Практическая значимость работы.
В краткой характеристике современного состояния научной проблемы, которой посвящена работа, необходимо: • отметить степень изученности темы (не переходя на простое перечисление фамилий и только по избранной узкой теме); • провести границу между изученным и неизученным: показать недостаточность имеющихся знаний или их противоречивость. В ходе описания проблемы должна стать очевидной ее актуальность. При этом не рекомендуется: • формулировать проблему как вопрос, постановка проблемы предполагает последовательное доказательство того, что имеющиеся знания не позволяют ее разрешить, что означает необходимость получения новых знаний; • основной упор при формулировке проблемы делать на ее социальную значимость; • многословие при описании актуальности проблемы. Примерная схема постановки проблемы: Под... понимается... В... проблема... является одной из главных... Вопрос... актуален... Сейчас, когда необходимо... Все более очевидно... Современные исследования… позволяют утверждать... Традиционно... В соответствии со сложившимися.... Многочисленные эксперименты... наглядно продемонстрировали... Многие авторы пытались... Различным аспектам посвящено... Согласно теории... Согласно другой теории... В настоящее время ни одно из этих предположений... Приведенный обзор показывает, что... С одной стороны... С другой стороны... Однако...не проводился... Следовательно... Искать нужно... Интересным представляется... В отличие от большинства работ... Мы предполагаем... Основная причина... Скорее объясняется не, а... По-видимому... Это позволит... Именно поэтому мы... Далее необходимо сформулировать цели исследования Цель - это тот желаемый конечный результат, который должен быть получен в ходе исследования и отражен в выводах. Формулировка цели может совпадать с названием всей работы.
Принято выделять следующие основные виды целей психологического исследования [15]: а) определение характеристик явления; б) выявление взаимосвязи психических явлений; в) изучение возрастной динамики явления; г) описание нового феномена, эффекта; д) открытие новой (другой) природы явления; е) обобщение; ж) создание классификации, типологии; з) создание методики; и) адаптация психодиагностической методики. Приведем для примера часто встречающиеся в психологических исследованиях формулировки: «Психологический анализ и выявление особенностей...» «Изучение особенностей...» «Сравнительное изучение особенностей...» «Анализ особенностей... во взаимосвязи...» «Выявление круга факторов, обуславливающих...» «Выявление различий в...» «Изучение структуры...» «Выявление связи между...» «Исследование соотношения... и... в контексте...» «Исследование предрасположенности... к...» «Изучение возможности...» «Рассмотреть процесс...» «Изучение механизмов... у... в зависимости от...» «Изучение нарушений механизмов...» «Сравнение уровня развития... в группах...» «Изучение возрастной динамики...» «Выявление динамики и психологических условий столкновения...» «Апробация методов... на контингенте...» Далее следует поставить задачи, которые позволяют отследить путь, пройденный исследователем, указывают на основные его этапы В задачах также должно присутствовать указание на средства, которыми автор воспользовался для достижения цели. Формулировки задач должны соответствовать содержанию глав работы, Не рекомендуется ставить очевидные или слишком узкие задачи: провести исследование, проанализировать результаты, сделать выводы, создать таблицу, провести статистический анализ.
Если исследование носит теоретико-эмпирический характер, т.е. обладает, кроме эмпирической, такой теоретической частью, которая, помимо обоснования исследования, содержит имеющие научную ценность, теоретические построения, то задачи ставятся как для теоретической части, так и для эмпирической. Приведем часто встречающиеся формулировки. Задачи теоретической части: «Анализ основных направлений исследования...» «Сопоставление закономерностей...» «Теоретическое обоснование предположения о...» «Теоретический анализ проблемы.,. как...» «Анализ роли... в...» «Выделение функций и форм...» «Разработка общих методических принципов...» Задачи эмпирической части: «Описание феномена у... и у....» «Описание симптомов у...» «Используя метод.., выявить... особенности...» «Выявить различные типы...» «Выделение вариантов...» «Сравнить свойства... у...» «Сравнить сходство профилей...» «Выявление противоречий...» «Анализ... факторов и условий...» «Проверка наличия эффекта...» «Выявление роли фактора...» «Изучение характера влияния... на... у...» «Получить....сравнить и выяснить степень различия...» «В группах... определить...» «Изучить воздействие... на... характеристики...» «Провести сравнительный анализ... и выделить...» «Сопоставление... в группе... и группе.. - для выявления...» «Сопоставить показатели... с показателями...» «Изучить соотношение... у...» «Определение соотношения между уровнем... и степенью «Сравнение выполнения...» «Сопоставление уровня... с уровнем...» «Установить различия по показателям...» «Выявить значимые корреляции между...» «Оценить уровень развития...» «Изучение динамики...» «Анализ специфики становления...» «Проверка предположения о том, что...» «Выявить возможности... в использовании...» «Создание адекватного инструмента исследования...» «Разработка и апробация... приемов и процедур обработки эмпирических данных...» «Разработка и апробация методики...» «Разработка и апробация программы тренинга» После задач исследования формулируется предмет исследования. Предмет исследования - то, что исследуется в выделенном объекте (психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общение). Затем определяется объект исследования.
Объект исследования - это то, на ком проводится исследование (индивид, группа людей, учительский коллектив). Далее выдвигается гипотеза. Гипотезу, в самом общем смысле слова, можно охарактеризовать как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. В эмпирической части гипотезы подвергаются проверке. Тип гипотезы связан с методом исследования: существуют причинно-следственные гипотезы, проверяемые в эксперименте, и психологические гипотезы, в которых используются другие типы доказательства соответствия эмпирических данных теоретическим предположением [12]. Основные правила формулирования гипотезы: • гипотеза непосредственно должна вытекать из поставленной проблемы; •гипотеза формулируется тогда, когда существует теоретическое обоснование выдвигаемого предположения; • если в ходе теоретического анализа проблемы рождаются лишь размытые общие предположения, которые автор не может конкретизировать, (например: «Детский эмоциональный опыт определяет развитие личности»), то гипотеза не формулируется. В данном случае гипотеза может быть выдвинута после получения результатов, что фиксируется затем в выводах. Чем конкретнее предположение, тем легче его затем будет подтвердить или опровергнуть. Приведем примеры типичных формулировок: «В качестве... может выступать...» «Процесс... определяется...» «Одной из причин... является...» «Существует возможность на основе... выделить...» «Предполагается, что... может оказаться ключевым для...» «С возрастом... переходит от... к...» «... имеют... динамику...» «Наличие... влияет на особенности...» «Имеются отличия... у... с... и с...» «... присущ..., характеризующийся...» «У... с... характеристиками преобладает.., а у... с... характеристиками преобладает...» «... особенность... должна отражаться в...» «... оказывает влияние на...» «... связано с...» «... статистически связано с...» «... характеризуется большей связью с.., чем с...» «При изменении... изменяется...» «Изменяя степень... предполагается возможным изменить степень...» «Значимые различия по показателям... у... связано с...» «-.. особенности... не влияют на... показатели у...»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|