Система показателей деловой активноси предприятия
Условные обозначения:
Чр – Среднесписочная численность работников; Fср – средняя за период стоимость внеоборотных активов; Вср – средний за период итог баланса; Rа ср – средняя за период величина оборотных активов; Z ср – средняя за период величина запасов и затрат; rа ср – средняя за период дебиторская задолженность; rр ср – средняя за период кредиторская задолженность; И с ср – средняя за период величина собственного капитала резервов; Д – дивиденды, выплачиваемые акционерам; Рр – прибыль направленная на развитие производства (реинвестированная прибыль).
Для расчета применяют абсолютные итоговые данные за отчетный период по выручке, прибыли и т. п. Но показатели баланса расчитаны на начало и конец периода, т. е. Имеют одномоментный характер. Это вносит некоторую неясность в интерпритацию данных расчета. Поэтому для расчета коэффициентов применяют показатели, расчитанные к усредненным значениям статей баланса. Можно также использовать данные на конец года. Для первоначальной оценки деловой активности завода металлоконструкций целесообразно будет составить следующую таблицу:
“Золотое правило экономики предприятия” в данном случае не выполняется так как Тп < Тв,но это правило может выполняться только при идеальных внешних и внутренних условиях. Так как мы рассматриваем реальное предприятие, можно только оценить отклонения от данного условия: · Положительно можно оценивать уже хотя бы то, что все три показателя растут, а это в условиях нашей экономики встречается очень редко. · Выручка от реализации продукции вырастает на 40,6%, тогда как прибыль (чистая прибыль) практически не меняется (темп прироста всего 3%). Причины этого будут рассмотрены далее · Активы предприятия растут на 11%. Их рост обусловлен ростом труднореализуемых оборотных активов (запасов и затрат), при незначительном уменьшении внеоборотных активов.
Рассмотрим пример расчета показателей деловой активности Таблица 18: 1. Выручка от реализации продукции выросла очень значительно (на 10 945 165 руб),причинами этого являются кроме увеличения объемов выпущенной продукции, еще и рост цен на выпускаемую продукцию. Если первая причина положительно влияет на финансовые результаты то вторая может иметь на них отрицательное воздействие, так как наряду с ростом цен на выпускаемую продукцию (связанный, в основном, с инфляционными процессами) растут цены на материалы, что увеличивает себестоимость продукции, следовательно, уменьшает прибыль от реализации и, в конечном результате, ведет к снижению чистой прибыли. 2. Чистая прибыль выросла на 26 249руб. Но рост чистой прибыли составляет всего 3%, что плохо сказывается на рентабельности. При током опережении роста выручки над ростом чистой прибыли, придется рассмотреть прибыль более подробно, для выявления причин такой низкой рентабельности. На изменение балансовой, а значит и чистой прибыли, оказывают влияние многие факторы. Балансовая прибыль состоит из: 1) Прибыли от реализации продукции и услуг. На нее оказывает влияние: § Объем продажи продукции ü Изменение переходящих остатков готовой продукции ü Выпуск товарной продукции ü Изменение остатков отгруженной продукции § Структура товарной продукции § Цены реализации ü Качество товарной продукции ü Рынки сбыта продукции ü Инфляционные факторы 2) Прибыль от прочей реализации § Прибыль от продажи товарно-материальных ценностей § Прибыль от реализации продукции подсобных хозяйств § Прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов 3) Внереализационные финансовые результаты § Прибыль от долевого участия в совместных предприятиях § Прибыль от сдачи в аренду основных средств земли § Полученные и выплаченные пени и штрафы § Убытки от списания дебиторской задолженности § Убытки от стихийных бедствий § Доходы по акциям, облигациям, депозитам
§ Доходы и убытки по валютным операциям Рассмотрим причины недостаточного роста прибыли на нашем предприятии: Во-первых, при росте выручки на 40,6%, себестоимость реализации продукции (доля которой в величине выручки от реализации продукции очень велика –96,8%) растет на 41,4%(табл. 20) что в совокупности с ростом коммерческих расходов, позволяет прибыли от реализации продукции увеличиться всего на 22,5 %.(см.Табл21).
|
|
|