Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методический комплекс




Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
по культурологии

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культу­рологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

Цели и задачи дисциплины

 

Цели дисциплины:

- дать студентам целостное представление о культуре как о развивающейся системе;

- показать её роль в жизни общества и каждого человека;

- способствовать гуманизации процесса образования, творческому развитию личности будущих молодых специа­листов; их интеллектуальному, нравственному и эстетическому воспитанию; усвоению ценностей мировой и отечественной культуры.

 

Задачи дисциплины:

- знакомство с основными культурологическими кате­гориями и подходами к определению сущности культуры (системным, аксиологическим и другими), её морфологией, закономерностями функционирования и развития, типологией;

- усвоение специфики главных этапов исторического развития мировой и отечественной культуры, современной культурно-исторической ситуации в России;

- приобретение умений навыков восприятия и исследова­ния художественных произведений, анализа творчества деятелей искусства XIX – XXI вв.

 

 

Требования к уровню освоения дисциплины

 

Студент должен знать:

- основные подходы к определению культуры;

- морфологию культуры;

- типы культуры;

- главные этапы развития мировой культуры;

- роль и место России в системе мировой культуры.

Студент должен уметь:

- оценивать достижения культуры, приобрести опыт анализа произведений искусства;

- достойно следовать в своей профессиональной деятельности идеям гуманизма.

 

Студент должен иметь представление:

- об основных культурологических категориях;

- закономерностях функционирования и развития культуры.

 

Программа курса

 

Раздел 1. Теория культуры

Культурология как наука. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – ХХ вв. Понятия «культура» и «цивилизация» в XVIII – XX вв. Становление культурологии в ХХ в.

Предмет культурологии. Западная и отечественная культурология. Основные современные подходы к определению культуры: аксиологический (ценностный), деятельностный и др. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и приклад­ная культурология. Методы культурологических исследований: сравнительно-исторический, структурно-функциональный, се­миотический и др.

Структура и функционирование культуры. Морфоло­гия культуры. Уровни культуры. Формы общественного сознания: мораль, религия, искусство и др. Культурные ценности и нормы. Функции культуры: познавательная, нормативная и др. Субъекты культуры. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоиден­тичность. Язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации.

Развитие культуры и её типы. Культурогенез и динамика культуры. Культура и общество. Культура и природа. Типология культуры. Восточные и западные типы культур. Этническая и национальная культуры. Специфические и «серединные» культуры. Религиозная типология культуры. Локальные культуры. Глобально-исторический подход к типологии культуры и теория постиндустриального общества.

Раздел 2. Исторические типы культуры

Первобытная культура. Первое формы общественного сознания – мораль, искусство, религия. Зарождение цивилизаций. Традиционная культура. Аграрное общество и культурные традиции. Особенности древневосточной культуры. Античная культура: этапы развития и главные достижения. Культура европейского Средневековья; её христианские ценности. Арабо-исламская культура. Европейская культура эпохи Возрождения и Реформации. Древнерусская культура VI – XV вв. Культура России XVI – XVII вв. Становление российской цивилизации.

Индустриальная культура. Культурная модернизация. Гуманизм, прогресс и другие ценности культуры Нового времени. Модернизация отечественной культуры в XVIII в. Российская культура XIX в. Главные её достижения в науке, образовании, литературе и искусстве. «Серебряный век» русской культуры. Русская религиозная философия и русский модерн. Место и роль России в мировой культуре.

Культура ХХ – XXI вв. Массовая и элитарная культура. НТР и её влияние на духовную жизнь. Религия и искусство в ХХ – XXI вв. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и глобальные проблемы современности. Кризис и перспективы развития современной культуры. Концепция информационного общества. Советская культура. Культурная революция и её влияние на развитие науки, идеологии и искусства. Проблемы постсоветской культуры.

Культура российской эмиграции: характеристика основных этапов развития. Вклад русской эмиграции в философию, науку, технику и искусство.

Раздел 3. Современное искусство

Изобразительное искусство. Русская живопись ХIХ – начала ХХ вв.: основные направления и жанры. Отечественная живопись советского и постсоветского периодов.

Музыка как вид искусства. Особенности русской музыки XIX в. Музыкальная культура ХХ – XXI вв.

Специфика театрального искусства. Развитие отечест­венного театра в ХIХ – ХХI вв. Кинематограф. Отечественное киноискусство.

 

ОБЪЕМ И РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы [16]

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоёмкость дисциплины    
Аудиторные занятия:    
- лекции    
- практические занятия    
Самостоятельная работа    
Вид итогового контроля (зачёт, экзамен) Зачет  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...