В) Оформление эмпирической части работы.
Эмпирическая часть разбивается на три параграфа: 1) «Цели, задачи, гипотезы исследования». 2) «Организация и методика исследования». 3) «Результаты и их обсуждение». В параграфе «Цели, задачи, гипотезы исследования» необходимо указать: • предмет исследования; • объект исследования; • гипотезы исследования; • цели и задачи исследовательской, эмпирической части (Эти составляющие берутся из введения). Предмет, объект, цели и задачи исследования должны совпадать во введении и эмпирической части. Следующий параграф: «Организация и методика исследования». Описание методики исследования должно быть подробным, так как методика является «связующим звеном» между теоретической и эмпирической частью. В данном разделе должны быть следующие пункты: 1) описание выборки (количество испытуемых, их пол, возраст, другие характеристики); 2) перечень использованных методик (описание методики и обоснование ее выбора); 3) описание процедуры исследования; 4) описание регистрируемых показателей; 5) описание способа обработки результатов. То, какие методы и конкретные методики будут использованы и в каком количестве, какова будет по объему и составу выборка, зависит, в первую очередь, от следующих факторов: • гипотез, целей и задач исследования; • степени изученности явления. На выбор методов оказывает также влияние и степень владения исследователем конкретными методами и методиками. На данный момент считается, что существует континуум методов, на одном полюсе которого располагаются свободные («emic») данные, вытекающие из естественных форм поведения, а на другом полюсе - строгие («etic») данные, являющиеся результатом воздействия исследователя. Таким образом, исследователь выбирает прежде всего между качественными и количественными методами исследования. В табл. 1 приведены результаты сравнения этих методов [3];
Таблица I. Основные сравнительные характеристики качественных и количественных методов исследования
Общие рекомендации по выбору методов и методик и определению необходимого количества испытуемых: • чем менее изучено явление, тем обоснованнее обращение к качественным методам исследования. Соответственно, чем в большей степени изучено явление, тем предпочтительнее использование количественных методов;
• чем более «размыта» гипотеза, тем большее количество методик необходимо использовать, чтобы иметь возможность конкретизировать проблему, отбросив несущественное; • количество используемых в исследовании качественных методов может быть небольшим, количество испытуемых также может быть невелико, что предъявляет повышенные требования к анализу результатов; • рекомендуется комплексный подход, при котором качественные и количественные методы взаимодополняют друг друга; • минимальное количество испытуемых, которые должны быть задействованы в исследовании – 50 человек. Минимальное количество методик, используемых в исследовании, 2-3 (при условии наличия: четко сформулированной гипотезы; достаточно большого количества регистрируемых показателей; узкой цели; большого количества испытуемых, представляющих разные группы). Максимальное количество - 6 – 7 методик (так как слишком большое количество зафиксированных релевантных показателей может затруднить анализ). Эти рекомендации носят условный характер. Окончательное решение является продуктом творческого анализа проблемы исследователем и зависит от используемой логики доказательств. При использовании статистической обработки количество испытуемых определяется типом статистического анализа. Общие рекомендации по описанию методики: • при описании испытуемых надо указать, какие группы сравнивались (например: указать состав экспериментальной и контрольной групп; при их отсутствии указать состав групп, сравниваемых по другим основаниям - социально-экономическим, профессиональным, этническим и т.д.). Если группа испытуемых была достаточно однородной (например: только управляющие проектами или только летчики) и исследователем не вводились разделяющие ее на подгруппы условия, необходимо обоснование такого подхода. Возможные обоснования: а) необходимость сравнения диагностических возможностей различных методик; б) необходимость сравнения некоторых характеристик испытуемых конкретной группы: если у них есть «то», есть ли у них и «это»;
в) необходимость проверки предположения о том, что определенная методика способна выявить те или иные характеристики; г) необходимость изучения появления определенных характеристик в ходе тренинга или формирующего эксперимента. • При описании методик подробно следует описывать только малоизвестные методики. В обосновании использования необходимо указывать, каким образом методика разрешает поставленные задачи; • при описании способов обработки результатов необходимо указать конкретный способ, особенно при обработке количественных данных (например: «Использовался многофакторный дисперсионный анализ MANOVA. Для выявления источников значимых эффектов использовался t-критерий Стьюдента»). Если использовалась компьютерная обработка, то указывается программа (например: «Анализ данных проводился в статистической системе SPSS для Windows»). Заключительный параграф основной части: «Результаты и их обсуждение». Данный параграф должен быть значительным по объему 15 - 20 страниц. В нем представляются результаты исследования и дается их трактовка в соответствии с целями и задачами, обсуждается их значение и соотношение с известными фактами. Описание результатов предпочтительнее производить по эмпирическим задачам. Соответствующие параграфы должны быть отражены в «Содержании». Анализ результатов должен содержать не только констатацию полученных данных, но и их интерпретацию, объяснение, соотнесение с аналогичными результатами других исследователей. При анализе результатов представляется только та информация, которая помогает разрешить поставленные задачи, и, по возможности, в обобщенном виде. Все «сырые» результаты (сводные таблицы данных, протоколы, типичные рисунки испытуемых), а также все громоздкие таблицы нужно помещать в Приложении. Полные копии всех протоколов прилагать к работе не требуется; При отображении информации необходимо учитывать законы восприятия. Минимальные требования - результаты, наглядно представленные в виде таблиц, графиков должны целиком помещаться в поле зрения и иметь законченную форму.
Способ представления результатов зависит от типа данных, полученных в ходе исследования. К качественным методам обычно относят: беседу, наблюдение, неформализованные проективные техники, групповую дискуссию, фокус-группы, ролевые игры и др. О.Т. Мельникова выделяет несколько уровней анализа результатов качественного исследования [17]: • уровень сознательных факторов, доступных для структурированных опросников; • уровень личных чувств и языка, для которых требуется «сочувствующее» интервью; • уровень интуитивных ассоциации, для выявления которых используются невербальные методы или игры; • уровень бессознательных, спонтанных реакций, не подверженных цензуре сознания факторов, поддающихся проективным методам. Выделяются также несколько этапов анализа, описанные Р.Крюгером [3]: • сбор непосредственных данных; • описательные утверждения (обобщения); • интерпретация. Основной способ представления качественных данных - текст. При текстовом представлении особенно важно соблюдать правило: не смешивать результаты и их интерпретацию. Поэтому обычная схема описания результатов – представление данных в обобщенном виде (повторяющихся, непротиворечивых) с приведением выдержек из протоколов. Пример представления результатов наблюдения: «У детей, от которых отказались родители, интерес к общению со взрослыми сохранился лишь благодаря активным попыткам взрослых привлечь к себе внимание. Тогда наблюдался непродолжительный интерес, который угасал, как только взрослый прекращал свои попытки. Эти наблюдения позволили объединить особенности поведения детей, от которых отказались родители, в особый тип...» Пример представления результатов беседы: «Несмотря на то, что исследуемые нами респонденты объективно могли быть отнесены к успешным, внутренняя композиция оценок своей деятельности была смещена к шкале «нереализация»... «Я еще ничего не достиг в своей системе ценностей, - считает один из ведущих бизнесменов России. - То, что я для себя сам, мной не сформулировано. Что я хочу для себя, кроме того минимума, к которому стремится каждый человек? Внутренней комфортности? Но что является достаточным для этой внутренней комфортности, я не могу себе объяснить. Может быть, это слишком невыполнимые требования, поэтому я боюсь их формулировать для себя и ухожу от ответа... Но у меня глубокое чувство неудовлетворенности...» /ЧириковаА.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя//Психологический журнал. 1998. № 1. С-67./
Другой пример: «Обращаясь к прошлой жизни, эти испытуемые выражают удовлетворенность ею («жизнь прожита большей частью хорошо, с удовольствием, вообще повезло в жизни, много сделано»)». Пример представления результатов проективной техники: «Устремленность в прошлое налицо у испытуемых старшей группы («этот человек думает о том, как было хорошо, когда он был молодым, вспоминает свой первый успех и тихо говорит: «Никогда мне уже не стать таким, как прежде»)». Пример представления результатов фокус-группы: «В целом было выделено 21 понятие, релевантное для восприятия идеи предпринимательства... Их можно классифицировать в соответствии с тремя конструктами, применяемыми участниками фокус-групп при оценке бизнесменов... Другой способ представления качественных данных - таблица. Принцип отражения материала в таблице: обобщенные описательные утверждения, подтверждаемые выдержками из протоколов. Пример такой таблицы см. в Приложении 3 (табл. 3). Результаты рисуночных проективных тестов можно представить в виде типичных рисунков испытуемых. Качественные данные могут быть преобразованы в количественные и представлены способами, характерными для представления этого типа данных. Самый простой способ преобразования - перевод в проценты, расчет частоты встречаемости, приписывание рангов. Возможна и дальнейшая статистическая обработка с использованием различных методов. При обработке качественных данных чаще всего используются непараметрические методы. Применяется также кластерный, факторный анализ. См. об этом [3, 6, 13,15,16,23]. Распространенные способы представления: текст, гистограмма, таблица. Пример текстового представления: «Беседа с родителями выявила жалобы на плохой контакт ребенка со сверстниками (65%), смену настроения (45%), отсутствие увлечений (42%)». Образец представления качественных данных в виде гистограммы (на примере представления результатов игры, преобразованных в процент случаев). Образец табличного представления качественных данных, преобразованных в количественные (на примере результатов наблюдения, преобразованных в условные единицы) см. в Приложении 3(табл. 4). В зависимости от того, какие задачи стоят перед исследователем, применяются те или иные методы сбора и обработки количественных данных. Простейшие количественные показатели, которые используются в работах - ранги и проценты. Используются также первичные данные статистики: среднее арифметическое, среднее квадратичное отклонение, коэффициенты асимметрии и эксцесса. Если данные не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к использованию кривой нормального распределения, используются непараметрические методы анализа. Если они удовлетворяют, а также если значения признака измерены по интервальной шкале - используются параметрические методы. В табл. 2 приведены часто встречающиеся методы обработки количественных данных [20]:
Таблица 2. Классификация задач и методов их решения
Часто также используется параметрический t - критерий Стьюдента для проверки гипотез о случайности различия (сходства) параметров и для оценки значимости коэффициентов корреляции, использующихся в корреляционном анализе. Нашли свое место в работах исследователей кластерный и факторный анализ. Способы представления результатов обработки количественных данных зависят от применяемых методов и весьма разнообразны. [2,4,15,20,22]. Основное требование: количественные данные должны учитывать пределы точности измерения показателей, зависящие от способов регистрации и обработки (должны быть сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий). • Приведем пример представления количественных результатов в тексте: «Разброс показателей по группам: в первой группе счастливыми себя считают 52%, во второй - 21%». «Средний показатель по тесту 21,5, стандартное отклонение 4,9». «Испытуемые с разным уровнем интеллекта имеют разный процент правильных ответов (критерий Крускала - Уоллиса Н = 8.79, р= 0.032)». «Результаты показывают, что количество людей, способных на рискованные действия, больше в столичных городах (различия значимы: c2=48,62,p<0.005)». «В целом коэффициент корреляции Спирмена оказался статистически незначимым (г = - 0,03, р < 0.05)». t-критерий Стьюдента для разных сравнений показал, что этот эффект статистически значим (р = 0.015)». «Был обнаружен высоко значимый эффект совместного влияния факторов «Самооценка» и «Комфортность» на процент правильных ответов (F (2,70) = 5,78, р = 0.005)». «Проведенный кластерный анализ результатов позволил выделить 3 блока кластеров. Первый блок составляет кластеры... В нем выделяется ядро (2 внутренних кластера), к нему примыкают...» «В результате факторного анализа было выделено 4 фактора: 1 -и фактор объясняет 49,5% общей дисперсии и включает следующие признаки: - упорный 0.75 - собранный 0.73 - решительный 0.69 - волевой 0.65 - общительный 0.64 - бесхарактерный -0.55 - Другой способ представления количественных данных - таблица. Образцы таблиц см. в Приложении 3 (таблицы 5-11). - Помимо таблиц, для наглядности используются различные способы графического представления результатов. Образцы см. в Приложении 4 (рис. 4 - 11).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|