расходы = затратам.

Классификация затрат по направлениям:

1. Классификация по элементам затрат в соответствии с их экономическим содержанием:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· амортизация основных фондов;

· отчисления на социальные нужды;

· прочие затраты (налоги, сборы, платежи).

2. По роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные.

Основные - это затраты обусловленные непосредственно процессом производства продукции.

Накладные - это затраты на обслуживание производственного процесса и создание условий для работы предприятия в целом.

По месту возникновению накладные расходы, в свою очередь, подразделяются на:

· общецеховые;

· общепроизводственные;

· общехозяйственные.

Общецеховые затраты - это затраты, связанные с функционированием цеха как элемента производственного процесса, как места, где осуществляется процесс по изготовлению продукции (расходы на управление цехом, амортизацию, отопление, освещение, ремонт помещений цеха).

Общепроизводственные затраты - затраты, направленные на обеспечение производственной деятельности предприятия в целом (амортизация, производство испытаний, опытов, исследований, содержание научно-исследовательских подразделений, подготовка кадров).

Общехозяйственные затраты - затраты обеспечивающие функционирование предприятия как целого. 3 основных группы затрат:

· расходы на управление предприятием (заработная плата аппарата управления, командировки);

· непроизводственные расходы (потери от простоев, от порчи, от хищений);

· коммерческие или внепроизводственные расходы (расходы на тару, на упаковку, на транспортировку).

В зависимости от степени включения в себестоимость продукции накладных расходов различают:

· цеховую себестоимость, если включены только общецеховые расходы,

· производственную, если включены также и общепроизводственные;

· полную, если в нее включены все затраты предприятия (в том числе и общехозяйственные).

3. По характеру отнесения на продукцию затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты - это затраты, которые прямо могут быть отнесены на себестоимость производимого продукта, так как они связаны с производством именно данного конкретного продукта и ни с чем больше не связаны.

Косвенные затраты - это затраты, которые невозможно прямо отнести на производство конкретного продукта, так как они связаны с производством многих продуктов. Их приходится распределять.

4. По характеру зависимости от объема выпускаемой продукции все затраты предприятия подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные затраты - это затраты, в широких пределах не зависящие от объемов производства (арендная плата, амортизация оборудования, заработная плата руководства предприятия, расходы на охрану). Даже если производство какой-то период не ведётся, постоянные затраты не равны нулю.

Переменные затраты - это затраты, прямо связанные с объемом производимой продукции (затраты на материал, расход топлива и энергии, сдельная заработная плата основных рабочих). В случае, если в какой-то период производство не ведется, в этот период переменные затраты равны нулю.

TC = FC + VC * V, где V — объем производимой продукции.

TC/V = FC/V + VC - затраты на единицу продукции.

 

11. Калькулирование себестоимости

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Себестоимость продукции, работ, услуг является важной характеристикой, позволяющей рассчитать цену готовой продукции с учетом всех издержек производства. Себестоимость отражает затраты материальных ресурсов и денежных средств на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Очевидно, что в современных условиях нестабильного валютного курса, ограничительных санкций по отношению к России, неустойчивой конъюнктуры рынка калькулирование себестоимости представляет собой важную задачу для управленческого учета.

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

· затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции;

· затраты на обеспечение предприятия рабочей силой (персоналом);

· отчисления в различные фонды и бюджеты;

· затраты на содержание, обслуживание и управление организацией;

· платежи сторонним организациям за оказание услуг по производству продукции;

· затраты на подготовку и освоение новой продукции;

· прочие затраты.

В зависимости от объема затрат себестоимость подразделяется на технологическую, сокращенную, производственную и полную (рис. 1). Технологическая себестоимостьсостоит из прямых производственных затрат на первичных участках производства. Информация о сокращенной производственной себестоимости обобщается в управленческом калькуляционном учете. Производственная и полная себестоимости формируются расчетным путем.

 

Рис. 1. Виды себестоимости по составу затрат

 

В управленческом учете применяют также показатели себестоимости, отличающиеся по методам их формирования, — плановая, нормативная и фактическая себестоимость.

Плановая себестоимость формируется путем расчетов по средним нормам затрат производства на предлагаемый объем. Нормативная себестоимость рассчитывается по действующим (текущим) нормам затрат на единицу продукции, работ, услуг, а фактическая — по данным калькуляционного учета об издержках производства за определенный отчетный период.

Отдельно нужно выделить проектную себестоимость, которая рассчитывается при проектировании производства продукции, в бизнес-планах, сметно-финансовых расчетах для оценки эффективности предполагаемого производства продукта или процесса.

Калькуляционные статьи для общей калькуляции представляют собой развернутую номенклатуру из нескольких десятков статей, перечень которых существенно зависит от отраслевых особенностей производства, целей и задач калькулирования, определяемых высшим руководством организации.

Объектами калькулирования (носителями затрат) являются виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке:

· продукты или комплексы продуктов полной или частичной готовности — по переделам, стадиям, отдельным процессам;

· изделия или полуфабрикаты, группы однородных изделий, серии одноименных изделий или индивидуально вырабатываемые единичные изделия, строительные объекты, обусловленные этапы строительства и т. п.;

· виды работ и услуг — транспортные, монтажные, ремонтные, научно-исследовательские и т. п.

Калькуляционная единица — это количественная мера конкретного объекта калькулирования. И если калькуляционный объект выражает весь объем продукции данного вида, то калькуляционная единица — только ту его часть, которая применяется для индивидуальной калькуляции и характеризует индивидуальную себестоимость данного вида продукции.

Все калькуляционные единицы можно свести к нескольким типологическим группам:

· натуральные единицы — штуки, тонны, килограммы, киловатт-часы и т. п.;

· условно-натуральные единицы — обезличенные изделия одного вида (например, некое количество пар определенного вида обуви, производственный заказ, тонна литья, кубический метр железобетонных изделий и др.);

· приведенные или условные калькуляционные единицы — масса определенного продукта в пересчете на содержание полезного вещества (условный ящик стекла, молочные продукты с определенной жирностью и т. п.);

· эксплуатационные единицы — единица мощности машин, агрегатов, двигателей, производственной мощности установок и сооружений, параметры приборов, полезная площадь (или объем) зданий и т. п.;

· единицы работы персонала или средств труда — нормо-час работы специалиста, машино-дни, тонно-километр перевозок и т. п.

Следует избегать калькуляционных единиц, выраженных в денежном измерителе, например 125 млн руб. строительно-монтажных работ.

Для калькуляции себестоимости продукции (например, завода) можно использовать следующую форму (см. далее).

Калькулирование — группировка издержек по объектам калькулирования и исчисление себестоимости калькуляционных единиц.

Калькуляционный учет — это аналитическая группировка затрат производства на счетах управленческого учета, обеспечивающая необходимую информацию для калькуляции себестоимости. Для этих целей применяют счета 20–29 действующего Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010), обособленных от других счетов в отдельную систему управленческого учета.

 

Обратите внимание!

Затраты, относимые на себестоимость продукции, в финансовом учете регламентируются отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Расчет затрат, относимых на себестоимость продукции для целей исчисления налога на прибыль, осуществляется в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.

 

В системе управленческого учета порядок формирования себестоимости не столь регламентирован, поскольку главная задача управленческого учета в этой области учета затрат состоит в предоставлении менеджменту предприятия полной информации об издержках и возможности влиять на них.

 

МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

Под методом учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции понимают совокупность приемов и способов документирования и отражения производственных затрат, которые обеспечивают исчисление фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции.

В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактических затрат и метод учета нормативных затрат, а в зависимости от объектов учета затрат — попроцессный, попередельный и позаказный методы учета затрат. С точки зрения полноты учитываемых затрат различают калькулирование полной себестоимости и калькулирование неполной (усеченной) себестоимости. На практике эти методы применяются в различных сочетаниях.

Информация о том, на основе каких данных и для каких целей рассчитываются разные виды калькуляций, представлена на рис. 2.

 

Рис. 2. Особенности расчета разных видов калькуляций

 

УЧЕТ НОРМАТИВНЫХ И ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ

В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают:

· метод учета фактических затрат. При использовании этого метода калькуляция производится на основе фактических данных о количестве и стоимости затраченных ресурсов;

· метод учета нормативных затрат. Данный метод использует в расчете себестоимости нормативные, средние значения потребления и учетных цен того или иного ресурса.

Нормативные затраты на единицу произведенного продукта состоят из шести элементов:

1. нормативная цена прямых материалов;

2. нормативное количество прямых материалов;

3. нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам);

4. нормативная ставка оплаты прямого труда;

5. нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов;

6. нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов.

Нормативный коэффициент распределения общепроизводственных расходов рассчитывается в три этапа:

1. Расчет прогнозируемого уровня общепроизводственных расходов (ОПР) (зависит от динамики затрат и предполагаемого объема производства).

2. Выбор базы распределения ОПР. Для этого определяется связь между общепроизводственными расходами и объемом готовой продукции с помощью какого-либо измерителя производственной деятельности, например, количества чел.-ч.

3. Деление прогнозируемой величины ОПР на прогнозируемый объем производства, выраженный в показателе выбранной базы распределения (часы, руб.). ОПР относят на каждый вид продукции с использованием этого коэффициента (для этого фактическое значение показателя базы умножают на нормативный коэффициент).

Калькулирование — совокупность приемов учета затрат на производство расчетных процедур исчисления себестоимости продукта. Результатом калькулирования является калькуляция, т.е. расчет затрат предприятия, падающих на объект калькулирования (единица произведенной продукции). Калькулирование необходимо для определения себестоимости продукции, установления уровня безубыточности цены.
Процесс калькулирования включает: разделение затрат на производство между законченной продукцией и незавершенным производством; исчисление сумм расходов на готовую продукцию и разделение затрат между отдельными видами продукции; определение затрат на забракованную продукцию и исчисление себестоимости единицы продукции.
Калькуляции делятся на предварительные (плановые, сметные, проектные, нормативные) и последующие (отчетные, хозрасчетные). Первые составляются до начала производства продукции, вторые – после ее изготовления и характеризуют расходы на ее изготовление.

Методы калькулирования себестоимости продукции.
1) позаказный
2) попроцессный
3) попередельный
4) нормативный (standard-costing)
5) калькулирование себестоимости по прямым затратам (direct-costing)
6) калькулирование полной себестоимости
Выбор того или иного метода зависит главным образом от характеристики производимой продукции и характеристик производственного процесса.
Позаказный метод предусматривает аккумуляцию затрат по отдельным работам (подрядам заказа). Объектом калькулирования выступает производственный заказ, открываемый на индивидуально или мелкосерийно изготавливаемое изделие, работу, услугу. На каждый заказ выписывается карточка или ведомость калькуляции затрат. Затраты, возникающие в производстве, отслеживаются следующим образом: прямые – основные затраты (на материалы, на оплату труда производственные рабочих) включают непосредственно в ведомость по заказу. Остальные затраты учитывают по месту их возникновения и по назначению. Себестоимость каждого заказа определяется после завершения работ по его выполнению. До этого момента все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством.
Позаказная калькуляция широко применяется в судостроении, полиграфии, строительстве, авиационной промышленности и в сфере услуг.
Попередельный метод учета затрат и калькулирования используется при производстве массовой продукции, однородной по исходному материалу и характеру обработки, получаемой путем последовательной переработки сырья в полуфабрикаты и из них – в готовый продукт. Объектом учета затрат являются переделы
Передел — часть технологического процесса (совокупность производственных операций), завершающуюся получением законченного полуфабриката, который может быть реализован на сторону или направлен в дальнейшую обработку или на следующий передел.
Процесс калькулирования заключается в следующем: прямые затраты отражают не по видам продукции, а по переделам, либо стадиям производства. Отдельно учитываются косвенные затраты и распределяются по переделам. Суммарные затраты по переделу определяют себестоимость выпуска передела и единицы полуфабриката (или готовой продукции, если это последний передел).

Попроцессный метод калькулирования и учета затрат заключается в том, что прямые и косвенные затраты учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим среднюю себестоимость единицы продукции определяют путем деления суммы всех произведенных за месяц затрат (в целом по итогу и по каждой статье) на объем готовой продукции за тот же период.
Этот метод применяется на предприятиях, где производство носит массовый характер, выпускается однотипная продукция, ограниченная номенклатурой, которая перемещается от одного технологического участка к другому непрерывным потоком, при этом незавершенное производство отсутствует или незначительно (например, электро- и теплостанции, предприятия добывающих отраслей промышленности и некоторые предприятия химической промышленности и т.д.).
Разновидностью этого метода является метод учета затрат не по производству в целом, а по стадиям технологического процесса.
Нормативный метод является универсальным, применяется практически во всех отраслях промышленности. Базируется на следующих принципах:
1) составление нормативной калькуляции на основе технологических норм затрат;
2) учет отклонений от норм с определением величины отклонений, места их возникновения, причин и виновников;
3) учет фактических затрат путем их суммирования по текущим нормам, отклонениям от норм и изменениям самих норм.
Direct-costing – метод калькулирования себестоимости по прямым затратам. Заключается в калькулировании неполной себестоимости. На себестоимость продукции относятся только переменные расходы, т.е. те затраты, которые зависят от загрузки мощностей и объема продукции. Другие затраты (накладные), которые также составляют часть текущих издержек, в себестоимость продукции не включаются, а размещаются общей суммой из выручки в том периоде, когда они возникли. Применение данного метода в западных странах показало высокую эффективность.
Метод калькулирования полной себестоимости (метод ABC). Сущность систем учета затрат по функциям проистекает из предположения: затраты вызваны деятельностью и продукты создают спрос на виды деятельности. Практическая реализация данного метода предполагает осуществление следующих этапов:
1) определение основных видов деятельности, имеющих место на фирме
2) создание для каждого вида деятельности центра затрат
3) определение носителей издержек для каждого вида деятельности
4) отнесение на продукт расходов на вид деятельности в соответствии с необходимостью их осуществления для производства данного продукта.
Данный метод широко используется для обоснования следующих решений: установление долгосрочного порога цен, изменение портфеля заказов.
Методы распределения косвенных расходов между видами продукции:
1) пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (используется чаще всего);
2) пропорционально весу сырья или выработанной продукции (для однородной продукции);
3) пропорционально стоимости обработки;
4) пропорционально количеству машин и часов работы оборудования;
5) пропорционально коэффициенту (для однородной продукции, различающейся марками и сортами). Коэффициент устанавливается на длительный период.

12. Прибыль и рентабельность предприятия

1. Прибыль предприятия: сущность, формирование.
2.Факторы, влияющие на прибыль. Распределение и использование прибыли.
3.Виды и показатели рентабельности.

Методические указания:

Прибыль и доход являются основными показателями финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.
Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.

  Доход
Материальные затраты Оплата труда Прибыль
Себестоимость Чистая прибыль Налог на прибыль
Выручка от р
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...