Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни, критерии, источники эффективности деятельности организации




Уровни анализа ОП. Одной из главных прикладных задач организационного поведения является повышение эффективности организационной деятельности. Исследуя проблемы эффективности и производительности, ученные рассматривают деятельность на трех уровнях: организационном, групповом, и индивидуальном.

Задачей менеджеров является обеспечение эффективной деятельности отдельных индивидов, групп для достижения общей эффективности деятельности организации. В контексте ОП эффективность определяется рядом критериев.

Краткосрочные критерии эффективности — критерии, оценивающие положение дел в организации за корот­кий промежуток времени.

Продуктивность — способность организации обеспечить необходимое количество и качество продукции в соответствии с требованиями внешней среды.

Качество — возможность организации удовлетворять запросы клиентов по использованию изделия и предоставлению услуг; оценки исходят от покупателей.

Гибкость — способность организации перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой, умение адаптировать методы и средства для выпуска новых продуктов с учетом происходящих изменений.

Удовлетворенность — чувство удовлетворения у работников от выполненной работы, осознания своей роли в организации.

Среднесрочные критерии эффективности — критерии, с помощью которых производят оценку за более продолжительный временной интервал по сравнению с краткосрочными критериями.

Конкурентоспособность — положение организации в отрасли, ее рейтинг, репутация, восприятие ее со стороны конкурентов в борьбе за покупателей.

Развитие — инвестирование средств таким образом, чтобы удовлетворить будущий спрос внешней среды на продукцию, услуги как залог выживания.

Долгосрочный критерий эффективности деятельности организации — способность организации сохранять свое положение внутри среды, т.е. ее выживание.

Каждый критерий характеризуется своим набором показателей, которые возможно измерить.

Эффективность деятельности организацииоптимальное соотношение производительности труда, удовлетворенности работников, конкурентоспособности организации и развития.

Источники организационной эффективности представляют собой взаимодействие индивидуальной и групповой эффективности с учетом синергетического эффекта. Кроме того, на организационную эффективность оказывают воздействие внешние условия существования организации (состояние экономики, конъюнктура рынка, отношение с партнерами), используемые технологии и уровень технического оснащения организации

Индивидуальная эффективностьрезультат выполнения работником поставленных задач с учетом затрат на реализацию.

Групповая эффективность – результат совместной деятельности по достижению поставленных целей.

Факторы, влияющие на Организационное поведение

Макроэкономические факторы:
Среди факторов, определяющих организационное поведение или частично влияющих на него находятся такие как:

 

   
 
- экономическая ситуация в стране, регионе; - географическое положение организации; - уровень жизни в регионе; - внешнеэкономические контакты; - статус организации на рынке; - ожидания окружающих
 
 
 
 

 

 


Поведение индивида

В большинстве отечественных исследованиях под человеческим поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Поступок как единица поведения выражает отношение человека к другим людям и моральным нормам общества.

Другие определения:

Поведение - деятельность, имеющая природные предпосылки, в своей основе социально обусловлена, опосредована языком.

Поведение – функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации

П= f(I,E)

где: П - поведение;

I – особенности индивида,

E – окружающая среда.

Особенности поведения:

- поведение имеет причины, т.е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления;

- поведение целенаправленно – любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия;

- характеристики поведения, которые можно наблюдать измеримы;

- поведение мотивировано – в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления.

Согласно существующих концепций типология поведения человека неоднозначна, все зависит от того, что закладывается в основу классификации, так например американский психолог Макгвайр в зависимости от целей, потребностей, ситуаций выделил 16 типов поведения (Алиев; Дохолян «ОП» стр. 53). Данная типология дана в обобщенном виде и носит в большей степени психологический оттенок и никак не ориентирована на определенную организационную среду. А именно организационная среда объективно задает те или иные способы поведения сотрудников, руководителей и т.д., которое может быть позитивным, направленным на развитие организации, и негативным, разрушающим ее, поэтому человеку работающему очень важно знать какие образцы поведения задает ему организация, какие модели отношений предлагает организация, от этого и будет зависеть и осмысление своего собственного поведения работником.

В истории развития организации выделяют четыре представления (стереотипа) о том, что есть человек работающий:

- «экономический человек» (рационально мыслящий и ориентирующийся прежде всего на деньги как средство удовлетворения универсальных потребностей. В основе этого стереотипа лежит принцип денежного расчета);

- «функциональный человек» (выполняющий рабочие функции как придаток машин и оборудования. В его основе лежит принцип организационного подчинения человека рабочим операциям в условиях, когда он все более и более становится жертвой научно-технического прогресса);

- «психологический человек» (переживающий свои собственные состояния. Которые влияют на производительность труда. Он базируется на умелом использовании психологии для достижения определенной выгоды. Его идейная основа – «Без психологии нельзя. Надо ценить хороших работников»);

- «этический человек» (оценивающий с моральной точки зрения то или иное отношение к себе и сам относящийся к другим людям на основе того, как они к нему относятся. В его основе лежит принцип подчинения человека требованиям профессиональной, деловой и управленческой этики).

Эти четыре стереотипа, совмещаясь в сознании и поведении персонала, задают четыре сегмента организационного поведения, которые определяют состояние человека работающего:

А- ригористический (подчинение служебному долгу)

Б- автономный (свобода организационного маневра)

В – мобилизационный (психологическая готовность к работе)

Г – прессинговый (подчиненность рабочим операциям во времени и в пространстве).

Модель представленная на слайде дает возможность нагляднее представить, какие стратегии поведения выбирает руководитель фирмы в зависимости от тех или иных стереотипов восприятия работников. Которые так или иначе проявляются в его сознании. (заставить, заинтересовать, кнут и пряник, манипуляция)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...