Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четвертый вопрос. Особенности римской республиканской госдуарственности и идеологии.




 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Римская civitas – это вариант греческой полисной организации. Хотя античная цивилизация сложена из полисов как из кирпичиков, здания из этих кирпичиков получились разные. Формирование полисной организации исследователи относят к ранней республике. Полис предполагает общественную организацию, когда нормы общественной жизни устанавливаются коллективно, и, если эти нормы приняты народным собранием, они становятся общеобязательными. Также принцип полисной организации - свобода граждан, у римлян она постулировалась в законодательстве, в религии, и была правом гражданина. Когда Цицерон подчеркивал, что объединяет римских граждан, он писал, что у граждан тесные узы: у них общие права, правосудие, право голоса, общие обычаи, общие связи дружеские, общине священные места, общий форум. И, кроме того, римлян объединяют политические и деловые отношения. Civitas понималась римлянами как коллектив граждан, но, кроме того, почти также как и греки, римляне считали, что civitas – это городское пространство, сакрально ограниченное от другой территории. И о civitas говорят, когда имеют в виду и место, и общее для всех право, и множество людей. Гражданское население. Сами граждане назывались Quirites или cives. Они были членами куриарной организации. Римляне отмечали сами, что отношения в civitas организованы на основе права. Они считали, что граждане – это лица, защищенные правом. Отношения на уровне политическом в своей общине римляне объединяли понятием Res publica. Буквально это понятие означает «публичное дело», антитеза понятию Res privato – дело частное. Для римлян Res publica – это общественная политическая деятельность.

Римские граждане называли себя populus Romanus Quirites. Это значило, что народ был наделен правом:

1) Принимать законодательные нормы. Законы стояли в правовом отношении выше того, что принял сенат. А сенат принимал статус консульта.

2) Будучи носителями государственного верховенства, сами граждане выбирали должностных лиц и делегировали им свое государственное верховенство. Римский народ считался наделенным величием. Слово величие – maiestas. Преступления против народа считались страшными и наказывались жестко. Магистрат в Риме мог выступать от имени народа и был носителем государственного верховенства, которые делегировал коллектив. И понятие «величие римского народа» было применимо к магистратам.

Специфика развития римской государственности заключалась в том, что Рим, будучи небольшим полисом, состоящим из города и прилегающих земель, постепенно завоевывал огромное пространство. И Рим завоевал огромные территории в Италии, потом в Средиземноморье. И для управления этими территориями Рим стал создавать надполисные органы власти. И с увеличением надполисной территории civitas не расплывалась, Рим по-прежнему был полисом. И когда пишут о трансформации Римского полиса в территориальное государство, такая формулировка неприемлема: Рим надстроил внешние надполисные структуры, не нужные для управления собственно полисом.

Чем отличалось римское гражданство? Запись в гражданский коллектив осуществлялась не на местном уровне, в отличие от Афин, где запись осуществлялась в демах. В Риме запись осуществлял цензор (самая почетная должность). Цензоры проводили перепись гражданского населения, они включали в число граждан людей с определенного возраста и вели списки граждан, которые назывались tabulae censoriae. Фиксация гражданина к общине в целом налагала обязанности по отношению к ближайшему окружению, а также ко всему коллективу. А также гражданские добродетели римского гражданина имели ярко выраженный военный характер. Доблесть римского гражданина – это военные доблести. Греческие граждане осознавали себя коллективом, в первую очередь, в политической, во внутренней жизни. А для самоидентификации римлян как граждан очень значимо было военное поприще.

1) Во-первых, у римлян была неразрывная связь военной и политической организации. У римлян была неразрывно связана военная и политическая система. Ярким проявлением этого является центуриатная система, когда по сотням собираются и войско, и народ в комициях.

2) Во-вторых, на ранних этапах существования своей общины у римлян остро стоял вопрос о выживании этой общины. Рим постоянно воевал с окружавшими врагами, воевал в оборонительных целях. И это привело к тому, что воинские моральные качества стали цениться рано и высоко.

Коллектив римских граждан отличался от афинского коллектива более выраженным ранговым и коллективным характером. В Риме на протяжении всей республиканской организации сохранялась ранговость: сначала патриции и плебеи, потом плебеи были уравнены, потом наилитет – верхушка, элита политическая. И, хотя она была текучей и менявшейся, она была более стабильной, чем в греческих полисах. Правящая элита удерживала руководящие позиции в гражданском коллективе. 40% из числа консулов составляли те, у кого отец и дед были консулами.

Правящая элита в Риме была сплоченной. Если афинский демос, чтобы какие-то нужные ему требования привести в жизнь, обращался к помощи аристократии и видел в аристократии свою опору и поддержку, то римский гражданский коллектив выработал другой способ, а именно римский плебс для решения своих проблем смог создать институт, не имеющий аналогов в греческих полисах, - плебейский трибунат.

Следующее отличие римского гражданского коллектива в том, что по-иному, чем в Афинах, считались голоса в пользу каких-то кандидатов. У римлян голосование проходило по принципу «одна центурия – один голос; одна курия, курия, триба – один голос». И этот голос нивелировал вклад каждого гражданина. Конечно, центурия определяла внутри себя один голос, и, когда набиралось большинство голосов, они подавали голос. К чему на практике это приводило? У греков не могло быть, когда «за» подавалось меньше половины голосов, а решение принималось; при большем, чем 50% количестве голосов «против» решение принималось.

К тому же, для римских граждан, в отличие от Афин, при выборе магистратов, при выборе должностных лиц характерно, что выбирали больше персоны, чем программы. И начиная с III в. проводятся активные избирательные кампании. В Риме между 241г. и 218г. была проведена реформа, демократизировавшая выборы. И после этого как раз и начинается активная избирательная борьба.

Следующий момент. Для римлян более важен был территориальный принцип организации общины: ведь римляне изначально не представляли собой этническую общность. Римляне не были коренным населением Италии. И отсюда - важность территориального компонента их общинной организации. Но, видимо, мы в праве говорить, что римская civitas – это все же не место, а, в первую очередь, люди. Интересно, если мы сравним, как римляне и греки выводили колонии своих граждан. Если выводится колония греческая, колонисты основывают новый коллектив граждан. Римляне же основывают новые филиалы своей общины, у них колония – это кусочек римской общины, территориально от нее удаленный.

Следующий момент. Римляне гораздо охотнее, нежели греки, давали людям гражданские права. Почему?

1. Римская община была частью латинского союза.

2. Для Рима на первых этапах проблема выживания стояла остро, и приток свежей крови для города был необходим. Сначала италики, потом пелерины, получали гражданские права, для Рима была характерна гражданская ассимиляция.

3. Это обусловлено политической организацией римской общины. В Риме не было прямой демократии: не хватит ресурсов, если начнет разрастаться гражданский коллектив.

4. Афинский раб мог в редчайших случаях получить афинское гражданство, а в Риме для раба-чужеземца существовала возможность при отпуске на волю получить гражданство. Историки пишут, что раб был «латентным гражданином».

Римская община была больше по численности, чем любой греческий полис. В Афинах жило не более 60 000 человек в период классики. В Риме население в III веке, по Титу Ливию, колебалось в диапазоне +-200 000. По цензу 70 г. до н.э. 900 тыс., а на рубеже н.э. Рим перевалил за 1млн. Отчасти этим была обусловлена иная политическая организация. Прямая демократия возможна при малом объеме гражданского коллектива. А Рим такой коллектив перерос.

15.04

ВТОРОЙ ВОПРОС. Обязанность общины - наделить гражданина землей. Гражданин имеет право собственности на свою землю. Земля рассматривалась как божественный дар, причем всей общине. Обожествление земли как всеобщей матери предполагало, что верховный собственник – вся организация. В античной организации верховенство общины как собственника предполагает собственность общинника как лица. Когда мы говорим, что общинник – хозяин собственности, мы подразумеваем, во-первых, что он ее может продавать, а, во-вторых, есть право отстранения не собственника собственником. Если землей пользуется не собственник, то собственник может отстранить его. И вроде бы внешне все понятно, но сложность общинных отношений заключается в том, что право на землю и на ее отчуждение определяла не только собственность - dominium, но и possessio – владение. Оно тоже подразумевает эти права. Термин possessio появился только к концу республики, и понять, о чем идет речь – о владении или о собственности - не всегда просто.

В греческих полисах было мало земли, которую община совместно использовала. Та земля, которая от лица общины сдавалась в аренду, была невелика. Деньги от нее шли на религиозные культы. В Риме, в отличие от греческих полисов, были значительные площади, находившиеся в собственности всего коллектива и непосредственно от его лица сдававшиеся в аренду. Это ager publicus – общественное поле. Гражданский коллектив сдавал ее в аренду. Аренда называлась possessio. А рента называлась vectigal. Кроме ager publicus существует понятие ager privatus – частная земля. Вопрос о том, что является ager privatus, является дискуссионным. Тимофей Григорьевич Мякин, филолог из Новосибирска, считает, что понятие privatus означает отделившуюся от ager publicus землю. Итальянский исследователь Сакки считает так же.

Когда Рим начинает завоевывать земли в Италии, эти земли стали называться ager quaestorius. Эта завоеванная римлянами земля продавалась квестерами гражданам; проданная земля называлась ager quaestorius, и здесь опять встает дискуссионный вопрос: что именно продавалось? Земля? Или вечный possessio? Ager publicus могли быть арендованы в Риме только гражданами, а ager publicus в Италии могла арендоваться не только римскими гражданами, но и италиками из союзных Риму общин.

Следующий термин ager provincialis – земли, завоеванные за пределами Италии. Часть ager provincialis сдавалась в аренду местным жителям. Та часть провинциальной земли, которая принадлежала римлянам, но сдавалась в аренду местным жителям, называлась ager stipindialis. Для римской гражданской общины нет никаких сведений о том, что была производственная храмовая земля, которую они использовали бы для с/х производства. Более того, Цицерон пишет, что был запрет на храмовое землевладение. Существовали священные земли, но это не были земли храмов. Это была общеполисная земля, доходы с которой шли на сакральные нужды. Вне зависимости от формы собственности, в Римском государстве было три типа хозяйств:

1) Мелкие крестьянские хозяйства (площадь до 30-ти югеров (0,25 га) земли);

2) Виллы (до 500 югеров земли). Использовался труд 15-20 рабов. Они были ориентированы на рынок, 1-2 отрасли были товарными.

3) Латифундии (свыше 500 югеров), как правило, скотоводческие, с большими площадями пастбищ. Земля обрабатывалась рабским трудом. Были и крестьяне-арендаторы – колоны.

Характеризуя экономическую составляющую жизни римской общины, скажем, что до первой пунической войны экономика Рима базировалась на с/х, а после начинает базироваться на ремесле и торговле.

В эпоху римской общины в ее собственности, кроме ager publicus, были рудники и государственные рабы. Доходы шли в aerarium – царскую казну. В нее не поступало никаких обязательных доходов, т.к. действовал полисный принцип: граждане не платят налогов, и тут мы обратим внимание на принципиальную разницу в налогообложении современных государств и античной общины. Современные государства исходят из принципа «официального изъятия»: государство считает, что вправе требовать от гражданина налогов по той простой причине, что гражданин принадлежит к этому государству. Римская полисная община исходит из того, что государство может требовать от гражданина плату только за предоставленную ему услугу.

Следующая норма – запрет порабощения сограждан. В Риме была проведена отмена долгового рабства, и закон Петелия (313 год до н.э.) положил запрет порабощению сограждан. И мы с вами успели отметить, что в Риме существовала возможность мангумиссии – отпуска раба на волю с предоставлением ему гражданских прав.

Количество рабов в римском государстве было больше, чем в любом греческом полисе, т.к. население больше, и удельный вес рабского труда в экономике был больше, чем в Греции, но в абсолютных цифрах его невозможно установить. Зато мы знаем, что в Риме была велика роль рабов интеллигентных профессий. В период Республики учителя, врачи, актеры – в подавляющем большинстве, рабы. Они «учили, лечи и развлекали» римлян в период Республики. В материальном производстве считается, что рабы не были производителями материальных благ.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Организация городского пространства в Риме обозначала сакральную идеологию: человек принадлежит полису, а не миру. Мир вне полиса враждебен и должен быть отграничен не только политически, но и сакрально. Если граждане греческих полисов знали, что полис не уникален, и таких полисов греческих полисов много, то Рим был уникален, Римская община была единственной и неповторимой. В Риме была схема urbs и ager. Священная граница города – ponerium. Городская граница ponerium защищала Рим от внешних враждебных сил. Изначально он охватывал только Палатинский холм «сердце Рима», постепенно пространство внутри ponerium расширялось. Как сакрально ограничивалась? Пересечь городскую границу без очистительного обряда не могла армия, вернувшаяся из дальних походов, она соприкасалась с враждебными силами, со злом. Она входила в Рим в боевом порядке только по праздникам, а так на границе она распускалась. Нужно было очистить себя, оружие, а потом входить в город, вносить трофеи. Город был защищен и тем, что нельзя было внутри городской черты хоронить умерших, и в Спарте такое правило действовало. Роль интегрирующего элемента играл в период республики Форум. Он находился в Северной лощине Палатина.

На форуме кроме здания курий, где заседал сенат, находилось здание комиций – народных собраний. На форуме происходили собрания граждан, где не принимались решения. Собрания граждан, где решения не принимались, назывались contiones. И, если в греческом собрании эклессии, граждане и обсуждали, и голосовали, то в Риме обсуждение и голосование было во времени разведено.

Оценка вместимости комиций у исследователей различно. Сколько там могло быть народу? Кто-то говорит, что до 20 000 человек, кто-то – до 1 000. Ораторская трибуна имела вид дуги, и ростры (изначально – носы вражеских кораблей) были на ней установлены в 338 г. в ходе латинской войны, их было 6. И высота ростр тоже по-разному определяется: от 2,5 до 4 м. Стремление достичь согласия олицетворял стоявший храм согласия римских граждан – конкордия.

Если в общественной жизни форум был самым важным местом, то у каждого римского гражданина таким место в его доме был атриум. Так назывался храм Сатурна, в нем хранилась казна Рима. Это комната, которая олицетворяла соединение публичной и частной жизни гражданина: в ней находились портретные маски прославленных предков, и это не просто внутрисемейный культ предков, а почитание, которое олицетворяло престиж семьи. Отдельно была доска предков, на которой все предки фиксировались и почитались.

Если Рим – античный полис, то сакрализованное городское пространство не могло обойтись без храмов. Храмы, естественно, были, и община римская, как и греческая, себя конституировала как религиозная организация. Как и в Греции, синхронно с общиной появлялись храмы, и не все из них строились внутри городской черты. Некоторые храмы строились на Капитолии. В период архаики возникает храм Юпитера. И в храме Юпитера бывшие магистраты-консулы, вступая в должность, давали обет, и Юпитер был патроном Римского народа. Его жрец фламий был самым почитаемым жрецом города, римляне с ним консультировались путем дивинаций – интерпретаций знаков божественного происхождения. А ауспиции – это птицы гадания, по их поведению гадали о воле бога. Современные исследователи полагают, что для римлян главными были публичные ритуалы почитания богов, а не поиск единения с божеством. У нас два термина fas – право божественное (не подвержено человеческому воздействию) и ius – право человеческое (изменяется людьми). И римляне в теории различали установления человеческие и божественные, но на практике был механизм сакрально-правовой. Допустим, идет избрание магистрата: нормы регулирует человеческое право, а жрецы могут сказать, что птицы гадания были проведены не так, как хочет божество, и выборы отменялись. Боги рассматривались римлянами как сограждане, и римляне представляли, что их община совместно управляется магистратами и богами. И боги должны были ждать, когда магистрат предоставит им слово. И, вместе с тем, ауспиции были для римлян своеобразной защитой общественной свободы. Магистрат не мог совершать какие-то злоупотребления, он понимал, что боги его контролируют понятие «мир с богами» pax deorum» - одно из главных в сакральной жизни римской общины. Для римлян сфера сакрального была потому особенно важной, что сакральная практика способствовала сплочению гражданского коллектив а в силу того, что другие механизмы играли меньшую роль. Римская община постоянно пополнялась новыми гражданами, и те новые граждане, которые с детства не получили опыта гражданской жизни, получали такой опыт с помощью сакральной жизни.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Два основных подхода в историографии к решению общетеоретического вопроса: можем ли мы считать римский полис государством:

1) Этатический – исследователи пользуются понятием государства;

2) Неэтатический – исследователи отказываются от понятия государства.

Истоки взгляда на античный полис и римскую civitas как отсутствие государства связаны с формулировкой немецкого правоведа Карла Шмидта, который считал, что понятие «государство» в истории можно применять только с XVi века. Все, что раньше, - не государство. Он думал, что государство – это представительный способ формирования власти, а в античных полисах прямая демократия. Дефиницию государству на рубеже XIX-XX веков дал другой немецкий правовед Георг Еллинек. Он учил, что государство составляют три элемента:

1) Территория;

2) Народ;

3) Государственная власть.

Сторонники этатических позиций – англо-саксонская, немецкая историография, а неэтатических – испанская и итальянская историография. В нашей историографии сильны этатические позиции: В.В.Дементьева считает, что, если территория имеет четкие границы, организована политически (подчиняется центральной власти), то перед нами то политическое сообщество, которое может быть названо государством.

Какие основные концепции и теории по поводу Рима времен республики? Что это за республика? Долго в мировом антиковедении господствовала концепция о «жестко олигархическом» характере Римской Республики. Ее основатель М. Гельцер, считал, что Римская Республика – олигархическая монархия, опора власти – институт патроната клиентелы, и деловая дружба. Затем в середине 1980-х гг. исследователи обосновали, что в политическим господстве Нобелей деловая дружба или институт патроната клиентелы особой роли не играли. И в 1980-м началась масштабная дискуссия по концепции, предложенной Фергюсом Милларом, концепции «Римской демократии». Он в первых своих работах считал, что политическая система Рима стояла ближе к Афинам, чем это принято считать. Это вызвало острые дискуссии, и, чем дальше они шли, тем Миллар все более и более подчеркивал демократический характер римской политической системы, и в последних своих работах он приравнял Римскую систему и афинскую демократию. И откликов на его точку зрения много.

В конце концов, была сформулирована гипотеза, которая, считает Дементьева, наиболее научно обоснована – теория «римской меритократии». Отец ее Карл Хёлькескамп. Мы скажем о ее сути. Меритократия – власть достойных. В привычную нам шкалу «демократия – олигархия – аристократия» меритократия может быть вписана как качественное определение олигархии. Если считать, что меритократия – власть немногих, но достойных ее морально и функционально, то мы видим то, что было свойственно Риму. Римляне стремились избирать людей достойных, но они считали, что представители того или иного рода, отличившиеся на военном поприще, имеют необходимое воспитание, участвуют в политической жизни с раннего возраста, могут руководить страной. Когда формируется меритократия, когда она перестает существовать? Хёлькескамп считает, что период ее жизни 338-295 гг. Римскую меритократию олицетворяли римские магистраты империи. Империя – высшая власть, которая имела форму приказа, дисциплинарная власть. Передавалась она через куриатный закон об империи, когда собрание по куриям голосовало за магистратов. Власть приказа в военной жизни ничем не ограничивалась, а в мирной ограничивалась provocatio ad populum – провокация к народу. В случае, если магистрат приговаривает человека к смерти, человек мог обратиться к народному собранию за защитой. Provocatio ad populum входила в ряд важнейших прав гражданина. Кроме того, важнейшие термины auxilium – трибунское право попросить помощи у трибунов, intercessio – запрет действий магистрата со стороны плебейского трибуна, или же со стороны другого магистрата. Все это подчеркивает огромное значение магистрата, эти термины входят в комплекс praesidia libertatis. Особое место в формировании меритократия принадлежало магистрату, который имел формы контроля и принятия законов. Римский сенат опирался на неформальную власть. Формальная власть – сенат, консультативный орган при консулах. Власть сената опиралась на авторитет. Хотя напряженные отношения между магистратами и сенатом случались, но конфликтов между ними было крайне мало. Итак, с одной стороны демократическая основа в римской жизни налицо, с другой, автократический принцип еще более выражен. То есть, демократический посыл в жизни кроется в том, что нормы политической жизни в общине и в Риме были установлены коллективно, народом. Но нормы, которые коллектив сообща устанавливает, могут быть отнюдь не чисто демократическими. Граждане устанавливают такие правила игры, когда решающее значение в государственной жизни передается не народу, а правящей элите. Кроме того в Риме возникает в зародышевом виде принцип представительности, в отличие от греческой жизни. В чем он проявился?

1) Магистраты в Риме – не просто представительный орган, но им передается государственный суверенитет. На них распространяется понятие величия римского народа.

2) Принцип голосования в комициях: одна комиция – один голос. Это прообраз системы выборщиков. И выборщик определенным образом несет голос своей группы.

3) Начиная с 366г. Римский сенат стал превращаться в собрание бывших магистратов как достойных представителей римского народа. Политик избирается только в магистратуру, а потом входит в сенат.

4) Право провокации: гражданский коллектив магистрата контролирует, и магистрат должен считаться с теми, чьи интересы представляет.

5) Кониции: собрания, на которых магистрат мог понять чаяния народа, и привести свою позицию в соответствие с этими чаяниями.

6) Действие в Риме в качестве поведенческой нормы того, что греки называли mores maiorum. Граждане своих представителей выбирали, исходя из того, соответствует ли его поведение римским обычаям. Понятие mores maiorum – важнейшее в римской системе ценностей, означает «обычаи предков». К числу важнейших установлений относятся: Viryus (военное мужество); Dignitas (честность, добросовестность); fides (верность обещаниям, клятве, соответствие дел словам). Понятие mores maiorum включало ценности aeqitas (беспристрастность), Clementia (милосердие), мудрость (sapientia).


27.04

ТЕМА 4: ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РИМА В II-I ВВ. ДО Н.Э.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...